Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Нидерландов за период с 01.07.2016 по 31.07.2016г.

03.08.2016

Информация об основных торгово-экономических и общественно-политических событиях в Нидерландах в июле 2016 года


Основные макроэкономические показатели

Категория

Значение

Период

Население

17 015 154

май 2016 г.

Экономический рост

0,5%

1 квартал 2016 г.

Безработица

6,8%

1 квартал 2016 г.

Доверие потребителей

2

июль 2016 г.

Инфляция

0,0%

июнь 2016 г.

Источник: Центральное статистическое бюро Нидерландов

 

Экономика и финансы

 

Эксперты Нидерландского совета по развитию среды обитания и инфраструктуры подготовили аналитический доклад Mainports Voorbij, основная мысль которого заключается в том, что Нидерланды должны отказаться от использования термина «мэйнпорт».

Кризис 80-х годов заставил правительство Нидерландов пересмотреть стратегию развития экономики: было решено сократить поддержку слабых регионов и инвестировать в сильные. Как ожидалось, развитие района Схипхола и г. Роттердама могли бы простимулировать экономику и придать Нидерландам статус страны-дистрибьютора. Термин mainport (примечание - несуществующее слово на английском языке, буквально означает «главные ворота») был введен в оборот экономистами Путом и Ван Донгеном в 80-е годы прошлого столетия, и должен был подчеркнуть важность международного аэропорта «Схипхол» (Schiphol) и порта Роттердама для экономики Нидерландов. На протяжении 30 лет два основных «мэйнпорта» оставались точками психологического притяжения и «главными воротами» для международного бизнеса и развития внутреннего предпринимательства. Все остальные Нидерланды, по сути, рассматривалась как «задворки», или прилегающая к «мэйнпортам» территория. Впоследствии смысл неологизма изменился, и в Нидерландах стали появляться «гринпорты» (места сосредоточения с/х предприятий), а высокотехнологичный регион вокруг Эйндховена окрестили «брэйнпортом».

В течение трех десятилетий несколько правительств закачивали в «мэйнпорты» огромные средства, что позволило реализовать крупные проекты, вроде строительства стратегически важной железной дороги Betuwelijn или создания портовой территории Maasvlakte. Даже сейчас развитие «мэйнпортов» и увеличение грузо- и пассажиропотоков «Схипхола» и порта Роттердама остается приоритетом для руководства страны. Так, например, в начале июля 2016 года во Второй палате состоялись дебаты о Плане развития аэропорта «Схипхол», согласно которому планируется модернизировать ж/д пути вокруг «Схипхола» и построить новую (седьмую по счету) взлетно-посадочную полосу в районе Хаарлеммермэйр.

По мнению экспертов Совета, статус-кво пора нарушить, а это значит – отказаться от использования понятия «мэйнпорт». Тем более, что перевозка грузов и пассажиров приносит все меньше прибыли, а новыми точками роста становятся места сосредоточения технологических компаний – регионы Эйндховена (хай-тек кластер HTC) и Амстердама (IT-компании кластера Amsterdam Internet Exchange). В Совете считают, что дальнейший рост «мэйнпортов» нецелесообразен, а при транзите товаров такие факторы производства как труд и земля используются крайне неэффективно. Например, транспортировка контейнеров из Роттердама в Германию практически не создает добавленной стоимости, а увеличение числа полетов в до предела загруженном аэропорту почти не генерирует дополнительную прибыль.

Несомненно, отказ от политики поддержки «мэйнпортов» можно было бы рассматривать как смелое достижение. Вот уже много лет Нидерланды – это не просто удобный транспортный хаб и страна-дистрибьютор, экономическая активность которой связана исключительно с выгодным географическим положением. Конечно, оказание транспортных услуг – одна из сильных сторон Нидерландов, однако среди сильных сторон голландцев теперь есть прорывные технологии, дизайн и анализ «больших данных». А это требует корректировки экономической политики, которая, впрочем, не должна навредить «Схипхолу» или Роттердаму.

Критические выпады в адрес «мэйнпортов» - явление не уникальное. Еще в 1997 году бывший профессор Делфтского университета Альберт Полс указал на необходимость наращивания инвестиций в нано- и биотехнологии и отказа от дальнейшего финансирования дорогостоящих проектов типа расширения «Схипхола» и порта Роттердама. В то время призыв Полса не был услышан: лобби государственного проекта Nederland Distributieland («Нидерланды – страна-дистрибьютор») явно было сильнее. В этот раз публикация доклада Советом также не прошла незамеченной.

Реакция некоторых ведущих политиков была ожидаемой, и многие из них раскритиковали Совет за столь нестандартное предложение. Так, например, глава Департамента обеспечения доступности Министерства инфраструктуры и окружающей среды Нидерландов Марк Фрекуин заявил, что Совет в своем докладе изложил не видение проблемы, а просто предложил похоронить успешную политику стимулирования «мэйнпортов»: «Ответов на главные вопросы вы не дали. Просто предложили Нидерландам бросить футбол и заняться кёрлингом. За рубежом нас засмеют. Единственное, что мы услышим в свой адрес будет «ну-ну, давайте, продолжайте в том же духе». Критика в адрес Совета была ожидаемой, ведь эксперты поставили под сомнение политику правительства страны, которая вот уже 30 с лишним лет успешно двигает вперед всю экономику. Однако в Совете считают, что инвестиции в «мэйнпорты» уже не эффективны, так как мировая экономическая парадигма претерпела изменения: простой рост объемов – это уже не гарантия успеха, а основным фактором является создание добавленной стоимости.

