Об опыте Малайзии по привлечению прямых иностранных инвестиций
Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Малайзия. Об опыте Малайзии по привлечению прямых иностранных инвестиций

Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику страны, особенно в обрабатывающую промышленность, остается ключевым элементом экономической политики правительства Малайзии.

Стратегия экономического развития, заложенная в 3-м Промышленном генплане Малайзии на период 2006-2020 гг. и 9-м Плане социально-экономического развития Малайзии на период 2006-2010 гг., предусматривает опережающий рост частных инвестиций в развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей (информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, высококвалифицированные услуги). С этой целью правительством ведется работа по созданию благоприятного делового климата в стране, повышению роли малых и средних предприятий, укреплению партнерства между государственными и частными компаниями и привлечению прямых иностранных инвестиций. Приоритетное внимание в этих планах уделено вопросам технологической модернизации, привлечения «качественных инвестиций», развития научно-технического потенциала и творческого людского капитала, дальнейшей интеграции промышленности и сектора услуг Малайзии в региональную и глобальную производственную и сбытовую сеть.

Среднегодовые темпы прироста инвестиций в частном секторе запланированы в размере 11,2%, а их доля в общем объеме инвестиций должна возрасти с 44,2% в 2005 г. до 51,4% в 2010 г. Предусматривается, что в 2006-2010 гг. общий объем частных инвестиции составит 310 млрд. мал. рингг.(95 млрд. долл. США).

Отмечая ведущую роль обрабатывающей промышленности в экономическом развитии Малайзии, в 3-м Промышленном генплане определены следующие стратегические задачи ее развития на предстоящий период:

  1. Ускорение перехода к производству продукции с большей добавленной стоимостью и развитию высокотехнологичных и капиталоемких отраслей путем привлечения крупныхинвестиций;
  2. Содействие развитию областей роста в приоритетных отраслях промышленности;
  3. Стимулирование развития малайзийских и региональных кластеров;
  4. Внедрение в промышленность передовых технологий, в частности, биотехнологий, нанотехнологий, радиочастотной идентификации, беспроводных технологий, микро электромеханических систем, фотоники, лазерных технологий;
  5. Повышение роли фактора производительности труда в промышленном росте;
  6. Дальнейшая интеграция национальной промышленности в систему мирового разделения труда;
  7. Развитие экономики знаний, включая научно-исследовательские и конструкторские разработки и государственную поддержку при внедрении передовых технологий в промышленность;
  8. Поощрение слияний и поглощений, консолидации и стратегического партнерства в различных отраслях в целях усиления экономического потенциала и конкурентоспособности.

Государственным органом, отвечающим за разработку и реализацию промышленной и инвестиционной политики, является Министерство международной торговли и промышленности Малайзии (МИТИ).

Иностранные и внутренние инвестиции в Малайзии регулируются целым рядом законов и подзаконных актов, основными из которых являются Закон о промышленной координации 1975 г. (IndustrialCoordinationAct1975), Закон о поощрении инвестиций 1986 г. (PromotionofInvestmentsAct1986), Закон о подоходном налоге 1967 г. (IncomeTaxAct1967), Закон о компаниях 1965 г. (CompaniesAct1965), Закон о таможне 1967 г. (CustomsAct1967), Закон о налоге с продаж 1972 г. (SalesTaxAct1972), Закон об акцизном налоге 1976 г. (ExciseAct1976) и Закон о свободных зонах 1990 г. (FreeZonesAct1990).

Государственными органами, отвечающими за рассмотрение и одобрение инвестиционных проектов, являются Малайзийское агентство по промышленному развитию, сокращённо МАЙДА (MalaysianIndustrialDevelopmentAuthority- MIDA) и Комитет по иностранным инвестициям (ForeignInvestmentCommittee).

МАЙДА является ведущей государственной организацией, на которую возложены функции содействия и координации промышленного развития страны, привлечения внутренних и иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность и сектор услуг. МАЙДА является федеральным агентством в рамках МИТИ, которое создано в соответствии с Законом об инкорпорировании Федерального агентства по промышленному развитию (Federal Industrial Development Authority (Incorporation) Act) в1965 г. иначалофункционироватьв1967 г.

