Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Законодательство об иностранных инвестициях в 2013 году

 

Инвестиционная политика США

Основные направления и приоритеты инвестиций США.

Важнейшими приоритетами американской инвестиционной политики в 2013 году являлись привлечение инвестиций в США, а также стимулирование внешних инвестиций с целью создания для американских граждан дополнительных рабочих мест и восстановления экономики. В частности, данная цель была озвучена Президентом США в программном документе - Ежегодном докладе «Повестка торговой политики на 2013 год и годовой отчет за 2012 год»[1].

В этой связи основным приоритетом федерального правительства, а также органов власти на уровне штатов и муниципальном уровне являлись оказание максимальной поддержки потенциальным инвесторам и создание эффективных стимулов для инвестирования, таких как предоставление налоговых льгот, в том числе в виде налоговых кредитов, льготного банковского кредитования, инновационных грантов и др.

Применительно к инвестициям в страну США придерживается политики максимального стимулирования иностранных инвесторов, оставляя за собой право контроля за инвестициями в наиболее чувствительных областях экономики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

В США в силу федеративного устройства государства регулирование вопросов иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне штатов. При этом на федеральном уровне, как правило, устанавливаются общие требования, а конкретные предписания в отношении участия иностранных инвесторов в проектах на территории соответствующих штатов устанавливаются органами местного управления таких штатов.

Таким образом, работа по привлечению иностранных инвестиций строится каждым штатом самостоятельно на основании долгосрочных и краткосрочных программ, разработанных с учетом местных особенностей и потребностей и в соответствии с местным законодательством. Все американские штаты имеют свои собственные программы по привлечению инвестиций, как внутренних, так и иностранных, поскольку по сложившейся практике федеральное правительство не играет активной роли при определении целей экономического развития того или иного региона страны. Руководство местных администраций самостоятельно определяет перспективные направления промышленного развития за счет как государственных, так и привлеченных средств.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в США на федеральном уровне осуществляется на основании значительного числа правовых актов, в частности, Публичного закона № 110-49 «Об иностранных инвестициях и национальной безопасности» 2007 года (Foreign Investment and National Security Act) и соответствующих отраслевых законов.

Проводимая в США политика в принципе обеспечивает, за отдельными исключениями, о которых будет сказано ниже, предоставление равных условий хозяйствования иностранным и национальным инвесторам. Иностранные инвесторы могут свободно вкладывать свои средства в большинство отраслей экономики США, а также выводить основной капитал и прибыли.

Однако имеются и определенные ограничения на осуществление иностранных инвестиций в капитал компаний некоторых отраслей американской экономики, которые устанавливаются по соображениям национальной безопасности или для защиты «чувствительных отраслей» и «критической инфраструктуры».

Основные ограничения установлены для следующих сфер деятельности:

1) в соответствии с Законом «О производстве продукции для оборонных нужд» (Defense Production Act of 1950), Законом «О конверсии, реинвестициях и оказании помощи в перепрофилировании в оборонной сфере» (Defense Conversion, Reinvestment, and Transition Assistance Act of 1992) все сделки с компаниями, находящимися в юрисдикции иностранных государств, подлежат анализу на предмет угрозы национальной безопасности США, что практически полностью ограничивает инвестиции в оборонную отрасль США.

2) в соответствии с Законом «Об атомной энергии» (Atomic Energy Act of 1954) установлены ограничения на участие иностранных компаний в проектах, связанных с производством и переработкой плутония, эксплуатацией ядерных реакторов и захоронением отходов;

3) Законом США «О тарифах» (Tariff Act of 1930) определено, что лицензию для работы в качестве таможенного брокера иностранец может получить только в том случае, если его партнером является американским гражданином, и он уже имеет подобного рода документ, разрешающий ему работу в этой области;

4) Разделом 310 Закона США «О связи» (1934 Communications Act) установлено, что иностранное участие в компании, которая имеет лицензии на пользование радиочастотами, не должно превышать 20%. Аналогичные ограничения распространяются на предприятия в сфере спутниковой передачи информации  в соответствии с Законом «О спутниковой связи» (Communication Satellite Act of 1962);

5) с Законом США «О передовых американских технологиях» (American Technology Preeminence Act of 1991) инвестор должен обосновать экономическую выгоду США от создания компании, которая будет выпускать продукцию, а также то, что выделяемые им на эти цели средства пойдут на проведение научно-исследовательских работ и производство необходимого продукта или услуги;