Руководство порта Роттердама, «Схипхола» достаточно резко отреагировали на предложения экспертов. Руководители кластеров выразили недовольство докладом и отказались от участия в панельной дискуссии Совета. Директор роттердамского бизнес-клуба Deltalinqs Бас Янссен заявил: «Что касается анализа нашей работы, то здесь видение Совета мы разделяем лишь отчасти. А вот выводы вообще никуда не годятся, они фундаментально неверны». Как считает Янссен, необходимо разработать новую политику поддержки «мэйнпортов»: «Назовите ее как хотите, хоть «мэйнпорт 2.0». Но центральная власть должна и впредь играть ведущую роль в развитии порта Роттердама». Представители Порта также считают, что стабильное развитие инфраструктурного комплекса Роттердама в будущем невозможно без соответствующей целенаправленной политики. «Схипхол» после публикации доклада разместил на своем сайте письменное заявление, в котором говорится о «росте значимости аэропортового комплекса в условиях ускоренной интернационализации общества и интенсификации международных контактов». Бывший глава «Схипхола», а ныне президент наблюдательного совета управляющей компании порта Роттердама Havenbedrijf Rotterdam Ханс Смитс назвал выводы Совета «крайне странными». Он не считает, что «мэйнпортам» уделяется слишком много внимания. Порт Роттердама сильно зависит от торговли традиционными энергоносителями (более 50% грузооборота) и ему необходимо завершить переход к углубленной автоматизации логистических процессов. Таким образом, чтобы пережить переход на возобновляемую энергетику и внедрить новые технологии, порту нужно быть уверенным в стабильной политике, разработка и осуществление которой без участия Центра невозможны.

2-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Коалиция, состоящая из представителей 25 муниципалитетов, администраций двух провинций, а также руководства жилищных корпораций, учреждений здравоохранения и сельскохозяйственных ассоциаций Лимбурга и Северного Брабанта (LLTB и ZLTO) направила во Вторую палату Генеральных Штатов Нидерландов «петицию о катастрофе».

В своем обращении члены коалиции призвали правительство признать ситуацию на юго-востоке Нидерландов национальной катастрофой. Лишь в случае соответствующего признания пострадавшие смогут обратиться к государству за помощью в соответствии с Законом о возмещении ущерба. Неделей ранее статс-секретарь по вопросам экономики Мартэйн ван Дам заявил, что о национальной катастрофе речи не идет, так как ущерб, нанесенный стихией региону, был застрахован.

Ранее отдельным решением кабинет министров позволил компаниям, которые пострадали в результате сильного града и наводнений летом 2016 года, ввести укороченный рабочий день для своих работников. Впоследствии работодатели смогут воспользоваться системой субсидирования безработных граждан для обеспечения выплат персоналу за неотработанные часы.

6-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Количество пустующих офисных зданий в Амстердаме за последний год резко сократилось. По данным агентства недвижимости CBRE, если срочно не активизировать строительство офисов, в ближайшие два года средние и крупные компании будут лишены возможности переезда, а стартапы не смогут найти офис по карману.

Новость о нехватке коммерческой недвижимости достаточно неожиданная, ведь уже несколько лет в Нидерландах идет дискуссия о неиспользуемых офисных площадях. В регионе Большой Амстердам переизбыток офисов достигает 12,9%, тогда как год назад этот показатель достигал 17%.

Нехватка хороших офисных площадей уже сейчас становится проблемой, которая совершенно точно не идет на пользу Амстердаму с его стремлением перенять у Лондона роль ключевого финансового центра. По сообщению некоторых агентств недвижимости, уже сейчас в городе проблематично найти офисы площадью более 5000 кв. м.

6-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Вторая палата Нидерландов работает над принятием закона о легализации азартных игр в сети Интернет. Ожидается, что со второй половины 2017 года интернет-сайты, предлагающие игру в покер, блэкджек, рулетку, а также сайты-тотализаторы смогут получить специальные разрешения на ведение деятельности в Нидерландах. В настоящее время азартные игры в режиме онлайн находятся под запретом, и практически все провайдеры данного вида услуг размещают ресурсы на зарубежных серверах.

Правительство планирует обложить провайдеров азартных игр налогом по аналогии с обыкновенными казино, а также ввести дополнительный сбор в размере 0,25% от суммы выигрыша, который будет направляться в Фонд борьбы с игровой зависимостью. Еще 1,5% от суммы выигрыша будет перечисляться надзорной инстанции по азартным играм.

8-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

По данным Центрального статистического бюро Нидерландов, после трех месяцев относительной стабильности в июне вновь возобновился рост числа банкротств. В основном, в июне банкротились предприятия гостинично-ресторанного бизнеса, а также предприятия торговли и финансовые учреждения. Общее число банкротств составило 361.

9-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Голландские рыбаки выступили против строгой политики Брюсселя в сфере морского рыболовства. Десятки компаний основали объединение Eendracht maakt kracht - EMK («В единстве – сила»), которое будет продвигать интересы своих членов. Рыбаки требуют смягчения законодательства, выступают против сокращения районов рыболовства в Северном море, а также требуют отмены запрета на выброс выловленной рыбы за борт. В начале сентября во время проведения Дней порта в г. Роттердаме EMK планирует организовать марш протеста траулеров.