 В Малайзии уже несколько десятилетий существует хорошо отлаженная и постоянно совершенствующаяся система налоговых и иных льгот (инициатив) для иностранных и малайзийских инвесторов. Основными элементами этой системы являются следующие.

1. Предоставление «пионерного» статуса или освобождение от налогообложения прибыли, инвестируемой в производство, для компаний, занятых в поощряемых правительством высокотехнологичных отраслях (с перечнем можно ознакомиться на сайте МАЙДА) или для компаний, работающих в развивающихся регионах страны.

В рамках «пионерного» статуса:

  • налогообложению подлежит только 30% прибыли компании в течение 5 лет;
  • предусматривается полное освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет для компаний, работающих в штатах Перлис, Сабах, Саравак и в «Восточном коридоре» (программа регионального развития, направленная на поддержку менее развитых штатов, расположенных на востоке Малаккского полуострова: Келантан, Тренггану, Паханг и район Мерсинг штата Джохор).

Освобождение от налогообложения прибыли, инвестируемой в производство – альтернативная «пионерному» статусу льгота. В рамках этой инициативы компании в течение 5 лет предоставляется налоговая скидка в размере 60% от суммы капиталовложений в основные фонды (здания, сооружения, машины и оборудование). Компаниям, работающим в штатах Перлис, Сабах, Саравак и в «Восточном коридоре», предоставляется 100-процентная налоговая скидка на инвестиции.

2. Инициативы в целях поощрения переноса промышленных производств в поощряемые районы. В целях снижения стоимости бизнеса и создания конкурентоспособной бизнес среды компаниям при перемещении их производств в поощряемые районы предоставляются следующие льготы:

  • «Пионерный» статус, предусматривающий полное освобождение от налога на прибыль в течение 5 лет. Неиспользованные налоговые скидки или понесенные убытки в течение срока действия «пионерного» статуса могут быть вычтены из налогооблагаемой прибыли компании, полученной в постпионерный период.
  • Налоговая скидка в размере 100% от суммы капиталовложений в основные фонды в течение 5 лет. Неиспользованные скидки могут переноситься на последующие годы до полного их использования.

3. Инициативы для высокотехнологичных компаний. Для компаний, занятых в одобренных правительством высокотехнологичных отраслях или выпускающих поощряемую продукцию (перечень размещен на сайте МАЙДА), предоставляется «пионерный» статус или освобождение от налогообложения прибыли, инвестируемой в производство.

В рамках «пионерного статуса» компании полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет. В качестве альтернативы – освобождение от налогообложения прибыли, инвестируемой в производство.

Для получения вышеперечисленных льгот компании должны отвечать следующим критериям:

  • объем расходов компании на НИОКР должен составлять не менее 1% от годовой суммы её продаж, при этом компания должна отвечать этому критерию в течение 3-х лет с даты своей регистрации или начала высокотехнологичного бизнеса;
  • количество дипломированных научно-исследовательских работников компании с пятилетним стажем работы должен составлять не менее 7% от общего числа занятых.

4. Инициативы для стратегических проектов. Под этим подразумевается производство национально значимой продукции или работа в соответствующих отраслях. Как правило, эти инициативы распространяются на высокотехнологичные. капиталоемкие проекты с большим сроком окупаемости.

Компаниям предоставляется «пионерный» статус, предусматривающий полное освобождение от налога на прибыль в течение 10 лет. Неиспользованные налоговые скидки или понесенные убытки в течение срока действия «пионерного» статуса могут быть вычтены из налогооблагаемой прибыли компании, полученной в постпионерный период. В качестве альтернативы - предоставляется 100-процентная налоговая скидка на инвестиции.

5. Инициативы для малого и среднего бизнеса. Под эту категорию подпадают компании с оплаченным капиталом в размере 2,5 млн. рингг. (0,8 млн. долл. США) и менее. Эти компании платят налог на прибыль в размере 20% от налогооблагаемой базы, которая должна быть не больше 500 тыс. мал. рингг. (154 тыс. долл. США).

