Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Армении за период с 02.03.2015 по 06.03.2015 г

06.03.2015

Станислав Тарасов: «Две Армении» и «два Азербайджана» могут стать реальностью

Директор национальной разведки США Джеймс Клепер, представляя на днях в Конгрессе оценку разведслужб относительно перспектив урегулирования карабахского конфликта, заявил следующее: «В 2014 г. на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил был зафиксирован рост нарушений режима прекращения огня и рекордное число смертных случаев. Подобный рост насилия свидетельствует, что столь близкое размещение противоборствующих сил продолжает содержать риски неверного расчета или непросчитанного напряжения. Перспектива мирного урегулирования в обозримом будущем туманна». Надо полагать, что вывод Клепера, в котором содержатся некоторые важные нюансы, основан на изучении и осмыслении значительного объема информации об этом конфликте, получаемой американским разведсообществом по самым разным каналам из Закавказья.

Начнем с последнего тезиса о перспективах урегулирования конфликта. Как считает старший научный сотрудник Атлантического совета США (Atlantic Council) Сабина Фрейзер, переговоры зашли в тупик в 2011 г. после встречи лидеров Армении и Азербайджана в Казани при посредничестве России, когда стороны не пришли к согласию по разработанным Минской группой ОБСЕ «Основным принципам», которые являлись главным предметом переговоров с 2005 г. Под ними подразумевается документ, известный как «Мадридские принципы», который был представлен министрами иностранных дел Франции и России, а также помощником госсекретаря США в столице Испании еще в ноябре 2007 г. Затем 10 июля 2009 г. на саммите «Большой восьмерки» в итальянской Аквиле было принято совместное заявление президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ. После этого сопредседатели Минской группы представили так называемый обновленный вариант Мадридских принципов. В общих чертах он сводился к определению статуса Карабаха путем свободного волеизъявления, обеспечению сухопутной связи между НКР и Арменией, предоставлению гарантий безопасности, выводу войск из контролируемых Арменией азербайджанских районов. Правда, эксперты сразу усмотрели в этих позициях изъяны в технических средствах и способах достижения поставленных задач, но главным являлось то, что стороны разделяли концепцию и идеологию «принципов». Это позволяло продолжать переговорный процесс с выходом на более конкретные решения.

На наш взгляд, данный документ был обусловлен во многом итогами кавказской войны августа 2008 г., когда Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, что позволило Москве ограничить влияние США и Европы не только в Закавказье, но и в Каспийском регионе, положило начало серьезным изменениям геополитической конфигурации не только в Закавказье, но и в масштабах всей Евразии. Как заявил тогда один американский политолог, «говорить о территориальной целостности Грузии смысла уже нет, в обозримом будущем этот вопрос закрыт, и теми подходами, которыми правительство Саакашвили пыталось решить эту проблему, ее решить нельзя будет никогда». Это был удар по сформировавшему тогда политическому альянсу Грузия — государства Балтии — Польша — Украина. Азербайджан не стал публично принимать в нем участие из-за опасения возможной проекции событий на карабахскую проблему, поскольку появился прецедент: Россия отказалась использовать механизм миротворческих сил и впервые после 1991 г., вопреки воле бывшей «республиканской метрополии», пошла на признание — под давлением «определенных обстоятельств» — двух новых государств, Южной Осетии и Абхазии.

Неслучайно в 2009-2013 гг. сопредседатели МГ ОБСЕ стали отрабатывать сценарии по урегулированию карабахского конфликта на основе так называемого короткого варианта Основных принципов. Но поскольку переговоры по Карабаху системно носят закрытый характер, ограничиваются переговорами только в формате Минской группы, саммитами президентов Азербайджана и Армении, встречами министров иностранных дел двух государств, о деталях «короткого варианта» мало что известно. Очевидным было только то, что НКР была исключена из переговорного процесса, ее статус мог решаться при помощи технологий «пакетного» либо «поэтапного» подхода. Под последним подразумевается следующее: армянская сторона возвращает некоторые азербайджанские районы, Карабах получает так называемый промежуточный статус, вдоль карабахско-азербайджанской границы располагаются миротворческие силы, создаются разделительные, буферные и запретные для полетов авиации зоны, возвращаются беженцы.