11-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Министр экономики Нидерландов выступил с заявлением о выделении дополнительно 1 млрд. евро в рамках программы субсидирования SDE+, направленной на стимулирование проектов «зеленой» энергетики. Таким образом, решением Министерства экономики бюджет второго раунда финансирования по программе SDE+ увеличен до 5 млрд. евро. Заявки на получение субсидии будут приниматься с 27 сентября по 27 октября 2016 года.

Первый раунд финансирования состоялся в период с 22 марта по 28 апреля 2016 года. Бюджет раунда составил 4 млрд. евро, а объем заявок на финансирование превысил 8,2 млрд. евро. Было одобрено 986 запросов, из которых 831 запрос был подан в рамках реализации проектов с использованием солнечной энергии (фотовольтаики).

В случае успешной реализации всех проектов, участвующих в программе SDE+, общий объем вырабатываемой электроэнергии по одобренным и профинансированным проектам составит 24,1 пДж в год, что на 1,2% приблизит достижение поставленной правительством страны цели по выработке 14% электроэнергии из возобновляемых источников к 2020 году и 16% - к 2023 году.

Большая часть средств в ходе первого раунда финансирования была распределена в пользу проектов совместного сжигания биомассы и угля (37,5%), получения электричества из тепловой энергии биомассы с применением когенерации (24,7%) и геотермальной энергетики (22,9%).

В ближайшие восемь лет компания Essent (дочернее предприятие немецкой RWE) получит по программе SDE+ около 1,2 млрд. евро для организации совместного сжигания угля и биомассы на ТЭЦ Amercentrale. В свою очередь компании Engie в этот же период планируется выделить 300 млн. евро.

Совместное сжигание биомассы и угля – достаточно дешевый способ «озеленения» энергетической отрасли Нидерландов, который чрезвычайно важен для достижения ранее поставленной цели по получению 14% энергии из возобновляемых источников к 2020 году. Однако использование совместного сжигания носит противоречивый характер: выделяя субсидии отдельным электростанциям, государство имплицитно поддерживает именно их, тогда как прочие угольные ТЭС планируется закрыть.

Кроме того, совместное сжигание вызывает бурную общественную дискуссию. В глазах природоохранных организаций схема с перевозкой дерева из одной части планеты в другую только ради достижения чьих-то персональных целей выглядит более чем сомнительно. Аналогичного мнения придерживается Королевская академия наук (KNAW), которая еще в 2015 году в одном из обзоров указала на то, что сведение лесов в Северной Америке и сжигание полученных пеллет в Нидерландах не вносит вклада в сокращение выбросов парниковых газов (например, СО2) даже в том случае, если на месте вырубленных лесов высаживаются новые.

Фонд субсидирования по программе SDE+ формируется за счет начисления специального налога на домохозяйства Нидерландов.

13-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Производство ветровой электроэнергии в Нидерландах набирает обороты: турбины на ветряках становятся мощнее, а число парков ветрогенераторов растет как на суше, так и на море. Однако ветроэнергетика – это еще и сложный переговорный процесс с привлечением миллиардных субсидий и проведением долгих переговоров со стэйкхолдерами.

Как считает исполнительный директор по проектному финансированию Rabobank Марк Шмитц, сопротивление со стороны населения и определенной части бизнес-сообщества проектам ветроэнергетики будет сокращаться по мере приближения цены 1 МВт/часа ветряной энергии к среднерыночной стоимости, которая в настоящее время составляет около 35 евро/МВт/час. Самый рентабельный парк ветрогенераторов расположен в южной части Норвегии: себестоимость 1 МВт/часа электроэнергии там составляет около 50 евро. В настоящее время разница между рыночной ценой и себестоимостью покрывается субсидиями. Однако, если рыночная цена на электроэнергию будет расти, а себестоимость энергии ветра – снижаться, то в ближайшие годы субсидирование уже не понадобится.

В 85 км от побережья провинции Гронинген расположился парк «Близнецы» (Geminipark), где себестоимость 1 МВт/часа составляет около 170 евро/МВт/час. А в ближайшие месяцы у побережья провинции Зеландия датская компания Dong начнет строительство парка «Борсэле», себестоимость 1 МВт/часа в котором составит 72,70 евро. Снижение себестоимости электроэнергии, как ожидается, позволит сократить требуемый объем субсидирования на 2,7 млрд. евро.

В целом, в ветроэнергетике наметился правильный тренд: чем крупнее – тем выгоднее. Так, например, строительство вышеупомянутого парка «Борсэле» суммарной мощностью 700 МВт позволит добиться себестоимости 1 МВт/часа, которая даже ниже, чем у некоторых парков на суше. В качестве примера можно привести проект энергетической компании NuOn в районе Вирингенвэйр, где ожидаемая себестоимость составит 74 евро/МВт/час. Однако, как предостерегают эксперты Нидерландской ассоциации ветровой энергетики (NWEA), на такие грубые оценки полагаться не стоит, так как при строительстве морских парков государство полностью берет на себя расходы на создание необходимой инфраструктуры для подключения к существующей электросети и прокладку кабелей, а это неизбежно приводит к повышению себестоимости электричества.

Несмотря на то, что новейшие проекты в сфере ветроэнергетики бьют все рекорды по внутренней рентабельности, электроэнергия, полученная из этого источника, все еще слишком дорога. Как считает бывший топ-менеджер Shell Ерун ван дер Фэйр, при цене 8,7 центов за кВт/час ветровая энергия не может конкурировать на рынке. Кроме того, в безветренную погоду приходится использовать накопители или резервные источники энергии, что также увеличивает стоимость проектов.

