Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Защитные процедуры

 

Специальные защитные меры являются инструментом торговой политики, позволяющим ограничивать импорт какого-либо иностранного товара на таможенную территорию страны для защиты отечественной отрасли, производящей товар, конкурирующий с импортным товаром. Специальные защитные меры являются одним из немногих инструментов торговой политики, позволяющих защищать отечественных производителей, разрешенные как в рамках ВТО, так и существующим российским законодательством.


Специальные защитные меры могут быть введены только при соблюдении определенных условий. Для стран–членов ВТО условия применения специальных защитных мер (safeguards) закреплены в ст.XIX ГАТТ и Соглашении о применении специальных защитных мер.


Согласно статистике ВТО в области применения специальных защитных мер пик инициирования защитных расследований пришелся на 2000 и 2002 годы. Из 100 инициированных за период с начала образования ВТО (1995 г.) мер триады торговой защиты лишь 5 приходится на специальные защитные. При этом необходимо отметить, что практически только каждое второе расследование заканчивалось введением мер.


Разбивка по секторам расследований за 1995-2006 годы показывает доминирующее положение расследований по продовольственным и сельскохозяйственным товарам (34 %), химикатам, пластикам и резине (23%), а также базовым металлам и изделиям из них (14%).


Условия, необходимые для введения специальных защитных мер, сводятся к следующему:


- наблюдается резкий рост импорта;


- этот резкий рост импорта привел или может привести в ближайшем будущем к ухудшению экономического положения российских предприятий, производящих товар, конкурирующий с импортным товаром. При этом ухудшение экономического положения российских предприятий, выражающееся в ухудшении производственно-экономических показателей, должно подпадать под определение серьезного ущерба, используемого в российском и международном законодательстве;


- серьезное ухудшение дел у российских предприятий, или иначе серьезный ущерб отрасли российской экономики, должно быть напрямую связано с резким ростом импорта иностранного товара, т.е. между ними должна быть прямая причинно-следственная связь;


- установление этих фактов должно быть произведено в ходе расследования, проводимого государственными органами, которые должны не только получить и проверить всю информацию, позволяющую говорить о наличии оснований для введения специальных защитных мер, но и предоставить всем лицам, имеющим отношение к данному расследованию, возможность высказать свое мнение и опровергнуть мнение другой стороны.


Специальные защитные меры вводятся в виде количественных ограничений (квот) или импортных пошлин, которые называют специальными пошлинами и взимают сверх обычно действующих импортных таможенных пошлин. Размер квоты или пошлины определяется с учетом того, что он должен быть достаточен для устранения негативного влияния растущего импорта товара на отечественные предприятия.
Меры вводятся только на определенное время, обычно на срок до четырех лет, а в случае необходимости их действие может быть продлено еще на четыре года. Таким образом, срок действия специальных защитных мер не может превышать восьми лет.
Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики уполномоченным государственным органом, который принимает решения о начале расследования, осуществляет необходимые действия по получению информации, приходит к выводам о наличии оснований для введения специальной защитной меры.

 

Процедуру введения специальной защитной меры можно разделить на следующие этапы:


- отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние растущий импорт, готовят заявление с просьбой о начале специального защитного расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения специальной защитной меры, и подают его в орган расследования;


- орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;


- после начала расследования орган расследования собирает информацию по всем основным элементам расследования у заинтересованных лиц, среди которых отечественные и иностранные производители товара, экспортеры, импортеры и потребители. Ключевым элементом сбора информации является направление вопросников (документа с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам и т.д.), обработка ответов на которые дает подробное понимание ситуации на рынке товара;


- при наличии оснований орган расследования может придти к решению о введении предварительной специальной защитной меры в виде пошлины. Такое решение может быть принято сразу после начала расследования;


- после принятия предварительного решения и введения предварительной специальной защитной меры орган расследования предоставляет (с учетом необходимости сохранять конфиденциальность информации) заинтересованным лицам возможность ознакомиться с предварительными выводами и предоставить комментарии. Заинтересованным лицам также предоставляется такая возможность в отношении всей информации, полученной в ходе расследования, в том числе и в виде ответов на вопросники органа расследования;


- в течение пяти - шести месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, которые представляют собой квази-судебное заседание с участие всех заинтересованных сторон. Стороны имеют право предоставлять свое мнение по всем основным вопросам, связанным с расследованием, и комментировать мнение другой стороны;


- после сбора всей необходимой информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной специальной защитной меры, орган расследования предоставляет возможность всем заинтересованным лицам ознакомиться с окончательными результатами расследования. В этот же период проводятся консультации с представителями иностранных государств, в том числе, по вопросам, связанным с распределением квот.


Конфиденциальная информация не раскрывается без разрешения предоставившей ее стороны. Информация рассматривается к качестве конфиденциальной при данных о том, что раскрытие такой информации предоставит преимущество в условиях конкуренции третьему лицу либо повлечет за собой неблагоприятные последствия для лица, предоставившего такую информацию, или лица, у которого данное лицо получило такую информацию.


Как общее правило, стороны, предоставившие конфиденциальную информацию, предоставляют также ее неконфиденциальную версию, которая позволяет понять суть самой информации, не нарушая ее конфиденциальности. В случае если сторона не предоставляет неконфиденциальную версию, либо запрашивает конфиденциальный статус для информации, которая не является конфиденциальной, орган расследования может не принять во внимание такую информацию.


Советы экспортерам:

Если товар Вашей компании становится предметом специального защитного расследования, Ваши действия могут быть следующими:


- определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;


- в случае заинтересованности в сохранении рынка зарегистрироваться в органе, проводящем расследовании, в качестве заинтересованной стороны;


- запросить у органа, проводящего расследование неконфиденциальную версию петиции;


- подготовить и направить в орган, проводящий расследование, комментарии на заявление петиционера;


- принимать активное участие в консультациях и слушаниях, организуемым органом, проводящим расследование.


В любом случае Вы можете обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России за поддержкой и консультациями.