В азербайджанских СМИ была развернута дискуссия политологов, что можно считать первым шагом: освобождение районов или признание промежуточного статуса НКР, и можно ли инициировать одновременную динамику этих процессов. Но, констатирует Фрейзер, «после провала саммита в Казани президенты Армении и Азербайджана встречались еще три раза, однако никакого прогресса не было зафиксировано, несмотря на участие во встречах также президентов России и Франции — Путина и Олланда», и теперь «основным вопросом переговоров является то, готовы ли президенты оставить в стороне свои обсуждения вокруг Основных принципов и начать всеобъемлющие переговоры, которые приведут к длительному урегулированию». То есть вновь на первые позиции стал выходить «пакетный» вариант урегулирования.

7 мая 2014 г. американский сопредседатель в Минской группе ОБСЕ Джеймс Уорлик заявил: «Настало время, чтобы стороны взяли на себя обязательство начать мирные переговоры, основываясь на работе, которая была проделана до сих пор. Нереально думать, что редкие встречи могут привести к длительному миру. Однажды начав такие мирные переговоры, мы расширим количество практических вопросов, которые можем поставить на стол переговоров, удовлетворив все стороны. Обсуждения вокруг „практических вопросов“ позволят привлечь все заинтересованные стороны, такие, как парламентарии, сотрудники местных правовых ресурсов, технические эксперты министерств, независимые эксперты, неправительственные организации… Технические обсуждения могут включать вопросы, которые являются общими для сторон, такие, как вопросы, связанные с водой, инфраструктурой или коммуникациями. Этот путь лежал в основе переговоров Косово — Сербия, благодаря которым был зафиксирован прогресс в апреле 2013 года».

Тут вся проблема состоит в нюансах. С одной стороны, Минская группа ОБСЕ пытается сохранить армянское население Нагорного Карабаха, равно как предотвратить начавшийся раньше, чем на Украине и Грузии, процесс расчленения Азербайджана по этническому признаку. С другой стороны, если Баку и Ереван пойдут на подписание мирного договора и обозначат прекращение состояния войны между собой, то проблема статуса Карабаха должна будет решаться в переговорном формате Баку — Степанакерт. Наконец, с третьей стороны, Баку опасается того, что на линии разделения конфликтующих сторон появится миротворческий корпус, потом, возможно, сработает европейская формула: новые выборы в НКР и её независимый статус.

При этом у Азербайджана нет уверенности в том, что его поддержит на этом направлении Запад в силу меняющейся геополитической конъюнктуры: «прозападному Карабаху» (или наоборот) можно будет противопоставить «пророссийскую» Армению (или наоборот), одновременно удерживая в своих «объятиях» Баку через обещания решить когда-нибудь в будущем проблему в его пользу. Такого хода событий не исключают многие эксперты, которые полагают, что «появление в регионе двух армянских государств или двух азербайджанских (имеется в виду наряду с „русским“ и иранский Азербайджан — С.Т.) может отвечать интересам внешних игроков хотя бы потому, что при нынешней политике Баку в отношении Степанакерта (в случае сохранения территориальной целостности Азербайджана) это приведет к полному исходу армянского населения из Карабаха» (модернизированный вариант ситуации в Абхазии и в Южной Осетии). Вот почему Клеппер говорит, что «столь близкое размещение противоборствующих сил в Карабахе продолжает содержать риски неверного расчета или не просчитанного напряжения», и называет «туманными» перспективы урегулирования конфликта. Поэтому ситуация в этом регионе остается непредсказуемой. Во всяком случае рост напряженности в последнее время между вооруженными силами Армении и Азербайджана, совпадающий с развитием украинского кризиса, имеет неслучайный характер. По мнению Фрейзер, Армения взамен освобождения районов, на которые претендует Баку, вряд ли удовлетворится какими-либо международными гарантиями своей безопасности, а опыт Крыма (воссоединения с Россией) является историческим намеком и для Баку, и для Еревана".

Запад опасается, что стремление Баку развалить или «модернизировать» МГ ОБСЕ за счет включения в нее Германии и Турции «развяжет руки всем», потому что с точки зрения наработанных схем карабахский конфликт находится не в фазе «разрешения», а в серой «гибридной зоне», в которой отходят от общего концептуального подхода и сбиваются на возможность силового решения, демонстрируя нетерпимость к существующему статус-кво и готовность к его изменению. Отсюда и выход на скрытый намек Клепера — решить на данном этапе вопрос ввода в зону конфликта международного миротворческого корпуса, чтобы выйти из «игры с нулевой суммой» в фазу «глубокой заморозки» конфликта.