6) компании с иностранным участием не могут получать специальную финансовую помощь и дотации при производстве и переработке сельхозпродукции. Иностранные граждане не имеют право владеть контрольным пакетом акций компаний, располагающих своими собственными рыболовецкими судами (The Commercial Fishing Industry Vessel Anti-Reflagging Act of 1987);

7) в соответствии с Законом США «Об основных дилерах» (Рrimary Dealers Act of 1988» Федеральный резервный банк США имеет право отказать любому зарубежному финансовому учреждению в просьбе начать работу на американском финансовом и фондовом рынке в случае если иностранное правительство не предоставляет адекватных условий компаниям и фирмам США;

8) в соответствии с Законом США «Об авиации» (Federal Aviation Act 1958) и Законом США «О торговом мореходстве» (Merchant Marine Act 1920) налагаются ограничения на участие иностранного капитала при создании акционерных компаний в сфере воздушного и морского транспорта. Так, иностранным инвесторам может принадлежать не более 25% голосующих акций американских авиаперевозчиков и компаний, владеющих коммерческими рыболовецкими судами. Транспортные средства (включая самолеты), более чем на 25% принадлежащие иностранным лицам, не могут осуществлять коммерческие перевозки между пунктами назначения в США.

Также ограничения на иностранные инвестиции в сфере сельского хозяйства могут устанавливаться отдельными штатами США.

Кроме этого, в соответствии с Законом США «О статистической отчетности в сфере иностранных инвестиций» (International Investment Survey Act of 1976), большинство иностранных инвестиций в США (в том числе приобретение в собственность недвижимого имущества с целью получения прибыли), в которых иностранное лицо получает в собственность более 10% голосующих акций (или эквивалент), должны быть доведены до сведения Бюро экономического анализа Министерства торговли США. Исключения предоставляются для незначительных сумм. Однако, если приобретение предполагает покупку200 акровили более земли США, эти сведения должны быть предоставлены независимо от суммы сделки. Нарушение этих требований может привести к гражданской или уголовной ответственности.

Помимо указанных выше ограничений, в США действует поправка Эксона-Флорио (Публичный Закон № 100-418) к Закону о торговле 1988 года, устанавливающая право Президента США  осуществлять мониторинг любых иностранных инвестиций и запретить их осуществление при наличии угрозы национальной безопасности. За реализацию положений данной поправки отвечают Комитет по иностранным инвестициям в США (CFIUS).

Порядок осуществления мониторинга таких сделок установлен принятым Минфином США Руководством о порядке поглощения, приобретения и слияния иностранными лицами при совершении сделок, которые затрагивают интересы национальной безопасности» (вступило в силу 22.12.2008, см. Раздел 31 главы 8 части 800 Кодекса федерального регулирования США).

В 2013 году нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность в США, принципиальных изменений не претерпела. Среди имевших место незначительных изменений можно выделить следующие.

Палате представителей Конгресса США был представлен законопроект об инвестировании в рабочие места в США. Закон будет применяться в отношении требований к содержанию компонентов, произведённых в США, при строительстве автомобильных дорог федерального значения, инвестиционных грантов для поддержки междугородних пассажирских железнодорожных перевозок, а также строительству железнодорожных вокзалов. Минимальный порог содержания национальных компонентов на 2013 год был обозначен как 60% от конечной стоимости объекта, к 2017 году данный порог предлагается увеличить до 100%.

3 сентября 2013 г. Комиссия США по ценным бумагам и биржам объявила, что не будет подавать апелляцию в Апелляционный суд США по округу Колумбия в отношении решения Окружного суда США по округу Колумбия от 2 июля 2013 г., отменяющего Правило 13q-1. Требование к компаниям, добывающим и продающим энергоресурсы, предоставлять информацию о таких платежах возникло вследствие ошибочной трактовки сотрудниками КЦББ Разделa 1504 Публичного закона США №111-203 от 21.07.2010 «О финансовой реформе США» (Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act), сокращенно именуемый «Закон Додда-Фрэнка».

Механизмы и институты государственной поддержки инвестиций

США активно реализуют различные программы по поддержке инвестиций.

Основная идея такой поддержки сводится к стимулированию инвестиций в приоритетные сферы деятельности, а также в социально значимые проекты (среди которых, в частности, проекты по поддержки малого и среднего бизнеса) путем предоставления стимулирующих льгот, а также путем прямого государственного софинансирования в виде грантов и иных аналогичных стимулирующих выплат.

