Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор экономической сферы Ирана

 

На протяжении всего 2013 г. определяющим фактором воздействия на экономическую и финансовую политику Ирана являлись экстерриториальные односторонние санкции США, их союзников и стран Евросоюза в отношении топливно-энергетического и финансового секторов экономики страны, что вынуждало руководство Ирана не только уделять особое внимание валютно-финансовому положению страны, но и искать новые пути  адаптации производственных  структур, финансовых организаций и экономики в целом  к воздействию санкционных ограничений.

12 марта 2013 г. президент США Барак Обама подписал распоряжение о продлении еще на один год санкций против Ирана, введенных США в 1995 году. В тексте подписанного президентом распоряжения указывается, что санкции продлеваются из-за того, что действия и политика правительства Ирана противоречат интересам США в регионе и продолжают создавать неординарную и исключительную угрозу для национальной безопасности, внешней политики и экономики США.

Главы МИД 27 стран Евросоюза на заседании 11 марта 2013 г. в Брюсселе приняли решение о дальнейшем ужесточении действующего режима санкций в отношении Ирана. Совет ЕС по иностранным делам, продлив на 12 месяцев действие ограничительных мер, добавил также ещё 9 иранских физических лиц в список тех, кому запрещен въезд в ЕС и  активы которых на территории ЕС замораживаются. Таким образом, общее число фигурантов списка достигло 87 человек. Новые санкции вступили в силу с 13 марта 2013 г. после публикации в официальном вестнике ЕС.

В начале 2013 года США ввели новые  односторонние санкции в отношении ряда компаний, оказывавших услуги Национальной иранской танкерной компании (NITC) - оператору нефтяных танкеров. Санкции  введены на основании подписанного американским  президентом в августе 2012 г. закона, предусматривающего применение санкций против компаний и лиц, которые сотрудничают с иранскими властями в области добычи урана, продают Ирану, арендуют или предоставляют ему танкеры для перевозки нефти, а также предоставляют страховое покрытие иранской госкомпании NITC,  являющейся крупнейшим оператором танкеров на Ближнем Востоке и четвертым по величине в мире и перевозящей около 11 миллионов тонн нефти ежегодно.

С 16 февраля 2013 г. также вступили в действие санкции США против Ирана, предусматривающие рестрикции в отношении организаций и компаний, контролируемых американскими гражданами или юридическими лицами. По заявлению заместителя министра финансов США по вопросам борьбы с терроризмом и финансовой разведке Дэвида Коэна, новый режим санкций США направлен на то, чтобы   доходы страны от нефти могли использоваться Ираном лишь для покупки товаров у страны-потребителя нефти. Иностранные банки, занимающиеся операциями по продаже иранской нефти, должны следить за соблюдением этого правила. В противном случае они могут потерять доступ к банковской системе США. Фактически все страны, которые покупают иранскую нефть, обладают существенным дефицитом торгового баланса. Это означает, что стоимость их импорта из Ирана превышает стоимость экспорта в Иран. В результате значительная часть нефтяных доходов Ирана будет заперта в каждой из этих стран.

Объем экспорта иранской нефти снизился до 1,1-1,2 млн. баррелей в день, т.е. доходы Ирана от экспорта нефти в 2013 году составили всего 35 млрд. долл. США, по сравнению со 100 млрд. долларов в 2011 году. Реальный уровень безработицы в Иране по данным независимых экспертов оценивается в 20%, в то время как иранские официальные источники дают цифру в 13%. Показатель инфляции в отчётном году по данным ЦБ ИРИ – 45%, но по данным международных экспертов он реально колебалсяся между 50% и 80%. Однако, в результате жесткой фискальной и монетарной политики, к декабрю 2013 г. уровень инфляции снизился почти в два раза –  до 24-25%. Стабилизировался курс национальной валюты. Ежедневные курсовые колебания риала к мировым валютам на неофициальном валютном рынке снизились с 3-5% в начале 2013 г. до 0,2-0,7%  г. в декабре 2013 г.