ИА REGNUM, 04.03.2015

 

Армения будет вносить свой вклад в развитие ЕАЭС - министр ЕЭК

Армения не только получает новые возможности от вступления в ЕАЭС, но, опираясь на свой опыт и конкурентные преимущества, достигнутые в ходе институциональных и структурных реформ, будет вносить свой вклад в развитие интеграционного проекта, сказала заявила член коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от Армении Карине Минасян, передает пресс-служба ЕЭК.

«В Союзе используются лучшие национальные практики и стандарты. Поэтому в ближайшем будущем в рамках ЕАЭС может быть применен передовой опыт Армении для обеспечения полной свободы движения капитала – либеральное законодательство и гибкий налоговый режим. Есть надежды на совместное развитие инновационного кластера экономики, освоение высокотехнологичных производств»,- сказала Минасян в рамках круглого стола «Развитие сотрудничества с Арменией в рамках ЕАЭС – особенности и перспективы».

Круглый стол «Развитие сотрудничества с Арменией в рамках ЕАЭС – особенности и перспективы» прошел 3 марта в Москве. Член Коллегии (Министр) ЕЭК Карине Минасян рассказала об особых условиях вступления Армении в ЕАЭС и новых возможностях, которые появились у республики. В мероприятии приняли участие представители государственных органов России и Армении, научных организаций и бизнес-сообщества стран ЕАЭС. 

По мнению министр ЕЭК, при нынешнем уровне трудовой миграции в страны ЕАЭС Армения может стать инициатором движения в сторону усиления социального блока Союза (обеспечения полноценного социального страхования, возможности получения профессионального образования на территории принимаемой стороны и т.д.).

Как сообщила Минасян, в договоре о ЕАЭС прописаны особые условия и льготы на переходный период для Армении. В частности, в течение 5 лет после вступления в силу договора на прежних условиях можно будет ввозить в Армению автомобили для личного пользования. Также есть перечень тарифных льгот и изъятий из Единого таможенного тарифа ЕАЭС, то есть список товаров, ввоз которых в республику будет осуществляться по более низким или более высоким ставкам в течение определенного количества лет. 

«Комфортные для Армении ставки ввозных таможенных пошлин сохранены по таким товарным группам, как моторные и транспортные средства, пищевые продукты, фармацевтика, нефтепродукты и удобрения, От ввозной таможенной пошлины освобождаются продукция военного назначения, а также гражданские самолеты и вертолеты» – пояснила министр ЕЭК.

Что касается особенностей перемещения грузов по территории третьих стран, товары сохраняют статус товаров ЕАЭС и с обычно заполняемыми документами к провозным документам заполняется транзитная декларация; таможенными органами отправителя налагаются средства идентификации.

В части технического регулирования, как отметила Минасян, в течение года будет действовать норма, в соответствии с которой предприниматель Армении получит право на выбор работать либо в соответствии с законодательством ЕАЭС, либо в соответствии с национальным законодательством.

При этом для отдельных техрегламентов установлены еще более поздние сроки применения (через 2 года после вступления в силу договора – для техрегламентов на машины и оборудование, мебель, трактора; через 4 года – на автодороги, через 5 лет – на колесные транспортные средства). 

В части интеллектуальной собственности Армения переходит с международного на региональный принцип исчерпания прав через 3 года с даты вступления в силу договора. 

«В целом снятие бюрократических барьеров, с которыми сталкивались предприниматели в торговле с армянскими партнерами, позволят активизировать взаимную торговлю», сказала Карине Минасян. 

По ее словам, проще стало и трудовым мигрантам из Армении, которые без каких-либо ограничений, по трудовому соглашению могут работать на территории всего Союза, а также пребывать на территории стран Союза в течение 30 дней без регистрации. 

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС), начала работу 2 февраля 2012 года. В настоящее время в ЕЭК входят представители четырех стран: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории государств-участников ТС и ЕЭП. 29 мая 2014 года странами-участницами ТС и ЕЭП был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

АРКА, 04.03.2015

 

Гагик Царукян заявил об уходе из большой политики. У «Процветающей Армении» новый председатель

В Ереване только что завершился внеочередной съезд партии «Процветающая Армения», в ходе которой лидер и основатель партии Гагик Царукян заявил об уходе из большой политики, с поста председателя партии и главы парламентской фракции, передает корреспондент ИА REGNUM.