Среди действующих программ необходимо особо выделить программы «Startup America» и «Select USA».

Программа «Startup America» была начата 31 января 2011 г. и реализовывалась на протяжении всего отчетного периода. Основными задачами программы являются расширение доступа к капиталу для стартапов (преимущественно, за счет государственного софинансирования), развитие программ обучения для предпринимателей и менторских (наставнических) программ, дальнейшее развитие коммерциализации результатов федеральных НИОКР, выявление и устранение избыточных административных барьеров на пути стартапов, а также расширение сотрудничества между крупными компаниями и стартапами.

В целях содействия развитию малого предпринимательства в 1953 г. в США был принят Закон о малом бизнесе (Small Business Act), согласно которому Администрация малого бизнеса США, подчиненная непосредственно Президенту страны, выполняет главную роль в области развития деятельности МСП в США.

Главная задача АМБ США состоит в обеспечении доступности финансирования для малого бизнеса путем предоставления собственных кредитов, а также выступая в роли гаранта по кредитам частных коммерческих банков малым предприятиям. В 2013 году деятельность SBA позволила обеспечить получение малым бизнесом заемных ресурсов на сумму 29,6 млрд.долл. (в 2012 г. - 30,2 млрд.долл.). Увеличилось общее количество выданных займов с  53848 в 2012 г. до 54106 займов  в 2013 г. по линии двух основных программ 7 (а) и 504 (программа по приобретению недвижимости и крупных активов).

Крупнейшим государственным механизмом поддержки зарубежных прямых инвестиций в экономику США является программа «SelectUSA», организованная решением Президента Б.Обамы в 2011 году на базе Министерства торговли США.

Суть программы сводится к стимулированию национальных и иностранных инвестиций в экономику США, прежде всего в целях создания новых рабочих мест. Инициатива в частности предусматривает снижение административных барьеров на пути новых инвестиций из-за рубежа. Кроме того, достижение основной цели данной инициативы будет достигаться также путем оказания информационного содействия зарубежным инвесторам. Помимо своего федерального значения, одной из ее целей является продвижение и поддержка инициатив отдельных штатов и территорий США по привлечению иностранных капиталовложений.

В рамках инициативы «SelectUSA» различными ведомствами реализуется значительное число программ грантов и иных форм поддержки инвестиций. Общее число программ по данным официального сайта инициативы по состоянию на июль 2012 года превышало 2 238.

В рамках программы в период с 31 октября по 1 ноября 2013 г. в Вашингтоне впервые состоялся инвестиционный саммит «SelectUSA». В саммите приняли участие представители компаний, инвесторы со всего мира, представители локальной и федеральной власти, высокопоставленные чиновники США. Всего на саммите присутствовало 1200 человек из 47 штатов, 3 территорий и из Округа Колумбия, включая порядка 630 представителей из 60 различных рынков.

 

Политика США в области привлечения иностранных инвестиций

Меры, направленные на улучшение инвестиционного климата

На сегодняшний день государственное регулирование инвестиционной деятельности в США направлено на привлечение инвестиций, как со стороны американских компаний, так и зарубежных.

В сентябре 2013 года Конгресс США одобрил законопроект о привлечении иностранных инвестиций для создания рабочих места в США (Global Investment in American Jobs Act of 2013).

Основная задача закона сводится к следующим положениям:

1) способность США к привлечению прямых иностранных инвестиций непосредственно определяет перспективы страны к долгосрочному экономическому росту, глобальной конкурентоспособности и безопасности;

2) привлечение иностранных инвестиций и создание рабочих мест в США являются главными национальными приоритетами для улучшения экономики США и должно осуществляться путем удаления барьеров и созданием системы поощрений для потенциальных инвесторов;

3) поддержание приверженности США к открытой инвестиционной политике создает возможности для американских компаний на рынках других стран;

4) американская политика в отношении прямых иностранных инвестиций должна отражать интересы национальной безопасности и не должна ставить в невыгодное положение национальных инвесторов;

5) усилия США по привлечению прямых иностранных инвестиций должны быть согласованы с усилиями по поддержанию и улучшению стандартов жизни граждан США.

Информация о заключенных двухсторонних инвестиционных соглашениях и соглашениях о свободной торговле.