12-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

По данным аналитического обзора Министерства экономики Нидерландов, попавшего в распоряжение информационного агентства NOS, закрытие угольных электростанций обойдется голландской казне в 7 млрд. евро.

Ранее эксперты агентства экономического прогнозирования Spring Associates опубликовали отчет, подготовленный при поддержке Greenpeace Nederland и Европейского климатического агентства, из которого следовало, что закрытие будет стоить «всего» 3,3 млрд. евро. Тогда была произведена оценка электростанций по остаточному принципу, так как рынок электроэнергии сильно просел, и фактическая стоимость в 6 млрд. евро уже не отражала реальную стоимость угольных ТЭС. Вполне вероятно, что при нынешней оценке был учтен возможный рост рынка, однако достоверно об этом судить нельзя, так как Министерство отказалось предоставить материалы для публикации.

В апреле 2016 года в исследовательском бюро SEO и вовсе заявили о дополнительном доходе в размере 4,7 млрд. евро, который государство может получить от закрытия угольных ТЭС, что было подкреплено доводами о возможной экономии средств при улучшении общего уровня здоровья населения и состояния окружающей среды.

Обсуждение вариантов закрытия угольных ТЭС ведется с 2013 года, когда правительство приняло Энергетическое соглашение. В соответствии с Соглашением планировалось закрыть 5 из 10 угольных электростанций, однако в апреле т.г. выяснилось, что существуют планы по закрытию еще двух угольных ТЭЦ. Несмотря на разговоры о закрытии, в мае 2016 года на территории Maasvlakte (Порт Роттердама) была запущена новая угольная электростанция компании Eon. В компании заявили, что в случае решения о закрытии этой электростанции они потребуют от правительства 1,6 млрд. евро.

Свою оценку ситуации с закрытием угольных ТЭС предложили и в Центре энергетических исследований Нидерландов (ECN). Основным выводом их обзора стал прогноз роста цен для домохозяйств на 2-4 евро за 1 МВт/час электроэнергии. Среднестатистическое домохозяйство в Нидерландах потребляет около 3 МВт/час в год, поэтому средний счет за электричество может вырасти на 10 евро в год. Всего в Нидерландах насчитывается около 7,7 млн. домохозяйств. Таким образом, прямым следствием закрытия угольных электростанций станет рост бытовых расходов населения на 80 млн. евро. Однако, основными потребителями электроэнергии остаются крупные предприятия промышленности, которые в целом потребляют около 100 млн. МВт/час ежегодно. Повышение цены в среднем на 3 евро означает рост расходов на 300 млн. евро в год. Таким образом, рост общих издержек на электроэнергию по стране может составить 380 млн. евро, а при росте цены на 4 евро (верхний потолок прогноза) – до 475 млн. евро ежегодно.

Как следует из расчетов, закрытие угольных ТЭС обойдется государству в сотни миллионов евро, а если добавить к этому миллиардные иски от компаний, то цена вопроса окажется не такой уж и низкой. Станет ли это аргументом, чтобы оставить станции открытыми? Но в этом случае Нидерланды не достигнут целей по сокращению выбросов CO2 и не сэкономят те самые 4,7 млрд. евро на здравоохранении и охране окружающей среды. В любом случае, Нидерландам придется заплатить.

14-07-2016 (NOS, Financiele Dagblad)

 

В середине июля решением Еврокомиссии Нидерланды были признаны одним из инновационных лидеров Евросоюза. В рейтинге инновационности ЕС Нидерланды уже второй год подряд занимают пятое место после Швеции, Дании, Финляндии и Германии. В среднем, уровень развития инноваций в Нидерландах на 21% выше, чем в остальных странах рейтинга (для сравнения – в Швеции этот показатель составляет 35%).

Впрочем, позиция стран ЕС в рейтинге сильно зависит от используемых методов расчета. Число присужденных докторских степеней, научных публикаций и патентов – эти показатели у Нидерландов особенно высоки. Однако, как говорят эксперты Центрального бюро экономического планирования (CPB), по числу ученых и доле ВВП, направляемой на научно-исследовательскую работу, Нидерланды отстают от остальных стран ЕС. Также, по данным Еврокомиссии, в Нидерландах наблюдается снижение венчурной активности и общих расходов бизнеса на инновационную деятельность. В то же время в инновационной сфере растет число предприятий малого и среднего бизнеса.

Несмотря на заявление Министра экономики Хэнк Кампа о том, что «выход из догоняющих в лидеры» - это заслуга последовательной политики кабинета министров, некоторые эксперты с ним не согласны. Так, исследователь CPB Бас Страатхоф считает, что инновационный рейтинг ЕС – это просто красивый метод для сравнения стран между собой, который никоим образом не оценивает связь эффективности политики государства в сфере инноваций с фактическим результатом.

15-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал 16-й ежегодный обзор Global Information Technology Report, в котором оценивается уровень развития информационных технологий 139 экономик мира. Основной критерий оценки – способность государства эффективно использовать IT-технологии для ускорения роста ВВП, развития инноваций, создания дополнительных рабочих мест и обеспечения общественного благосостояния. В этом году Нидерланды опустились в рейтинге на две строчки и заняли 6 место после Сингапура, Финляндии, Швеции, Норвегии и США.

