Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Защитные процедуры

Специальные защитные меры являются инструментом, позволяющим ограничивать резко возросший импорт какого-либо иностранного товара на таможенную территорию страны для защиты отечественной отрасли, производящей товар, конкурирующий с импортным товаром.

Специальные защитные меры могут быть введены только при соблюдении определенных условий. Введению специальной защитной меры предшествует расследование. Для стран-членов ВТО условия применения специальных защитных мер (safeguard measures), а также процедуры проведения расследования закреплены в ст. XIX ГАТТ 1994 и Соглашении ВТО по специальным защитным мерам.

Согласно статистике ВТО в области применения специальных защитных мер пик инициирования защитных расследований наблюдался в 2000, 2002, 2009, 2012 и 2014 годы. Из 6613 инициированных за период с начала образования ВТО (1995 г.) мер триады торговой защиты (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры) лишь 347 приходится на специальные защитные.

Разбивка по секторам расследований за 1995-2018 годы показывает доминирующее положение расследований по продовольственным и сельскохозяйственным товарам (72 расследования), продукции химической и смежных отраслей (53 расследования), а также недрагоценным металлам и изделиям из них (83 расследования).

При этом окончательные специальные защитные меры были введены в 51% случаев по продовольственным и сельскохозяйственным товарам, в 62% случаев в отношении продукции химической и смежных отраслей и в 52% случаев в отношении недрагоценных металлов и изделий из них.

Условия, необходимые для проведения специального защитного расследования и введения мер, сводятся к следующему:

- наблюдается резкий рост импорта;

- этот резкий рост импорта привел или может привести в ближайшем будущем к ухудшению экономического положения предприятий, производящих товар, конкурирующий с импортным товаром. При этом ухудшение экономического положения предприятий, выражающееся в ухудшении производственно-экономических показателей, должно подпадать под определение серьезного ущерба, используемого в международном и российском законодательстве (законодательстве ЕАЭС);

- серьезное ухудшение дел (серьезный ущерб отрасли экономики), должно быть напрямую связано с резким ростом импорта иностранного товара, т.е. между ними должна быть прямая причинно-следственная связь;

- установление этих фактов должно быть произведено в ходе расследования, проводимого уполномоченными органами, которые должны не только получить и проверить всю соответствующую информацию, позволяющую говорить о наличии оснований для введения специальных защитных мер, но и предоставить всем лицам, имеющим отношение к данному расследованию, возможность высказать свое мнение, предоставить доказательства и/или опровергнуть мнение другой стороны.

Специальные защитные меры вводятся в виде количественных ограничений (квот) или импортных пошлин, которые называют специальными пошлинами и взимают сверх обычно действующих импортных таможенных пошлин. Размер квоты или пошлины определяется с учетом его достаточности для устранения негативного влияния растущего импорта товара.

Меры вводятся только на определенное время, обычно на срок до четырех лет, а в случае необходимости их действие может быть продлено еще на четыре года. Таким образом, срок действия специальных защитных мер не может превышать восьми лет.

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики уполномоченным государственным органом, который принимает решения о начале расследования, осуществляет необходимые действия по получению информации, приходит к выводам о наличии оснований для введения специальной защитной меры и ее форме.

Процедуру введения специальной защитной меры можно разделить на следующие этапы:

- отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние растущий импорт, готовят заявление с просьбой о начале специального защитного расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения специальной защитной меры, и подают его в орган, проводящий расследование;

- уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

- после начала расследования орган, проводящий расследование, собирает информацию по всем основным элементам расследования у заинтересованных лиц, среди которых отечественные и иностранные производители товара, экспортеры, импортеры и потребители. Ключевым элементом сбора информации является направление вопросников (документа с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам и т.д.), обработка ответов на которые дает подробное понимание ситуации на рынке товара;

- в критических обстоятельствах, при наличии соответствующих оснований, орган расследования может вынести решение о введении предварительной специальной защитной меры в виде пошлины. Для этого необходимы предварительные выводы о наличии свидетельств того, что возросший импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб. Ограничения, предписывающие не вводить предварительные меры в течение какого-либо периода после начала расследования, отсутствуют;

- после принятия предварительного решения и введения предварительной специальной защитной меры уполномоченный орган предоставляет (с учетом необходимости сохранения конфиденциальности информации) заинтересованным лицам возможность ознакомиться с предварительными выводами и предоставить комментарии;

- в течение пяти-шести месяцев с начала расследования уполномоченный орган проводит публичные слушания, которые представляют собой заседание с участием всех заинтересованных сторон. Стороны имеют право предоставлять свое мнение по всем основным вопросам, связанным с расследованием, и комментировать мнение другой стороны;

- после сбора всей необходимой информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной специальной защитной меры, уполномоченный орган предоставляет возможность всем заинтересованным лицам ознакомиться с окончательными результатами расследования. В этот же период проводятся консультации с представителями иностранных государств, в том числе, по вопросам, связанным с распределением квот.

Конфиденциальная информация не раскрывается без разрешения предоставившей ее стороны. Информация рассматривается в качестве конфиденциальной, если раскрытие такой информации предоставит преимущество в условиях конкуренции третьему лицу либо повлечет за собой неблагоприятные последствия для лица, предоставившего такую информацию, или лица, у которого данное лицо получило такую информацию.

Стороны, предоставившие конфиденциальную информацию, предоставляют также ее неконфиденциальную версию, которая позволяет понять суть самой информации, не нарушая ее конфиденциальности. В случае если сторона не предоставляет неконфиденциальную версию, либо запрашивает конфиденциальный статус для информации, которая не является конфиденциальной, орган расследования может не принять во внимание такую информацию.

Советы экспортерам:

Если товар Вашей компании становится предметом специального защитного расследования, Ваши действия могут быть следующими:

- определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;

- в случае заинтересованности в сохранении рынка зарегистрироваться в расследовании, в качестве заинтересованной стороны;

- запросить у органа, проводящего расследование, неконфиденциальную версию петиции;

- подготовить и направить в орган, проводящий расследование, комментарии на заявление петиционера;

- принимать активное участие в консультациях и слушаниях, организуемым органом, проводящим расследование.

В любом случае Вы можете обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России за поддержкой и консультациями.