В 2013 году США продолжили развитие международного сотрудничества в инвестиционной сфере. Наиболее активна велась работа по созданию Трансатлантической зоны свободной торговли (TAFTA), или Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) - зоны свободной торговли между Соединенными Штатами и Европейским Союзом.

Первый раз инициатива была предложена в 1990-х, повторно - в 2007 году. В 2013 году Рабочая группа высокого уровня по рабочим местам и экономическому росту рекомендовала начать переговоры по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Первый раунд переговоров прошел в Вашингтоне в июле 2013 года, второй – в Брюсселе в ноябре 2013.

Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство представляет потенциально самую большую зону свободной торговли в истории, охватывающую 46% мирового ВВП. В случае полного осуществления соглашения до 2015 года, Еврокомиссия ожидает появления 400 тыс. новых рабочих мест, а также ежегодный прирост ВВП в 160 млрд.долл. для ЕС и 128 млрд.долл. для США.

Торговые барьеры между ЕС/ЕАСТ и США/НАФТА в настоящий момент достаточно низки, к тому же были предприняты некоторые усилия для облегчения торговли, например договор о едином авиационном пространстве и создании Трансатлантического экономического союза. Европейская комиссия считает, что подписание трансатлантического торгового пакта может повысить общий объем торговли между сторонами на 50%.

Ключевым вопросом для обсуждения в рамках подписания пакета документов является недискриминационный доступ к американскому природному газу, на котором настаивает ЕС. В ходе переговоров по подписанию соглашения об установлении партнерства европейская сторона обращает особое внимание на необходимость отсутствия дискриминации или ограничений в отношении доступа к энергии на трансатлантическом рынке, в частности к природному газу в США (особенно это важно в контексте того, что с 2003 года цены в Европе на газ выросли вдвое и продолжают расти, в то время как благодаря сланцевому газу, цены на газ в США держатся на рекордно низких уровнях).

Динамика, объемы, отраслевая и региональная структура инвестиций.

По состоянию на 9 апреля 2013 г. Бюро статистики США публикует данные об инвестициях в США за 2012 год.

Приток прямых инвестиций в США из иностранных государств в 2013 году составил 174 млрд.долл., что на 25 % меньше чем в 2011 году (234 млрд.долл.). Причинами для существенного снижения инвестиционной активности могли послужить общее снижение темпов роста мировой экономики, а также экономический кризис в европейских странах, традиционно являвшихся ведущими иностранными инвесторами для США.

Страновой анализ позволяет сделать вывод о том, что ведущим инвестором в США по притоку прямых инвестиций в 2012 году явились Нидерланды (24,346 млрд.долл.). Значительный рост объема инвестиций наблюдался из Франции (20,640 млрд. долл.) и Гонконга (1,118 млрд.долл.). Основной приток инвестиций пришелся на сектор производства (50% от общего притока инвестиций) и оптовой торговли (10%). В свою очередь, в производственном секторе приток инвестиций пришелся преимущественно на производство электрического оборудования, приборов и компонентов  и производство машин и оборудования.

Общий объем активов, принадлежащих иностранным лицам, на начало 2013 года составил 25 162 млрд.долл., что больше на 14 млрд. показателей начала 2012 года. При этом общий рост стоимости активов, принадлежащих иностранным лицам, в 2012 году составил 1 030,2 млрд. долл. США. Однако на конечные результаты, приведенные выше, повлияло обесценивание американских финансовых инструментов (акций, облигаций) на сумму 1 016 млрд. долл.

Приток прямых инвестиций из США в другие страны в 2012 году составил 329 млрд.долл., что на 77 млрд.долл. меньше показателя 2011 года. Помимо общего замедления темпов роста мировой и американской экономики, одной из причин падения роста американских инвестиций в иностранные активы называется рост интереса ко внутренним инвестициям в самих США. Основными странами, на которые приходился поток американских инвестиций, явились страны Европы (164 млрд.долл.), страны Латинской Америки (79 млрд.долл.) и Канада (30 млрд.долл.).

К концу 2012 года общая стоимость активов, принадлежащая американским лицам за рубежом, составила 20 761 млрд.долл., что на 372 млрд.долл. меньше, чем в 2011 году. Основной причиной падения стоимости американских активов за рубежом также стало снижение стоимости иностранных финансовых инструментов (акций, облигаций и пр.).


[1] http://www.ustr.gov/sites/default/files/Chapter%20I%20-%20The%20President's%20Trade%20Policy%20Agenda.pdf

 
 

Законодательство об иностранных инвестициях в 2012 г