В своем выступлении Царукян, в частности, заявил: «Сегодня я пришел заявить о своем решении уйти из большой политики. Это решение было результатом долгих раздумий. Это мое личное решение, и я надеюсь, что вы отнесетесь к нему с пониманием. Прошу вас больше не обращаться ко мне с политическими вопросами, я, в свою очередь, обещаю не вмешиваться в принимаемые вами решения. Я больше не имею никакого отношения к ППА».

На пост председателя партии была избрана Наира Зограбян, кандидатуру которой, с учетом «ее популярности и преданности команде» предложил Царукян. Отвечая на вопросы журналистов новоизбранная председатель партии заявила, что партия переходит в оппозицию, о чем будет сделано соответствующее заявление на предстоявшем заседании парламента. На другие вопросы Зограбян не ответила, ссылаясь на то, что партии необходимо выработать дальнейшую стратегию.

Сегодня же о выходе из партии заявил экс-министр иностранных дел Армении, глава фонда «Сивилитас» Вардан Осканян. Как он сам заявил, его уход связан с тем, что партия не смогла осуществить кардинальные изменения в стране, чего, по мнению Осканяна, желает большая часть общества. Часть ответственности за неудачу партии он взял на себя.

ИА REGNUM, 05.03.2015

 

МИД Армении ведет работы по подписанию политического компонента соглашения об Ассоциации с ЕС - эксперт

Министерство иностранных дел Армении ведет работы по подписанию политического компонента соглашения об Ассоциации с ЕС, считает политолог Грант Мелик-Шахназарян.

Выступая в эфире радио «Sputnik-Армения», эксперт отметил, что членство Армении в ЕАЭС никак не сказалось на взаимоотношениях с Евросоюзом, наоборот МИД Армении на данный момент ведет работы по подписанию соглашения об Ассоциации с ЕС.

"Пока только по политической части, но с точки зрения внедрения политических механизмов и системы ценностей это очень важно для обеих сторон и думаю, что процесс достаточно успешно развивается", - сказал Мелик-Шахназарян.  

При этом он отметил, что как ЕАЭС, так и ЕС преследуют на Южном Кавказе политические и экономические интересы и в данном контексте готовы сотрудничать со всеми странами региона, причем зачастую это сотрудничество они готовы поднять на достаточно высокий уровень.  

По словам Мелик-Шахназаряна, в экономическом плане энергетические ресурсы Азербайджана представляют интерес для ЕС, а с учетом транзитных возможностей Армении они открывают большой потенциал для сотрудничества. 

"Без стабильности и транзитных возможностей в регионе азербайджанские нефтяные ресурсы не представляют интереса, поскольку ведется поиск возможных транзитных путей в обход России, что для ЕС важнее, чем сами нефтяные и газовые ресурсы. Но если присоединить ресурсы Казахстана и Туркменистана, а также возможность транзита через Армению, то возможности региона значительно возрастают", - сказал Мелик-Шахназарян. 

Как считает политолог, Армения является главным гарантом безопасности и стабильности на Южном Кавказе, без чего ни один экономический проект, и особенно энергетический остался бы только на бумаге. 

Он также отметил, что Армения также имеет серьезный потенциал сдерживания активности других государств в регионе. 

При этом в контексте ЕАЭС, по словам Мелик-Шахназаряна, роль Армении значительно возрастает, поскольку Ереван является точкой опоры на южном направлении, позволяя России иметь более высокие амбиции в отношениях с Ираном, Турцией и странами Ближнего Востока.  

По итогам переговоров президентов Сержа Саргсяна и Владимира Путина 3 сентября 2013 года было заявлено о намерении Армении вступить в Таможенный союз и в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза. Ранее планировалось, что в ходе ноябрьского саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе Армения парафирует с Евросоюзом Соглашение об ассоциации, чего не произошло.

В ходе визита в Ереван 12-13  мая 2014 года президент Франции Франсуа Олланд предложил подумать  над тем, как совместить Ассоциацию Армении с ЕС с ее членством в Таможенном и Евразийском экономическом союзах. Он отметил, что необходимо дать возможность Армении организовать ассоциацию с Европой, чтобы она не мешала интеграции в ТС и ЕЭС.