Как отмечают эксперты, потеря позиций Нидерландами связана с ростом цен на IT-услуги, что сокращает их доступность. Но даже несмотря на относительно высокие цены, влияние IT-технологий на повседневную жизнь и экономическое развитие Нидерландов чрезвычайно велико. Из 139 стран рейтинга ВЭФ Нидерланды имеют лучшее в мире покрытие мобильных сетей, а малые и средние предприятия активно пользуются Интернетом для создания электронных бизнес-моделей.

15-07-2016 (Technische Weekblad)

 

По сообщению Центрального статистического бюро Нидерландов, экспорт Нидерландов в мае вырос на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Среди основных статей экспорта стоит отметить транспортные средства, а также продукты химической промышленности, резиновые и пластиковые изделия.

15-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Как заявили в Нидерландской организации производителей фруктов (NFO), последствия санкционной войны между Россией и ЕС, которая длится вот уже 2 года, становятся все ощутимее. 29 июля минуло 2 года с момента введения первых санкций в отношении России. Через неделю после решения ЕС о введении санкций, Россия объявила о начале продовольственного эмбарго. Со временем соблюдение правил бойкота лишь ужесточилось.

Комментарий собеседника BNR директора компании Lighthouse Еруна Кеттинга: «Если сравнить показатели экспорта 2013 и 2015 гг., то мы увидим, что сокращение составило около 3 млрд. евро. Нидерландский экспорт в Россию сократился на 40%. Конечно, еще есть много компаний, которые ведут бизнес в России, однако по большей части производители сыра, мяса или овощей – это небольшие предприятия, для которых российский рынок внезапно оказался недоступен. Что касается использования альтернативных маршрутов доставки голландских товаров в Россию, то здесь стоит порекомендовать голландским производителям «сербский канал». На полках российских магазинов можно встретить голландский сыр, упакованный как сербский. Схема достаточно простая: сербские компании закупают в Нидерландах голландский сыр, производят переупаковку на территории Сербии и далее экспортируют его в Россию. Очень предприимчиво со стороны Сербии.  При этом следует отметить, что голландским компаниям, которые в эту схему вовлечены, тоже изобретательности не занимать. Что касается санкций, то в начале введение бойкота стало ударом для многих экспортеров в Нидерландах, компании банкротились. Постепенно они привыкли к «новой реальности» и начали к ней адаптироваться.

Несомненно, продовольственное эмбарго принесло и положительные результаты для российской экономики: выросла доля локализация производства, набрало обороты импортозамещение. Местный сыр заполнил полки магазинов. Конечно, есть его не будешь, но стоит он впятеро дешевле, чем иностранные сыры. Что касается овощей, то не нужно забывать, что на юге России очень теплый климат, и там есть все условия для развития тепличного земледелия. Томаты и огурцы здесь тоже начали производить своими силами. Говядиной, свининой и мясом птицы Россия себя также полностью обеспечивает. Однозначно сказать, что продовольственный бойкот принес лишь положительные результаты, нельзя. Российские потребители и до бойкота не слишком активно покупали пищевые товары западного производства, потому что они дорогие. Так что 80-85% россиян последствий исчезновения некоторых продуктов с прилавков вовсе не заметили. А для местных фермерских хозяйств российское эмбарго вообще стало райским подарком. Есть мнение, что наиболее обеспеченные слои населения несколько сильнее пострадали от нехватки иностранных деликатесов (пармезана и оригинального гаудского сыра), но по крайней мере в моем окружении никто не жалуется, потому что я иногда привожу из Нидерландов в Москву килограмм пять сыра и раздаю друзьям и знакомым. Если говорить серьезно, то не стоит забывать, что чуть более 20 лет назад на полках в магазинах вообще ничего не было, и население эти времена еще помнит. Поэтому отсутствие сыра или каких-то особенных продуктов в магазине – это маленькая кочка на большой широкой дороге. Да, может быть кому-то неприятно, но вообще русские особо по этому поводу не драматизируют»

Как отмечают собеседники радиоведущих, в самом начале санкционный режим был не слишком строгим и доставить запрещенные товары в Россию можно было и окольными путями, например, через Белоруссию, страны Кавказского региона или Польшу. Например, польские компании проводили перемаркировку или частично перерабатывали голландские яблоки и затем ввозили в Россию. Сейчас санкционный режим соблюдается настолько тщательно, что российским компаниям грозит штраф, если они что-то импортируют из Европы. Советник компании Larive International Стэффен Смэйнк считает, что российская таможня со временем стала строже контролировать импортный товар, однако так и должно быть: «Раньше можно было провезти европейские товары различными обходными путями, сейчас так не получится». По мнению Смэйнка, начиная с 2014 года суммарный ущерб от санкций может составить 1 – 1,2 млрд. евро [здесь учитывается прямой и косвенный ущерб прочих всех отраслей, ранее экспортировавших продовольствие в Россию], причем основной урон понесут именно поставщики фруктов. Неопределенность вокруг ситуации с поиском виновников гибели малазийского авиалайнера явно не способствует делу. Как считает Смэйнк, в России к Нидерландам отношение не всегда положительное именно из-за затянутого процесса расследования катастрофы рейса MH17.

По мнению председателя NFO Берта де Хаана, фруктовому сектору Нидерландов санкции обошлись в 100 млн. евро. Производителям фруктов было трудно найти новые каналы сбыта, и многие компании понесли крупные убытки. «Власти к нам вообще не прислушиваются», - сетует глава NFO Берт де Хаан. – «Мы даже направили письмо в адрес статс-секретаря, но он ответил, что с бойкотом ничего поделать не может, так как это «дело тонкое». Власти даже не думают, что же можно предпринять».