Малым и средним компаниям с уставным капиталом не более 500 тыс. мал. рингг. и с долей малайзийского участия в размере не менее 60% предоставляются следующие налоговые льготы:

  • «Пионерный» статус, предусматривающий полное освобождение от налога на прибыль в течение 5 лет. Неиспользованные налоговые скидки или понесенные убытки в течение срока действия «пионерного» статуса могут быть вычтены из налогооблагаемой прибыли компании, полученной в постпионерный период.
  • Налоговая скидка в размере 60% от суммы капиталовложений в основные фонды в течение 5 лет (в поощряемых отраслях – 100-процентная скидка). Неиспользованные скидки могут переноситься на последующие годы до полного их использования.

Для получения указанных льгот компании должны отвечать и другим критериям:

  • создаваемая им вновь добавленная стоимость должна составлять не менее 15%;
  • реализуемые проекты должны вносить вклад в социально-экономическое развитие сельских районов;
  • компании должны производить поощряемую правительством продукции или работать в поощряемых отраслях (перечень размещен на сайте МАЙДА).

6. Инициативы в целях укрепления промышленных связей. В целях поощрения участия крупных компаний в Программе промышленных связей (IndustrialLinkageProgramme- ILP) из налогооблагаемой базы разрешено вычитать расходы, связанные с подготовкой персонала, разработкой и тестированием продукции, проверкой качества продукции смежников (вендоров).

Вендорам, включая малые и средние компании, которые производят поощряемую продукцию или работают в поощряемых отраслях в рамках ILP(перечень размещен на сайте МАЙДА), предоставляются следующие налоговые льготы:

  • «Пионерный» статус, предусматривающий полное освобождение от налога на прибыль в течение 5 лет. Неиспользованные налоговые скидки или понесенные убытки в течение срока действия «пионерного» статуса могут быть вычтены из налогооблагаемой прибыли компании, полученной в постпионерный период.
  • Налоговая скидка в размере 60% от суммы капиталовложений в основные фонды в течение 5 лет (в поощряемых отраслях – 100-процентная скидка). Неиспользованные скидки могут переноситься на последующие годы до полного их использования.

В целях содействия выходу на зарубежные рынки вендорам, достигших мировых стандартов с точки зрения цены, качества и объема выпускаемой продукции, может предоставляться «пионерный» статус с полным освобождением от уплаты налога на прибыль в течение 10 лет или 100-процентная скидка с налога на инвестиции.

7. Инициативы в машиностроении. Производителям станков и технологического оборудования предоставляются следующие налоговые льготы:

  • «Пионерный» статус, предусматривающий полное освобождение от налога на прибыль в течение 5 лет. Неиспользованные налоговые скидки или понесенные убытки в течение срока действия «пионерного» статуса могут быть вычтены из налогооблагаемой прибыли компании, полученной в постпионерный период.
  • 100-процентная налоговая скидка на инвестиции. Неиспользованные скидки могут переноситься на последующие годы до полного их использования.

8. Инициативы для производителей модулей или систем автокомпонентов. Занятым в этой отрасли компаниям предоставляются следующие налоговые льготы:

  • «Пионерный» статус, предусматривающий полное освобождение от налога на прибыль в течение 5 лет. Неиспользованные налоговые скидки или понесенные убытки в течение срока действия «пионерного» статуса могут быть вычтены из налогооблагаемой прибыли компании, полученной в постпионерный период.
  • Налоговая скидка в размере 60% от суммы капиталовложений в основные фонды в течение 5 лет (в поощряемых отраслях – 100-процентная скидка). Неиспользованные скидки могут переноситься на последующие годы до полного их использования.

9. Инициативы в области переработки биомассы масличных пальм. Для производителей продукции с использованием биомассы масличной пальмы (древесностружечные плиты, древесноволокнистые плиты средней плотности, фанера, целлюлоза и бумага) предоставляются следующие налоговые льготы:

  • «Пионерный» статус, предусматривающий полное освобождение от налога на прибыль в течение 10 лет. Неиспользованные налоговые скидки или понесенные убытки в течение срока действия «пионерного» статуса могут быть вычтены из налогооблагаемой прибыли компании, полученной в постпионерный период.
  • 100-процентная налоговая скидка на инвестиции. Неиспользованные скидки могут переноситься на последующие годы до полного их использования.

