Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Армении за период с 09.03.2015 по 13 .03.2015 г

13.03.2015

Билеты на российские поезда можно покупать и в Армении

С 4 по 6 марта в Ереване проходило заседание Комиссии по пассажирскому хозяйству Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества независимых государств. Впрочем, рамки Комиссии несколько шире масштабов СНГ, поскольку охватывают железнодорожников всего постсоветского пространства, и в Армению прибыли для участия в работе ереванского заседания представители железнодорожных администраций Беларуси, Грузии, Казахстана, Литвы, Латвии, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Эстонии.

В первый же день работы ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" (ЮКЖД), в лице гендиректора Виктора Ребеца, и Федеральная пассажирская компания (ФПК), в лице заместителя гендиректора Олега Никитина, подписали Соглашение о сотрудничестве. Как отметил после подписания соглашения В.Ребец, перенимать опыт и учиться правильнее всего у лидера пассажирских перевозок СНГ -- Федеральной пассажирской компании. А одним из первых результатов этого сотрудничества станет возможность приобретать билеты на российские поезда в Армении. Видимо не случайно, Ю.Никитин, в свою очередь, отметил экономический эффект, который дают подобные соглашения.

Выступая перед гостями заседания, генеральный директор ЮКЖД назвал некоторые показатели, достигнутые компанией за годы работы. Он, в частности, отметил пассажиропоток в международном направлении (речь, естественно, идет о Грузии), который увеличился более чем в два раза. О положительной динамике развития железнодорожной отрасли в Армении после прихода концессионера сказал и первый заместитель министра транспорта и связи РА Артур Аракелян.

Во время брифинга для журналистов председатель Комиссии по пассажирскому хозяйству Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Геннадий Верховых рассказал о возглавляемой им организации. Он, в частности, отметил, что Комиссия была создана в 2006 году, но заработала лишь спустя два года. С тех пор было проведено 15 заседаний, включая нынешнее. Основной задачей Комиссии является разработка и актуализация нормативных документов, касающихся пассажирских перевозок на постсоветском пространстве. Все это делается для обеспечения максимального комфорта пассажиров. Было также отмечено, что в повестке ереванского заседания значатся двадцать пунктов, причем девять из них касаются документов, находящихся на завершающей стадии разработки.

Отвечая на вопросы журналистов, Г.Верховых отметил негативное влияние изменений курса валют и привязки стоимости железнодорожных билетов на объемы пассажирских перевозок. Причем это касается как постсоветского пространства, так и европейского направления. Для того, чтобы изменить подобную динамику, ФПК, которая является "дочкой" РЖД, заключает договора со всеми интересантами с сопредельных государств. Например, с Беларусью ФПК уже достигла соглашения о сокращении тарифа до 30% в разных поездах, такая же работа ведется со странами Балтии.

Что касается возможности отказа привязки цен на билеты к курсу швейцарского франка, то для этого в первую очередь нужно принять соответствующее решение на Совете, затем пройти доработку определенных нормативных документов и самое главное -- переработать систему взаимоотношений -- финансовую систему расчетов между всеми участниками перевозочных процессов.

А вот на следующий вопрос отвечал уже гендиректор ЮКЖД. Виктору Ребецу в очередной раз пришлось констатировать, что вопросом восстановления прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Россией занимаются буквально на всех уровнях и выразить надежду, что прилагаемые усилия в данном направлении приведут к положительному результату. На самом же деле никаких новостей в этой связи нет, и, видимо, не случайно, грузинский участник заседания не горел желанием общаться с армянскими журналистами. Тут следует отметить, что восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию -- вопрос очень сложный, причем, даже решив его политическую составляющую, потребуются значительные средства и немало времени для восстановления разрушенных путей.

В.Ребец также объявил, что упомянутую возможность покупки билета в Армении на российские пассажирские поезда можно будет начать осуществлять буквально с 5 марта.

По окончании брифинга Виктор Ребец ответил на несколько вопросов корр. "ДЭ".

– Какие новости ожидаются в сфере пассажирских перевозок в этом году у ЮКЖД?

