Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Субсидии и компенсационные процедуры

 

Понятие "субсидии" в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате окажет влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранным товаров на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам. Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить ваш товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода. В ВТО запрещены только те субсидии, которые оказывают самое негативное влияние на международную торговлю. К таким субсидиям относят экспортные и импортозамещающие субсидии. При этом использование экспортных субсидий в виде экспортного кредитования разрешено на определенных условиях.

Фактически в рамках ВТО правила в отношении использования субсидий устанавливает Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.
Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО без каких-либо изъятий и оговорок.

В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Понятие субсидии в ВТО существенно отличается от того, которое обычно используется в России (смотри статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Это понятие гораздо шире и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.


Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, которая гласит о том, что «субсидия существует тогда, когда:

а) оказывается финансовое воздействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, когда:

- правительство практикует прямой перевод денежных средств или принимает на себя обязательства по переводу таких средств;

- правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы;

- правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;

- правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций ил числа указанных в предыдущих подпунктах, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

б) или существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XIV ГАТТ 1994 и таким образом предоставлялось преимущество».
Необходимо отметить, что регулирование субсидий, предусмотренных в ССКМ, распространяется только на специфические субсидии. Главный признак специфичности субсидии – ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.

Субсидия не является специфической, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией. Однако когда применение таких правил не дает четкого ответа, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорциями при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации и ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.

В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:

красные субсидии – запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;

желтые субсидии – субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;

зеленые субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ. В соответствии с статьей XXXI ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий. До настоящего времени переговоры еще не завершены.


Компенсационные процедуры и меры

Компенсационные меры могут быть введены против товара, в отношении которого иностранным государствам предоставляются специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.

Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.
 

Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:

- наличие субсидирования иностранных производителей;

- наличие материального ущерба, нанесенного отечетсвенной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;

- наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортов и ущербом, который наносится отечественной промышленности.

Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественным производителем, которые страдают от субсидируемого импорта. Под аналогичным товаром понимается товар, который полностью идентичен товару, который является предметом расследования, либо в отсутствие такого товара другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, который является объектом расследования.

Формой применения компенсационных мер могут быть как ценовые обязательства, которые фактически представляют собой соглашения между органом расследования и иностранным производителем или экспортеров о поставке товара по цене не ниже определенного уровня, при котором экспорт не будет наносить ущерб отечественным производителям, так и компенсационные пошлины.
Кроме того, по итогам компенсационного расследование может быть принято обязательство иностранного государства о прекращении субсидирования данного товара, что соответственно приведет к устранению ущерба.



Процедура компенсационного расследования

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики, правом подачи заявления о начале расследования обладают отечественные производители, доля которых в производстве товара в стране составляет не менее 25 %.
В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Такие консультации проводятся до начала расследования, а такжеперед введение предварительной и окончательной мер.
Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен до 18 месяцев.

Основанные этапы компенсационного расследования:

- отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его в орган расследования;

- орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

- орган расследования собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц – отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам и т.д.);

- в течение 60 дней с даты начала расследования орган расследования может придти к решению о наличии оснований для введения предварительной компенсационной меры на условиях, если окончательная мера не будет введена, уплаченная пошлина будет возвращена импортерам;

- после принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследованияпредставляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться предварительными выводами и предоставить свои комментарии;

- в течение 5-6 месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, где всем заинтересованным предприятиям предоставлено право высказать свое мнение по всем основным вопросам, связанным с расследованием, и комментировать мнение противоположной стороны;

- после сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования (обычно этот срок составляет около 2 недель);

- после предварительного решения и до принятия окончательного – сторонам предоставляется возможность согласовать ценовые обязательства.


Советы экспортерам:

- определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;

- после получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;

- заполнить и направить вопросник органу расследованию;

- в случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;

- по возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;

- запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;

- в случае принятия решения органом расследования о наличии материального ущерба, наносимого субсидируемым импортом, предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии с целью минимизации возможных потерь;

- в случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.

В любом случае рекомендуем обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России за поддержкой и консультациями.