10. Дополнительные инициативы для обрабатывающей промышленности.

А) Налоговые скидки на реинвестиции. Данная льгота предоставляется компаниям в целях поощрения деятельности по расширению, модернизации, автоматизации или диверсификации имеющихся предприятий при условии их функционирования в течение 36 месяцев. В рамках этой инициативы налоговая скидка на реинвестиции предоставляется в размере 60%, и исчисляется она с 70% налогооблагаемой суммы. Неиспользованные скидки могут переноситься на последующие годы до полного их использования.

Налоговая скидка на реинвестиции может исчисляться со всей налогооблагаемой суммы в следующих условиях:

  • компания осуществляет реинвестиции в поощряемых районах (штаты Перлис, Сабах, Саравак и в «Восточном коридоре»);
  • производительность труда на предприятии превысила уровень, определенный Минфином Малайзии. По вопросам предписанных уровней производительности труда в каждом конкретном субсекторе обрабатывающей промышленности инвестор может обратиться в налоговый орган – Внутренний совет по доходам (InlandRevenueBoard).

Налоговая скидка на реинвестиции предоставляется на срок в 15 лет. Компании имеют право на получение скидки после завершения проекта, т.е. после того, как завершено строительство зданий или оборудование пущено в эксплуатацию. Компания, купившая активы у родственной фирмы, уже получившей скидку на реинвестиции по этим активам, не в праве обращаться за получением аналогичной налоговой скидки. Активы, приобретенные в целях реинвестиций, не могут быть проданы в течение 5 лет с даты реинвестиций. Компании, желающие осуществить реинвестиции до истечения срока их освобождения от уплаты налога на прибыль, должны сдать сертификат о «пионерном» статусе и обратиться во Внутренний совет по доходам за получением налоговой скидки на реинвестиции.

Б) Ускоренное возмещение стоимости основного капитала  (AcceleratedCapitalAllowance– ACA). После 15-летнего периода, в течение которого компания получала скидку на реинвестиции, она может обратиться за получением ACA, которая даёт возможность списать капиталовложения в течение 3 лет (40% - сразу и 20% - ежегодно).

В целях снижения расходов, вызванных перебоями в снабжении электроэнергии, компаниям предоставляется АСА на 2 года, что позволяет им списать капиталовложения в соответствующее оборудование за этот период. Перечень оборудования определяет Минфин.

АСА может предоставляться для списания капиталовложений в оборудование охраны предприятий сроком на один год. АСА на 3 года предоставляется для списания капиталовложений, направленных на повышение качества строительства промышленных предприятий, создания более чистых и безопасных рабочих мест, снижения зависимости от иностранной рабочей силы.

В) Налоговые льготы компаниям, увеличившим стоимость своего экспорта. Компаниям предоставляется налоговая скидка в размере 10% от стоимости возросшего экспорта при условии, что добавленная стоимость поставленных на экспорт товаров составила не менее 30%. Если добавленная стоимость экспортируемых товаров составляет не менее 50%, налоговая скидка предоставляется в размере 15%.

11. Прочие инициативы:

А) Налоговая скидка на строительство промышленных зданий (IndustrialBuildingAllowance– IBA). IBAв размере 10% сразу и затем 3% ежегодно предоставляется компаниям, осуществляющим капиталовложения в строительство или покупку промышленных зданий, лабораторий, т.е. указанные расходы компенсируются в течение 30 лет.

Б) Налоговая скидка на строительство зданий в г. Путраджайя в рамках проекта «Мультимедийный суперкоридор».  Предоставляется на срок в 10 лет.

В) Инфраструктурная скидка (InfrastructureAllowance). Предоставляется в размере 100% компаниям, осуществляющим строительство инфраструктурных объектов в штатах Перлис, Сабах, Саравак и в «Восточном коридоре».

Г) Вычеты из налогооблагаемой базы расходов по аудиту.