– Об одной я уже сказал: мы уже прошли этап технической подготовки и вошли в стадию реальной продажи билетов на поезда формирования Федеральной пассажирской компании в пределах РФ в Ереване. Кроме того, в этом году мы изменили порядок ряда технических подходов в подготовке подвижного состава. Если раньше вагоны ремонтировались на производственной площадке вагоноремонтного депо в Ереване, то с учетом модернизации производственной базы и формирования всего необходимого комплекса оборудования на локомотивном депо в Гюмри перевели туда весь процесс ремонта. Таким образом, мы существенно подняли качество осуществляемых работ и соответственно -- уровень безопасности.

Рассчитываем также, что в этом году наши переговоры с грузинскими коллегами позволят продлить действие Wi-Fi, который есть в наших поездах в пределах Республики Армения, и на грузинском участке маршрута. Кроме того, у нас состоится обмен мнениями по корректировке ценовых предложений на маршруты до Тбилиси и Батуми. Эта тема будет прорабатываться, и решение по нему будет приниматься отдельно.

– Как получилось, что нынешнее заседание проходит в Армении?

– В прошлом году ряд железнодорожных администраций вышел с инициативой о присвоении поездам их формирования статуса фирменного. Всего было внесено четыре таких предложения в Совет и Комиссию по железнодорожному транспорту. В связи с этим была сформирована специальная рабочая группа, которая выезжала на места, проводила необходимое обследование, убеждалась или не убеждалась в соответствии поезда установленным критериям по признанию "фирменности". Так вот, из всех этих рабочих поездок только наш поезд получил это право и сертификат фирменного поезда "Армения". А побывав у нас, коллеги увидели наше отношение, стремление, уровень нашей материальной базы и потому предложили провести это заседание на нашей площадке. Так что нынешнее мероприятие в Армении -- явление не совсем случайное.

Добавим, что руководителей и специалистов сферы пассажирского хозяйства, прибывших в Ереван, ожидала насыщенная повестка работы. Были обсуждены, в частности, итоги работы пассажирского комплекса в международном сообщении в 2014 году, вопрос взаимного снижения тарифов в международном сообщении между Молдовой и Беларусью, согласованы изменения и дополнения в Технологический процесс эксплуатации межгосударственной системы АСУ "Экспресс".

Отметим, что Совет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества был учрежден для координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработки согласованных принципов деятельности 14 февраля 1992 года. Членами Совета являются Армения, Азербайджан, Беларусь, Киргизия, Казахстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.


Доходы Армении от таможенных пошлин во внешнеторговом обороте ЕАЭС в 2015 году составят порядка $50-60 млн. - эксперт

Доля Армении от таможенных пошлин во внешнеторговом обороте ЕАЭС в 2015 году составит порядка $50-60 млн., считает председатель Республиканского союза работодателей Армении Гагик Макарян.

"Наши экономисты, финансисты, государственные и негосударственные структуры говорили, что с доли в 1,13% Армения может получить около $250 млн., потом говорили о цифре в $140 млн., но по моим оценкам из-за сложившейся в России ситуации сумма не превысит $50-60 млн", - сказал Макарян в эфире радио "Sputnik-Армения".

Армения стала полноправным членом ЕАЭС 2 января 2015 года. Ее доля в распределяемых таможенных пошлинах, полученных от ввоза товаров на территорию ЕАЭС, составляет 1,13% (доля Белоруссии - 4,65%; Казахстана - 7,25%, России 86,97%).

По словам Макаряна, так как Казахстан и Беларусь не играют серьезной роли во внешней торговле ЕАЭС, то доходы зависят от России. 

"Если ситуация в России улучшится, то станет лучше и ЕАЭС", - сказал Макарян.

Он добавил, что независимо от этих факторов, Армения должна идти путем диверсификации рынков, развивать инновационные предприятия.

АРКА

 

Польша надеется на согласование документа Армения — ЕС до саммита в Риге

Польша надеется, что между Арменией и Европейским союзом будет согласован документ нового формата еще до Рижского саммита программы «Восточное партнерство». Об этом заявил посол Польши в Армении Ежи Новаковски на обсуждении, посвященном предстоящему 21-22 мая в Риге саммиту, подчеркнув, что Ереван сейчас ведет переговоры и обсуждения с ЕС.