В таких условиях верховное руководство ИРИ предоставило избранному президенту, позиционируемому как сторонник либеральной линии, как во внутренней, так и во внешней политике, мандат на достижение соглашения с США и их западными союзниками по проблеме иранской ядерной программы. При этом тайные прямые переговоры Ирана с США велись ещё с марта 2013 г. в Омане, но с избранием Рухани, который был главным переговорщиком по иранской ядерной программе с 2003 по 2005 гг., 24 ноября 2013 г. на переговорах с шестёркой посредников в Женеве было достигнуто промежуточное соглашение, предусматривающее частичное сворачивание иранской ядерной программы, в частности, отказ от обогащения урана выше 5% со стороны Ирана в обмен на частичное ослабление западных санкций – размораживание 7 млрд. долларов иранских средств, отказ от введения любых дополнительных санкций и разрешение европейским страховым компаниям предоставлять страховое покрытие морских танкерных перевозок иранской нефти в шесть стран, имеющих вейвер по санкциям в отношении импорта нефти из ИРИ.

В ожидании снятия ограничений на торговлю с Ираном западноевропейские компании начали проявлять большую активность к работе с иранскими партнерами. В течение декабря 2013 г. и января-февраля 2014 г. Тегеран посетили представительные делегации французских, итальянских, немецких, австрийских и других западноевропейских предпринимателей во главе с руководством национальных торгово-промышленных палат, бывшими главами правительств и внешнеполитических ведомств своих стран.

В результате активизации деловой активности западноевропейского бизнеса были подписаны контракты на строительство объектов в горно-металлургической отрасли компаниями итальянскими, австрийскими и немецкими инженерными и машиностроительными компаниями, достигнуты договоренности о возобновлении поставок комплектующих для автомобилей концернами «Рено-Ниссан» и «Пежо-Ситроен», намечены другие направления расширения делового сотрудничества со странами Европейского Союза.

Согласно данным ООН и МВФ, в 2013 году макроэкономические показатели Иран выглядели следующим образом.

В 2013 году Иран являлся 27-й экономикой мира по объему ВВП, который составил порядка 437 млрд. долл. США. ВВП на душу населения составил – 5607 долл. США.

Объём бюджета страны 2013 г. – около 453 млрд. долл. США по курсу ЦБ Ирана. В 2012 году бюджет составлял 470 млрд. долларов США. Стоит отметить, что около 60% доходов иранского бюджета зависят от экспорта нефти и только 40% - от налогов и сборов.

В 2013 году валовой внешний долг Ирана составил 8 млрд. долл. США (2% от ВВП). По прогнозам в 2013 г. процесс сокращения внешнего долга продолжится, и этот показатель составит 8,9 млрд. долл. США,  в 2014 году уровень долга не изменится.  По прогнозам, по отношению к ВВП внешний долг в  2014 г. и 2015 г. составит соответственно 2% и 3%. В 2015 г. ожидается некоторое увеличение внешнего долга Ирана, и он достигнет 15 млрд. долл.

По данным Таможенной администрации Ирана в 1392 г. (21 марта 2013 г.- 20 марта 2014 г.) экспорт составил 41,6 млрд. долл. США, импорт – 49,4 млрд. долл. США (без учета нефти и газа).

Экспорт нефтехимии в 1392 г. (21 марта 2013 г.- 20 марта 2014 г.) составил около 10,7 млрд. долл. США, экспорт газового конденсата – 10,2 млрд. долл. США. Страна занимала 2-е место на Ближнем Востоке по объему экспорта нефтехимической продукции.

Численность населения Ирана в 2013 году достигла 77,8  млн. человек. Однако, демографический рост, который достиг своего пика в 2007/08 годах, остановился. Правительство ИРИ, признав серьёзность негативных тенденций в демографической ситуации, в августе 2012 свернуло национальную программу контроля рождаемости и прекратило ее финансирование. Вместо неё была запущена программа «Рождаемость и здоровье», целью которой является укрепление материнского и детского здоровья. Разрабатываются и другие программы по стимулированию рождаемости, которые включают в себя пакеты социальных льгот. 

Разрыв в доходах населения остаётся значительным. Доходы наиболее обеспеченных 10-ти процентов населения превышают доходы 10-ти процентов наиболее малообеспеченного населения страны приблизительно в 11 раз.

Затруднения с поступлением валютной выручки в страну не отразились на выполнении Ираном международных обязательств по ранее заключённым соглашениям. Иран в 2013 году продолжил курс на активное развитие региональных инвестиционных проектов с участием граничащих с ним стран.