Д) Налоговые льготы для индустрии венчурного капитала. Компании венчурного капитала освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 10 лет при следующих условиях:

  • не менее 50% средств, инвестируемых в венчурные компании, должны быть в виде «семенного капитала»;
  • не менее 70% средств, инвестируемых в венчурные компании, должно идти в стартапы или на ранние этапы финансирования.

Е) Инициативы для приобретения прав собственности. Расходы, связанные с приобретением за рубежом патентов, торговых марок, брендов, подлежат вычету из налогооблагаемой базы.

12. Инициативы в области таможенного регулирования.

А) Освобождение от уплаты импортной пошлины на сырьё, компоненты. Обычно предоставляется полное освобождение от уплаты импортной пошлины на сырье, компоненты, используемые при производстве готовой продукции на экспорт, если это сырье, компоненты не выпускаются в Малайзии или если они ненадлежащего качества  или предлагаются по высокой цене.

Может быть также рассмотрен вопрос о полном освобождении от уплаты импортной пошлины на сырье, компоненты, используемые при производстве готовой продукции, предназначенной для внутреннего рынка, если это сырье, компоненты не выпускаются в Малайзии.

Б) Освобождение от уплаты импортной пошлины и налога с продаж на машины и оборудование. Данная льгота распространяется на машины и оборудование, которые не производятся в Малайзии и непосредственно используются в процессе производства. В случае приобретения машин и оборудования на внутреннем рынке предоставляется освобождение от уплаты налога с продаж.

В) Освобождение от уплаты импортной пошлины и налога с продаж на запчасти и расходные материалы. Данная льгота распространяется на запчасти и расходные материалы, которые не производятся в Малайзии и непосредственно используются в процессе производства.

Г) Освобождение от уплаты импортной пошлины и налога с продаж на машины, оборудование, запчасти и расходные материалы, используемые при проведении техобслуживания и ремонта в аэрокосмической отрасли.

Д) Освобождение от уплаты импортной пошлины и налога с продаж на солнечные фотоэлементы, энергосберегающее оборудование.

Е) Освобождение от уплаты налога с продаж. Производители, получившие лицензию в соответствии с Законом о налоге с продаж 1972 г., могут быть освобождены от уплаты налога с продаж на машины, оборудование, сырье, запчасти и расходные материалы, используемые в процессе производства. Компании с объемом продаж менее 100 тыс. мал. рингг. (31 тыс. долл. США) освобождаются от необходимости получения лицензии и уплаты налога с продаж на готовую продукцию. Некоторые категории товаров (упаковочные материалы, компьютерная техника и части к ней, машины и оборудование на экспорт и др.), используемые в процессе производства или в качестве готовой продукции, освобождаются от уплаты налога с продаж.

Ж) Возврат импортных пошлин, налога с продаж и акцизных сборов. В соответствии с разделом 99 Закона о таможне 1967 г., разделом 29 Закона о налоге с продаж 1972 г. и разделом 19 Закона об акцизном налоге 1976 г. производители поставленной на экспорт продукции имеют право на возврат уплаченных импортных пошлин, налога с продаж и акцизных сборов.

13. Инициативы для поощрения экспортёров.

А) Однократный вычет расходов по продвижению экспорта. Расходы компаний-резидентов, связанные с поиском возможностей по развитию экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также услуг (регистрация патентов, торговых марок, получение иностранных лицензий, проживание в гостинице) подлежат однократному вычету из их налогооблагаемой базы.

Б) Двойной вычет расходов по продвижению экспорта. Ряд расходов компаний-резидентов по развитию их экспорта (реклама за рубежом, отправление образцов продукции за границу, маркетинговые исследования, участие в зарубежных выставках, содержание офисов по продажам и складских помещений за рубежом, оплата услуг дизайнеров экспортной упаковки и др.) подлежат двойному вычету из налогооблагаемой базы.

В) Двойной вычет премии по страхованию экспортных кредитов.

Г) Двойной вычет расходов по фрахту судов. Компании, которые отгружают свою продукцию из штатов Сабах и Саравак в полуостровную часть Малайзии, имеют право на двойной вычет из своей налогооблагаемой базы расходов по фрахту.