07-2016 (BNR Nieuwsradio)

 

Вторая палата Генеральных Штатов Нидерландов одобрила введение запрета на разведку и бурение на островной гряде Вадден (Waddeneilanden) и в нидерландской части Ваттового моря (Waddenzee). Аналогичные операции в прилегающей части Северного моря, однако, разрешены при условии соблюдения строгих условий техники безопасности и при невозможности задействования уже существующих буровых платформ. Инициатива введения запрета принадлежит члену коалиционной партии PvdA (Партия труда) Яну Фосу, которого поддержали несколько партий за исключением либеральной VVD.

Ваттовое море (Вадден-Зее) – литоральная зона с уникальной фауной и флорой, расположенная на побережье Нидерландов, Германии и Дании. Вадден-Зее относится к строго охраняемым заповедным областям и входит в список экологических зон Dutch Natura 2000.

Всего в ходе заседания Второй палаты было рассмотрено более 70 поправок к Закону о добыче полезных ископаемых. Среди наиболее существенных также стоит отметить принятие поправки, предложенной партией Groenlinks («Зеленые левые»): согласно тексту поправки Генеральные Штаты впредь смогут отказывать нефтегазодобывающим компаниям в выдаче лицензий на разведку и бурение, если существует высокий риск нанесения ущерба окружающей среде. Ранее экологические риски оценивались лишь на поздних стадиях оформления лицензии. Кроме того, члены Второй палаты единогласно выступили за ужесточение правил техники безопасности для офшорной индустрии. И, наконец, в соответствии с одной из важных поправок бремя доказывания в судебных процессах по поводу возмещения ущерба от землетрясений, возникших в связи с добычей нефти или газа, переносится с пострадавшей стороны на компанию, ведущую добычу в пострадавшем от землетрясений регионе. Такое решение особенно важно для жителей провинции Гронинген, которым в последние годы пришлось вести несколько судебных тяжб, чтобы привлечь внимание к проблеме землетрясений в районе Слохтерена, где ведется активная добыча газа.

07-2016 (www.naturalgaseurope.com)

 

Компании и кластеры

        

Ассоциация цветоводов Нидерландов опубликовала данные за первое полугодие 2016 года, согласно которым в указанный период экспорт цветов и продукции растениеводства вырос на 3% и составил 3,3 млрд. евро. Основной период роста пришелся на второй квартал: по сравнению с 2014 и 2015 гг. экспорт продукции цветоводства вырос на 4,4%. Основными рынками сбыта цветов и растений в первом полугодии оставались Германия, Великобритания и Франция.  

19-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

В ходе торгов на амстердамской бирже 28 июля акции Shell упали на 4 процента, что стало следствием публикации отчётности за второй квартал 2016 года. Чистая прибыль компании во втором квартале составила чуть больше 1 млрд. евро, что оказалось вдвое ниже ожидаемых показателей и на 70% ниже, чем за аналогичный период 2015 года.

По мнению аналитиков, несмотря на неожиданно пугающие результаты операционной деятельности, волноваться о будущем компании не стоит: Shell имеет собственную стратегию долгосрочного развития, которая позволит компании устойчиво развиваться в течение десятков лет.

28-07-2016 (BNR.nl)

 

 


Американская компания Equinix инвестирует 98 млн. евро в строительство нового дата-центра в Амстердамском Научном Парке (ASP). Проект строительства включает три этапа, а суммарный объем инвестиций в следующие несколько лет составит около 160 млн. евро. По информации компании, новый центр высотой 70 м получит рабочее название A4. Выбор в пользу ASP обусловлен специализацией парка, который пропускает через себя около 38% голландского сетевого трафика и имеет отличные мощности для подключения новых серверных центров.

12-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Голландская компания ASML, специализирующаяся на производстве степперов (сканеров) для микроэлектронной промышленности, достигла важных результатов в производстве и эксплуатации сканеров, использующих EUV-литографию на длине волны 13,5 нм (экстремальный ультрафиолет). Несколько лет назад эксперты выражали сомнение в том, что ASML удастся добиться производства 1500 пластин в день с использованием EUV-литографии. Однако сегодняшний показатель в 1488 пластин в день при корректной работе тестовых сканеров в 80% рабочих циклов говорит об обратном. Ожидается, что в ближайшее время ASML поставит клиентам 6 или 7 новых EUV-сканеров (по цене от 80 до 100 млн. за штуку), что позволит проводить «полевые» испытания и совершенствовать процесс производства с учетом реального опыта. EUV-литография позволяет создавать наносхемы с размером минимального рисуемого элемента до 10 нм, а совершенствование этой технологии может кардинальным образом повлиять на развитие электронной промышленности в будущем.

12-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

В своем письме Второй палате Министр финансов Нидерландов Ерун Дэйсселблум сообщил о решении докапитализировать государственного оператора сетей Tennet на сумму 1,2 млрд. евро. По мнению министра, выделение дополнительного финансирования позволит Tennet в ближайшие годы инвестировать от 5 до 7 млрд. евро в развитие электросетей Нидерландов. Проекты подключения новых парков ветрогенераторов к сети энергоснабжения также находятся в ведении компании, и ее устойчивое финансовое положение – это залог успеха для проектов развития ветровой энергетики. Финансирование планируется осуществить несколько траншами в течение 4 лет.