АРКА, 27.02.2015

 

Оппозиция Армении готовится к новому объединению

Население республики реагирует на российский кризис

В воскресенье в Ереване состоялся митинг, посвященный памяти жертв событий 1 марта 2008 года. Инициатором акции стал Армянский национальный конгресс (АНК) первого президента республики Левона Тер-Петросяна. Семь лет назад противостояние именно его сторонников, оспаривавших итоги президентских выборов, вылилось в столкновения с правоохранительными органами, в результате которых погибли 10 человек. В митинге приняли участие представители ряда оппозиционных партий, что позволило строить предположения о зарождении новой антиправительственной коалиции.

Накануне о своем решении примкнуть к акции АНК объявил «вечный оппозиционер», лидер объединения «Национальное самоопределение» (НС) Паруйр Айрикян. Он объяснил, что партийное решение по этому вопросу как таковое не принималось, но члены НС будут присутствовать на митинге, как делали все последние годы, участвуя 1 марта в мероприятиях, посвященных памяти жертв трагических событий. «Это может быть митинг АНК, «Процветающей Армении» или какой-либо другой силы – не важно. Мы идем на площадь почтить память погибших 1 марта», – заявил Паруйр Айрикян.

Несмотря на то что лидер НС подчеркнул традиционность участия своей организации в акциях 1 марта, в Ереване стали поговаривать о том, что первый день весны может ознаменоваться появлением нового оппозиционного альянса. Последний – «тройка» в составе АНК, «Процветающей Армении» (ППА) и «Наследия» – похоже, развалился, не успев причинить властям сколько-нибудь серьезных неудобств. Официального объявления на этот счет вроде не было, но стремительное отступление лидера ППА, олигарха Гагика Царукяна сразу после встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном, сомнений на этот счет оставляет мало.

Напомним, что оппозиционная коалиция назначила на 20 февраля общенациональный митинг, на котором собиралась требовать отставки правительства, досрочных парламентских выборов и отказа от конституционного передела полномочий ветвей власти. Власти сыграли на опережение – президент Саргсян поручил начать тотальную проверку бизнес-деятельности Царукяна и одновременно исключил его из состава Совета национальной безопасности. Не дожидаясь больших неприятностей, Царукян встретился с главой Армении, после чего распространил заявление об отказе от радикальных методов борьбы с властями, ибо «это гибельно для страны». Без его личных сторонников и его же финансовой подпитки оппозиционное движение не могло не потерять в убедительности. Вдобавок к этому в местной прессе появились сообщения о том, что собрался завершить политическую деятельность экс-министр иностранных дел Вардан Осканян. Харизматичный политик, согласно публикациям, решил покинуть не только оппозиционную «Процветающую Армению» и парламент, но саму Армению буквально.

В условиях упадка и брожения в оппозиционной среде, как пишет газета «Айкакан Жаманак», инициативу, похоже, примерился взять в свои руки Паруйр Айрикян. Глава «Национального самоопределения» провел консультации и ряд встреч с различными политическими силами страны. Айрикян подтвердил факт встреч, но уточнил, что затеял их за некоторое время до распада «оппозиционной тройки». «У нас пока нет программы действий. Мы пытаемся последовательно выработать общие подходы», – заявил Айрикян.

Эту информацию подтвердил лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян. По его словам, «тройки» уже нет, а других оппозиционных альянсов пока еще нет, но они, очевидно, появятся, поскольку «чувствую, что рядовой гражданин хочет единой борьбы». «Я и члены моей партии встречались с представителями нескольких политических сил… Конкретных договоренностей нет, но мне кажется, что много людей чувствуют серьезность ситуации, поэтому эти встречи продолжатся», – подчеркнул Раффи Ованнисян.  Он выразил надежду на то, что анонсированный на 6 марта митинг состоится, и не исключил, что на нем может быть оглашено некое совместное решение противников власти, если, конечно, к тому времени разрозненная оппозиция сумеет определить общие интересы.

До 6 марта осталось совсем немного, и скорее всего поэтому в обществе появилось предположение, что некие точки соприкосновения оппозиция могла бы найти на акции 1 марта. Впрочем, говорить о том, что все население республики ждет не дождется совместных действий противников власти, было бы неправильно. Дело не только в том, что действующая власть хороша для определенных слоев, или в том, что в оппозиции сплошь хорошо знакомые лица, из года в год ходящие по замкнутому кругу, но и в сложной ситуации, в которой находится Армения.