Д) Налоговая скидка на содержание складов. Скидка в размере 10% к общей сумме капиталовложений предоставляется компаниям, имеющим склады для хранения экспортной и реэкспортной продукции.

14. Прочие инициативы.

А) Инициативы в целях поощрения использования оборудования для охраны окружающей среды. Компаниям, использующим на своих предприятиях оборудование для охраны окружающей среды, предоставляется первоначальная налоговая скидка в размере 40% и в последующем – 20% ежегодно с расходов по, приобретению этого оборудования.

Б) Инициативы по размещению персонала и созданию детских дошкольных учреждений. Промышленным компаниям, осуществляющим инвестиции в строительство, приобретение зданий, предназначенным для проживания своего персонала, в строительство, приобретение детских дошкольных учреждений,  предоставляется 10-процентная налоговая скидка в течение 10 лет.

Инвестирование в нефтегазовую отрасль Малайзии происходит путем заключения контрактов о разделе продукции с национальной нефтегазовой компанией «Петронас». Подобные инвестиционные проекты утверждаются госорганами в индивидуальном порядке, и иностранное участие в отдельных случаях доходит до 85%. В нефтеперерабатывающей отрасли ограничений по участию иностранного капитала не имеется.

В Малайзии накоплен значительный позитивный опыт создания, регулирования и управления деятельностью свободных экономических зон. Впервые Закон о свободных торговых зонах был принят в 1971 г. В дальнейшем потребовалась его актуализация и в 1990 г. был принят новый Закон о свободных зонах 1990 г. (FreeZonesAct, 1990) и подзаконные акты к нему.

В стране созданы и функционируют 25 свободных экономических зон, в том числе 11 свободных торговых зон, в которых осуществляется разукомплектование крупных товарных партий, их сортировка и переупаковка, маркировка, ведется транзитная (реэкспортная) торговля, и 14 свободных промышленных зон, в которых созданы промышленные предприятия, полностью ориентированные на экспорт. В отдельных случаях таким предприятиям часть продукции (до 20%) разрешается поставлять на внутренний рынок. Как правило, в свободных промышленных зонах используется импортное сырье и компоненты для производства готовой продукции, которые освобождаются от таможенных пошлин. Вместе с тем в случаях, когда это возможно, поощряется использование сырья и компонентов местного производства.

В обнародованной в конце марта с.г. 1-й части программы модернизации Малайзии «Новая экономическая модель» (НЭМ) предусматривается отход от старой модели развития, базировавшееся на создании трудоемких импортозамещающих производств, трансформация малайзийской экономики в высокодоходную «экономику знаний», где доминирующую роль в повышении эффективности, производительности и конкурентоспособности будут играть такие факторы, как развитие человеческого капитала, расширение внутреннего рынка, создание собственной научно-технической базы и внедрение передовых технологий.

НЭМ выделяет частный сектор в качестве основной движущей силы экономического роста. Будут всемерно поощряться частные инвестиции в товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, что будет способствовать росту доходов. Росту будет также содействовать устранение ряда барьеров и снижение издержек по ведению бизнеса. Налоговые и льготы для промышленности и сектора услуг с низкой добавленной стоимостью будут постепенно прекращены. Система получения разрешений на импорт будет заменена списком товаров, запрещенных к импорту.

Правительство намерено снизить свою роль в экономике, в первую очередь, за счет усовершенствования госпредприятий. В тех секторах экономики, в которых частный сектор работает эффективно, госпредприятия будут приватизированы. Оставшимся госпредприятиям будет предписано функционировать на коммерческой основе, без преференциального режима со стороны государства. Госпредприятия должны будут более эффективно взаимодействовать с частным сектором. Гарантом такого партнерства станет Закон о справедливой торговле (FairTradeLegislation), а также Комиссия по добросовестной конкуренции (CompetitionCommission).

Правительство будет оказывать поддержку средним и малым предприятиям, инвестирующим в инновационные и передовые технологические производства, имеющие сопутствующий эффект по отношению к другим секторам экономики.

 

Торгпредство России в Малайзии

                    июнь 2010 г.