13-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

 


Компания Damen Shipyards – крупнейшее судостроительное предприятие Нидерландов – начинает испытывать на себе последствия кризиса и снижения деловой активности в офшорной индустрии. В 2014 году портфель заказов компании составлял 2,3 млрд. евро, а в 2015 сократился до 1,6 млрд. евро. Ожидается, что в 2016 и 2017 гг. заказов станет еще меньше, что напрямую связано с сокращением инвестиций в нефтегазовом секторе. До сих пор последствия снижения цены на нефть не сильно отражались на работе компании, так как линейка судов Damen сильно диверсифицирована.

Сокращение оборота неизбежно повлечет за собой меры экономии, подтверждают в компании. В основном, планируется сократить штат временных наемных работников или перевести их на неполный рабочий день. В среднесрочной перспективе в Damen надеются частично пополнить портфель заказов, строя суда для компаний, задействованных в строительстве парков ветрогенераторов в Северном море.

14-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Объединение мусороперерабатывающих и нефтехимических предприятий Нидерландов работает над проектом по экстракции ароматических соединений из бытовых и промышленных отходов. Ароматические соединения, полученные из отходов, могут использоваться для производства биопластика, а также в нефтехимии, что позволит сократить зависимость от нефти. В настоящее время предприятия, входящие в состав платформы TNO Shared Research Center Biorizon, уже завершили лабораторные испытания и занимаются созданием тестовой технологии конверсии отходов. Ожидается, что уже к 2019 году будет создана рабочая модель установки, которая будет установлена на одном из мусороперерабатывающих заводов и позволит снизить себестоимость производства ароматических соединений.

15-07-2016 (Financiele Dagblad)


Нидерландский фруктовый сектор надеется собрать в 2016 году «богатый урожай высочайшего качества». Праздник портит российское эмбарго, введённое еще в 2014 году. Российский запрет на ввоз европейских продуктов серьезно ударил по голландскому рынку фруктов, создал перенасыщенность и привел к снижению цен на яблоки и груши. «Из-за низких цен на фрукты фермеры теряют 10 центов с каждого килограмма», - рассказывает врио директора Нидерландской организации производителей фруктов Хэрман Бюс. – «Из-за этого бойкота мы уже два года плетемся в хвосте рынка».

18-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Как следует из исследования центра экономических исследований SEO, за последний год аэропорт «Схипхол» (Schiphol) стал вторым крупнейшим в мире воздушным хабом после Франкфуртского аэропорта (зарегистрировано 4633 прямых рейса в неделю). Что касается пассажиропотока, то здесь «Схипхол» вышел на первое место в мире: за первую половину 2016 года аэропорт обслужил 29,7 млн. пассажиров (+9,9%). Ожидается, что по итогам года «Схипхол» посетит рекордное число пассажиров – 63 млн. человек.

Рекорды «Схипхола» говорят о том, что даже несмотря на сильную конкурентную борьбу между «домашней» KLM и иностранными авиаперевозчиками (Ryanair, EasyJet, Turkish Airlines, Emirates и Etihad), аэропорт сохранит статус одного из основных транспортных хабов мира. Однако, как считают эксперты Нидерландского совета по развитию среды обитания и инфраструктуры, дальнейший рост «Схипхола» не имеет экономического смысла: аэропорт сильно загружен и увеличение числа рейсов мало сказывается на маржинальных финансовых показателях.

18-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Для перехода на экономику устойчивого развития в Нидерландах используется механизм взаимодействия Green Deal («Зеленое соглашение»). В рамках Соглашения государство, бизнес и все стэйкхолдеры проекта договариваются об оптимальном сотрудничестве: бизнес разрабатывает проект, государство берет на себя обязательства по корректировке законодательства и снятию административных барьеров, общественные и научные организации проводят оценку и мониторинг проекта. В настоящее время в Нидерландах уже заключено 200 соглашений между 1200 участниками.

Новым этапом развития Соглашений станет выдача предприятиям химической отрасли так называемых «зеленых сертификатов», подтверждающих использование биомассы и продуктов рециклинга взамен обыкновенного сырья. Как считают в отраслевой ассоциации химической промышленности Нидерландов VNCI, к 2030 году около 15% сырья в химической промышленности будет возобновляемым. Кроме VNCI к проекту уже присоединились ассоциации производителей искусственных материалов NRK и Plastic Europe, а также несколько крупных химических компаний.    Планируется, что на базе различных критериев возобновляемости и качества будут разработаны схемы сертификации биомассы. В дальнейшем компании смогут использовать данные схемы, чтобы подтвердить, что их продукция действительно была изготовлена с использованием возобновляемого сырья, а также оценить степень использования биомассы при производстве сложных химических соединений.

Механизм государственно-частного партнерства помогает компаниям перейти от использования обыкновенного сырья к использованию биомассы, что ведет к постепенному переходу на круговую экономику. Королевская служба поддержки предпринимательства (RVO) – один из партнеров «Соглашения о зеленых сертификатах» - консультирует химические компании по вопросам разработки оценочных критериев и сертификации биомассы.

28-07-2016 (Financiele Dagblad)

 


Общественно-политические события

 

Газета FD изучила финансовое положение основных политических партий Нидерландов и пришла к выводу, что несмотря на сокращение числа членов общее благосостояние политической верхушки за последний год достигло своего апофеоза. Всего в 2015 году в распоряжении партий Второй палаты находилось имущество на сумму 30,5 млн. евро.

Рекордные показатели за 2015 год связаны с отсутствием крупных расходов на организацию кампаний: за последние полтора года партиям пришлось раскошелиться только на выборы в Провинциальные Штаты и управления водохозяйственными округами. Как ожидается, основные издержки партии понесут в ходе предвыборной кампании в марте 2017 года.