Республику не мог не задеть российский кризис, крайне тяжелой остается обстановка на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. По сообщению из Степанакерта, 28 февраля силы Армии обороны Нагорного Карабаха отразили очередную попытку диверсии азербайджанских вооруженных сил, но при этом сами потеряли убитыми двух бойцов. С учетом этого, а также того, что 24 апреля Армения широко в присутствии высокопоставленных иностранных гостей будет отмечать 100-летие геноцида в Османской империи, часть армянского общества искренне полагает, что сейчас не лучшее время для внутриполитических выяснений отношений.   

02.03.2015

 

Основные политические события и новости

ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» и Федеральная пассажирская компания (ФПК) 4 марта подписали в Ереване Соглашение о сотрудничестве. Соглашение подписали заместитель генерального директора ФПК Олег Никитин и генеральный директор ЮКЖД Виктор Ребец.  «Процесс эволюции и внедрения современных подходов в организации пассажирских перевозок для ЮКЖД является актуальной темой. Заимствовать опыт и учиться целесообразно у лидера пассажирских перевозок на пространстве СНГ - Федеральной пассажирской компании», - сказал Ребец после подписания документа. По его словам, после консультаций и переговоров с руководителями ФПК, были намечены основные направления сотрудничества. Один из результатов этого сотрудничества стала возможность приобретения в Армении билетов на любой поезд в пределах России. «Мы хотим двигаться дальше, развиваться и повышать уровень наших услуг и качество нашего сервиса. Это является целью подписания соглашения», - сказал Ребец. Он отметил, что сотрудничество расширяет также возможности совместного обучения сотрудников, организации практики. Никитин, в свою очередь, отметил, что соглашение подписывается ради развития пассажирских перевозок, укрепления связей с коллегами за рубежом.  «Такие соглашения дают реальный экономический результат. Благодаря им, мы внедряем различные инструменты, направленные на улучшение организации пассажирских перевозок, повышение качества обслуживания пассажиров, расширение сети продаж», - сказал Никитин.   ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» является 100% дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги» и осуществляет концессионное управление армянскими железными дорогами. Железнодорожная инфраструктура Армении была передана в концессионное управление ЗАО «ЮКЖД» согласно подписанному 13 февраля 2008 г. Концессионному договору. Срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет.  Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) – российская компания, дочерняя компания ОАО «РЖД», предоставляющая услуги по перевозке пассажиров и грузобагажа железнодорожным транспортом в дальнем сообщении. Компания осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность с 1 апреля 2010 года.


Разрешение на экспорт рыбы и рыбной продукции в Россию имеют 26 армянских хозсубъектов, однако из-за выявленных нарушений для шести из них экспорт продукции в РФ временно запрещен, сообщает Государственная служба безопасности продуктов питания Армении. «Тем не менее, как и ранее, так и сейчас, ведутся работы по устранению нарушений в данных хозяйствах, и после завершения соответствующих процедур хозсубъекты вновь получат возможность осуществлять экспорт», - отмечается в сообщении. Экспорт рыбы и рыбной продукции в Россию возобновился с 2009 года. Тогда разрешение на экспорт получили 24 хозсубъекта, и в результате совместного с российскими коллегами мониторинга выяснилось, что все компании, занимающиеся рыбоводством, полностью соответствуют российским требованиям. В различные периоды времени в результате проверок на границе или в системе реализации продукции были выявлены некоторые нарушения, из-за чего экспорт временно был запрещен. Однако благодаря совместным работам нарушения были устранены и хозсубъекты вновь получили право на экспорт. «Экспорт рыбы и рыбных продуктов продолжается, в настоящее время заявку на экспорт представили также новые хозсубъекты, никаких исключительных случаев не зафиксировано, дополнительных препятствий нет, и армянская рыбная продукция продолжает реализовываться на российском рынке», - отметили в Госслужбе. По данным Нацстатслужбы, валовая продукция рыболовства и рыбоводства в Армении за 2014 год составила 28,6 млрд. драмов, увеличившись на 24,6%. ($1 – 478,57 драма).