В 2013 году продожалась экономическая стратегия развития страны в условиях санкций («экономика сопротивления»), предусматривающая опору на внутренний рынок при одновременном сокращении зависимости от экспорта нефти. Планируется, что в 2014 году доля сырой нефти в экспорте страны будет постепенно сокращаться в пользу ненефтяного экспорта.

По данным Таможенной администрации Ирана основными партнёрами Ирана в 1392 г. (21 марта 2013 г.- 20 марта 2014 г.) по ненефтяному экспорту (без газового конденсата) стали Китай (7,4 млрд. долл. США, в 1391 г. - 4,8 млрд. долл. США), Ирак (5,9 млрд. долл. США, в 1391 г. - 5,6 млрд. долл. США), , затем следуют ОАЭ (3,6 млрд. долл. США, в 1391 г. – 3,2 млрд. долл. США), Индия (2,4 млрд. долл. США, в 1391 г. - 2,4 млрд. долл. США), Афганистан (2,4 млрд. долл. США, в 1391 г. - 2,5 млрд. долл. США) и Турция (1,4 млрд. долл. США, в 1391 г. - 1,2 млрд. долл. США).

Основными партнёрами по импорту стали Объединённые Арабские Эмираты (10,8 млрд. долл. США, в 1391 г. – 9,3 млрд. долл. США), Китай (9,6 млрд. долл. США, в 1391 г. - 7,1 млрд. долл. США), Индия (4,3 млрд. долл. США, в 1391 г. - 1,6 млрд. долл. США), Южная Корея (3,8 млрд. долл. США, в 1391 г. - 4,4 млрд. долл. США), Турция (3,6 млрд. долл. США, в 1391 г. - 3,4 млрд. долл. США), Швейцария (2,1 млрд. долл. США, в 1391 г. – 3,4 млрд. долл. США) и Германия (2,1 млрд. долл. США, в 1391 г. – 2,5 млрд. долл. США)

Доля Ирана в мировом ВВП составляет 0,74%. Прогнозируется, что в 2014 году доля Ирана в мировом ВВП составит 0,76%, в 2015 году 0,8% и в 2016 году 0,85%.

По объему запасов нефти и газа Иран с учётом открытых новых месторождений обладает 18% и 9,4% мировых запасов соответственно. Cовокупная стоимость доказанных запасов Ирана по углеводородам оценивается примерно в 1,8 триллионов долларов США.

Доля Ирана на мировом нефтехимическом рынке составляла 2,4% и в 5-ой пятилетней программе развития страны (2011-2015 гг.) запланировано довести этот показатель до 4,9%. На нефтехимическом рынке Ближнего и Среднего Востока доля Ирана составила 23,4% и к 2020 г. планируется довести этот показатель до 41%

На Иран приходится два процента от общего объема мировых запасов полезных ископаемых. В Иране имеются залежи 12 металлических и 36 неметаллических руд. По данным Организации развития и модернизации горнорудной промышленности (ИМИДРО), Иран занимает второе место в мире по запасам цинка на седьмом - по запасам меди.

В 2013 г. уровень добычи железной руды составил 28 млн. тонн. Планируется увеличить производство железной руды до 43 млн. тонн к 2015 году. По производству алюминия Иран занимает 22 место в мире, однако к 2015 г. планируется выйти по данному показателю на 14-ое место.

Всемирная ассоциация стали в своем докладе сообщила, что производство сырой стали в Иране в 2013 г. достигло 15,4 млн. тонн, что по сравнению с 2012 г. показало рост в 6,6 %. По данному показателю Иран занимает 1-ое место на Ближнем Востоке.

В отчетном году общий объем генерирующих мощностей в Иране достиг 67,8 ГВт, что позволило стране занять первое место в регионе и 14-ое место в мире по объему производства электроэнергии.

 

 

Обзор экономики Ирана 2012 г

Статистика экономического развития Ирана 2013 г

Статистика по экономике Ирана за 2012 г

Основные логистические маршруты 2012 г

Краткая характеристика делового климата в Иране 2012 г

Обзор состояния экономики  Ирана в 2009 г