Несмотря на положительные финансовые результаты, практически все партии борются с сокращением числа членов. В 2015 году общее число партийных голландцев сократилось на 4%. Из финансовой отчетности следует, что партии изобретают различные методы привлечения сторонников, так как именно от численности партии зависит размер государственной субсидии на ее содержание и доходы от членских взносов. Некоторым партиям для выправления финансового положения приходится избавляться от лишнего капитального имущества (например, PvdA (Партия труда) планирует расторгнуть договор аренды здания в центре Амстердама) и разрабатывать специальные кампании по привлечению новых членов.

5-07-2016 (Financiele Dagblad)


В Мали во время учений погибли двое голландских военнослужащих из контингента ООН. По данным Минобороны Нидерландов, причиной гибели стал самопроизвольный взрыв минометного боеприпаса. По факту гибели начата служебная проверка.

Инцидент произошел в районе г. Кидал, расположенного в 300 км от штаб-квартиры голландских войск в г. Гао. Всего в миротворческих операциях ООН в Мали (МИНУСМА) задействованы 400 голландских военных.

7-07-2016 (Financiele Dagblad)


В преддверии Олимпиады голландские ученые-экономисты Гронингенского университета разработали эконометрическую модель, по которой можно рассчитать, какое количество медалей получит та или иная сборная. По расчетам специалистов, выступление нидерландской сборной станет самым успешным с 2000 года, и атлеты увезут с собой 8 золотых, 9 серебряных и 7 бронзовых наград. Среди лидеров общего зачета – США, Китай, Великобритания, Германия и Россия.

11-07-2016 (Financiele Dagblad)


Владельцев домов на воде на каналах г. Амстердама будут штрафовать за несоблюдение правил сдачи в аренду своего жилья. Как заявили в Муниципалитете г. Амстердама, в случае несоблюдения противопожарной безопасности и нарушения правил аренды (владелец квартиры или дома на воде имеет право сдавать жилье в аренду не более 60 дней в году) размер штрафа может составить до 50 тыс. евро. По данным администрации города, многие собственники сдают свое жилье в аренду круглый год и не платят налоги.

13-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс считает, что в ближайшее время террористическая угроза будет оставаться ключевой проблемой для стран Европы. Об этом он заявил на брифинге по поводу теракта в Ницце. Премьер-министр Марк Рютте также выразил соболезнования правительству Франции и подтвердил готовность Нидерландов «вести совместную борьбу против терроризма».

16-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Как считают эксперты банка ING, новые brexit-отношения между Нидерландами и Великобританией создают дополнительные риски. Так, например, если руководству двух стран не удастся договориться о торговом режиме, то в силу вступят тарифы ВТО, которые сильно ударят по экономике Нидерландов.

В случае, если торговля будет вестись по правилам ВТО, нидерландский экспорт в Великобританию будет в среднем облагаться пошлиной в размере 5,5% (средняя ставка тарифа внутри ЕС составляет 4,9%). Более 2/3 нидерландского экспорта будет облагаться по тарифу от 2,5 до 5% (например, продукция химической промышленности и электрооборудование), а ставка тарифа для овощей, фруктов и цветов составит от 10,5 до 17,5%.

В выгодном положении находятся лишь Швеция и Финляндия, которые поставляют в Англию сравнительно дешевые товары – бумагу и древесину. Сильнее всего использование ставки тарифа ВТО скажется на торговле с Ирландией и Данией, которые ввозят в Великобританию товары животного происхождения.

22-07-2016 (Financiele Dagblad)

 

Деятельность Торгпредства

3.07.2016 Сотрудники Торгпредства провели консультации с представителями Департамента транспорта г. Москвы по вопросу подписания соглашения с голландской компанией TomTom на Урбанистическом форуме в г. Москве.

7.07.2016 Сотрудники Торгпредства провели переговоры с компаниями Schreurs BV и De Ruiter Innovations BV об организации российско-голландского круглого стола на выставке «ЦветыЭкспо-2016» в г. Москве.

8.07.2016 В Торгпредстве прошил переговоры с компанией SmartTrips о поставке батутов из Нидерландов в спортивно-развлекательные центры России.

12.07.2016 Сотрудники Торгпредства приняли участие в презентации South Stream Transport BV в г. Амстердаме. В ходе встречи были представлены принципы работы департамента коммуникаций, отвечающего за урегулирование вопросов социальной ответственности (CSR) в компании.

12.07.2016 В Торгпредстве проведена встреча с директором ITIC Яном Симонсом, обсуждались перспективы организации совместного семинара по биоэнергетике, утилизации отходов и управлению водными ресурсами в сентябре 2016 года.

12.07.2016 Торговый представитель Александр Черевко и сотрудники Торгпредства провели встречу с представителем ТПП РФ в странах Бенилюкс Еленой Медведевой. В ходе переговоров были обсуждены перспективы взаимодействия по поддержке российских экспортных проектов на территории Нидерландов, а также возможности проведения совместных бизнес-мероприятий для российских и голландских компаний.

19.07.2016 Сотрудники Торгпредства провели встречу с председателем Международного центра торговли и инвестиций ITIC Яном Симонсом об организации российско-голландского круглого стола по вопросам мусоропереработки, альтернативной энергетики, управления водными ресурсами и сельского хозяйства в октябре 2016 года в Нидерландах.


Читать все новости