Членство Армении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) упростило для армянских трудовых мигрантов процедуру обжалования запрета на въезд в Россию, заявил начальник Государственной миграционной службы при Министерстве территориального управления  и чрезвычайных ситуаций Армении Гагик Еганян. «Гражданам Армении легче обжаловать запрет на въезд в Россию, чем гражданам стран, не являющихся членами ЕАЭС. Если граждане этих стран проходят сложную и длительную процедуру, то в случае с Арменией Россия согласилась принимать заявления, поданные в Миграционную службу Армении, и провести проверку личных дел людей», - сказал Еганян.  По его словам, с начала 2015 года гражданами Армении было подано около 5,5 тыс. подобных заявлений, на 25% которых российская сторона уже дала положительный ответ.  «Мы предупреждаем граждан, что подавать заявление бессмысленно, если запрет на въезд установлен решением суда, но некоторые все же подают. За вычетом этих заявлений положительный процент составляет около 30%, То есть, из трех заявлений одно удовлетворяется, и гражданин снова получает право на въезд в РФ», - добавил он. Армения стала полноправным членом ЕАЭС 2 января 2015 года.

 

Правительство Армении на заседании одобрило программу «Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства - 2015», в соответствии с которой 150-200 субъектов МСБ получат финансовую поддержку от правительства. Как отметил, представляя данный вопрос повестки, первый заместитель министра экономики Армении Гарегин Мелконян, как и в 2014 году, продолжится предоставление льготных кредитов начинающим предприятиям в максимальном размере до 5 млн. драмов под 10% годовых, сроком на 5 лет.  «Планируется также предоставление кредитных гарантий в размере 15 млн. драмов на срок до 5 лет», - отметил он. Также, по словам Мелконяна, продолжатся курсы обучения для представителей МСБ.  «Предпочтение вновь будет оказываться действующим в регионах страны предприятиям с учетом необходимости активизации их экономической деятельности. В этом году помимо консультаций и технической поддержки планируется применить новые механизмы, в частности, оказание содействия новым бизнес-инициативам. Еще одним приоритетом обучающих программ станет ресурсосберегающее и экологически чистое производство», - добавил замминистра. Программу будет осуществлять Национальный центр развития малого и среднего бизнеса.


Экономика

Объём производства промышленной продукции в Армении за январь 2015 года составил 87 млрд. драмов, снизившись на 6,3% по сравнению с январём  2014 годом, сообщает Национальная статистическая служба Армении. Согласно данным НСС, около 56,8% промпродукции приходится на долю обрабатывающей промышленности, объем которой за январь 2015 года снизился на 0,5%, составив более 49,5 млрд. драмов. При этом горнодобывающая промышленность и разработка открытых карьеров выросла на 2%, до 15,5 млрд. драмов. Снабжение электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом за отчётный период составило 20,5 млрд. драмов, снизившись на 23%. Водоснабжение, очистка, обработка отходов и получение вторичного сырья составило более 1,5 млрд. драмов, увеличившись на 7,5%.  По прогнозам Центробанка, в 2015 году ожидается рост в сфере промышленности на 1-1,6%.

 

Зафиксированный по итогам 2014 года рост ВВП Армении в размере 3,4% в большей степени был обусловлен ростом в сфере сельского хозяйства, сообщила начальник отдела макроэкономических показателей и нацрасчетов Нацстатслужбы Люся Хачатрян. Согласно данным статистики, ВВП Армении в 2014 г. составил в текущих рыночных ценах  4 трлн. 525 млрд. 875 млн. драмов. «Экономический рост в 2014 году в большей степени обусловлен ростом в сферах сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства, который составил 7,8%, против 7,2% по итогам 2013 года», - отметила Хачатрян, добавив, что удельный вес этих отраслей в ВВП составил 19,3%. По ее словам, в перерабатывающей промышленности в 2014 году был зафиксирован рост в  7,7% (вместо 7,1% в 2013 году), а удельный вес в ВВП составил 10,1%. Она также отметила, что на экономический рост положительно повлияли показатели в некоторых видах услуг, например в сферах информации и связи, где был зафиксирован рост в 10,2%,  «В целом, надо отметить, что сфера услуг (без торговли) выросла по итогам в 2014 года на 6,9%, рост в сфере торговли составил 0,8%», - добавила Хачатрян.  Вместе с тем, по ее словам, спад был зарегистрирован в горнорудной отрасли, строительстве, сфере снабжения электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом. По данным статистики, объемы валовой продукции сельского хозяйства за 2014 года составил 993,3 млрд. драмов(рост на 7,2%), производства промышленной продукции - 1 288,1 млрд. драмов (рост на 2,7%), обрабатывающей промышленности – 844,5 млрд. драмов (рост на 6,1%), водоснабжения, очистка , обработка отходов и получение вторичного сырья- 18,6 млрд. драмов (рост ана 5,9). При этом спад в сферах  снабжения электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом составил 0,7 при объеме в  231,7 млрд. драмов. Объем строительства за 2014 года составил 433,2 млрд. драмов, сократившись на 4,3%. Спад в горнодобывающей промышленности составил 7,4% при объеме в 193,2 млрд. драмов. Экономический рост в Армении в 2015 году  запланирован в размере 4,1%.

 

Международные аэропорты Армении «Звартноц» и «Ширак» в январе-феврале текущего года обслужили 234 792 пассажира, что меньше показателя за январь-февраль 2014 года на 95 человек сообщает пресс-служба Главного управления гражданской авиации Армении. За отчетный период число отбывших пассажиров составило 123 164 против 123 403 человек за аналогичный период 2014 года, а число прибывших пассажиров – 111 628  против 111 484 - в январе-феврале 2014 года. За два месяца текущего года отрицательный баланс отбывших/прибывших составил 11 536 человек против 11 919 пассажиров в январе-феврале 2014 года.  Объем грузоперевозок за отчетный период составил 1 046 тонны, а число взлетов и посадок - 1 355. ЗАО «Армения - Международные аэропорты» эксплуатирует аэропорт «Звартноц» и «Ширак» в соответствии с  договором о концессионном управлении сроком на 30 лет, заключенным с армянским правительством в 2001 году. Собственником компании  является аргентинская компания American International Airports, которая принадлежит гражданину Аргентины армянского происхождения Эдуардо Эрнeкяну (Eduardo Eurnekian).

 

Объем производства ювелирных изделий за январь 2015 года в Армении составил 521,8 млн. драмов, сократившись на 17% по сравнению с январём 2014 года, сообщает Национальная статистическая служба Армении. В то же время, в январе 2015 года было произведено 25,3 кг ювелирных изделий против 54,2 кг за январь 2014 год. Объем производства бриллиантов в Армении за отчетный период составил 2 503 карат против 4 815 карат за аналогичный периода 2014 года. При этом экспорт драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них за январь 2015 года составил около $8,7 млн. (спад на 22,4%), а импорт по данным видам товаров составил $4,3 млн. (спад на 84,5%).

 

Согласно предварительным прогнозам, среднемесячная номинальная заработная плата в Армении в январе 2015 года составила 173 121 драмов (364 долларов или 23 363 рублей), что на 19,8% меньше показателя декабря прошлого года, сообщает Национальная статистическая служба Армении. При этом в декабре 2014 года среднемесячная номинальная заработная плата, в целом, в стране составляла 215 986 драмов, что примерно на 23,2% больше показателя ноября 2014 года и на 10,7%  больше показателя декабря 2013 года. Самая высокая среднемесячная номинальная заработная плата в декабре 2014 года была зарегистрирована в Сюникской области – порядка 276,1 тыс. драмов, а меньше всего оплачивалась работа в Арагацотнской области – около 149,7 тыс. драмов. В Ереване среднемесячная номинальная заработная плата в декабре составила порядка 234,7 тыс. драмов. В то же время в декабре самые высокие зарплаты были зафиксированы в сфере финансовой и страховой деятельности – порядка 526,8 тыс. драмов, горнорудной промышленности –458,9 тыс. драмов и информации и связи – 387,7 тыс. драмов.   Самыми низкооплачиваемыми сферами в Армении стали сфера прочих услуг, где заработная плата сотрудников составила порядка 119,4 тыс. драмов, сфера организации проживания и общественного питания - 122,3 тыс. драмов, образования –  134,9 тыс. драмов, культуры, развлечений и отдыха - 141,7 тыс. драмов, и сфера сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства -144,4 тыс. драмов. ($1 – 478,57 драма).

Источники: Информационное агентство «Арка», "Новости-Армения", газета «Деловой экспресс», «Голос Армении», «Новое время», «Республика Армения»


Читать все новости