Посол обратил внимание на то, что Армения успешно воплощает в жизнь нормы, касающиеся прав человека и политических реформ. «Для нас Армения — весьма важный, близкий партнер, в особенности для Польши», — отметил Новаковски.

Дипломат особо подчеркнул, что программа «Восточное партнерство» не направлена против России. «Восточное партнерство» — программа ЕС, которая предусматривает укрепление уже существующих связей, но не было цели объединяться против кого-то или чего-то. Это не против России, а, возможно, в дальнейшем — с участием России", — пояснил посол.

Касательно Армении посол отметил, что страны Европы ее рассматривают как важную страну, так как «европейский выбор» Армении не новость, а насчитывает тысячи лет. «Это решение властей и народа Армении. Каким бы оно ни было, мы приветствуем его и будем содействовать», — резюмировал посол.

Напомним, что комиссар Совета Европы (СЕ) по правам человека Нил Муйжниекс в докладе, опубликованном 10 марта, призвал власти Армении к усилению защиты прав человека и реформированию судебной системы. Муйжниекс также подверг резкой критике систему правосудия Армении.

До 3 сентября 2013 года, когда было заявлено о намерении Армении вступить в Таможенный союз и в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза, планировалось, что в ходе саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе Армения парафирует с Евросоюзом Соглашение об ассоциации.

Саммит в Риге запланирован на 21-22 мая 2015 года.

ИА REGNUM, 11.03.2015 


Серж Саргсян дал старт процесса конституционных реформ

В рамках процесса инициированных президентом Армении Сержом Саргсяном конституционных реформ глава государства 12 марта провел ряд встреч с политическими силами страны. По сообщению пресс-службы армянского президента, в ходе встреч был обсужден широкий круг вопросов, относящихся к нынешнему этапу конституционных реформ, а также вопросы, касающиеся одобрения концепции реформ.

Обсуждал Саргсян конституционные реформы с представителями «Объединенной трудовой партии», партий «Процветающая Армения», «Оринац Еркир», «Армянское общенациональное движение», «Свободные демократы», «Наследие» и АРФ Дашнакцутюн.

Отметим, что парламентская оппозиция, за исключением АРФД, до известных событий с уже бывшим лидером «Процветающей Армении» Гагиком Царукяном выступала против изменений конституции, считая, что истинной целью является воспроизводство власти Саргсяна. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что ни при каких раскладах реформы конституции не поддержит только Армянский национальный конгресс.

Таким образом, в сложившейся политической ситуации действующему главе государства ничего не мешает проведению реформ. Как пишет армянская пресса, на заседании исполнительного органа Республиканской партии президент Армении Серж Саргсян заявит о старте реформирования политической системы Армении, согласно которой страна с полупрезидентской системы правления перейдёт на парламентскую.

По имеющимся данным, референдум об изменениях в конституции Серж Саргсян намерен провести весной 2016 г.

ИА REGNUM, 12.03.2015 


Что принесёт Армении изменение формы правления?

Минувший февраль и начало марта были отмечены в Армении серьёзными изменениями политического ландшафта, способными повлиять не только на внутреннюю стабильность, но и в определённой мере на внешнюю политику страны, с января ставшей полноправным участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Крупные митинги, состоявшиеся в октябре прошлого года в Ереване и организованные коалицией парламентских оппозиционных партий («Процветающая Армения», Армянский национальный конгресс и «Наследие»), положили начало острой полемике о путях развития страны. Наиболее внушительной силой в стане оппозиции была до недавних пор партия «Процветающая Армения», возглавляемая крупным бизнесменом Гагиком Царукяном, риторика которого, направленная против власти, раз от раза становилась всё более радикальной. Интриги происходящему добавляли и критические выступления второго президента Армении Роберта Кочаряна, чьё имя также ассоциировалось с политическим проектом партии «Процветающая Армения».

Власть, однако, не бездействовала. 12 февраля с резкой критикой в адрес Гагика Царукяна выступил президент Армении, лидер правящей Республиканской партии Серж Саргсян. В ответ оппозиционеры объявили о проведении 20 февраля в Ереване крупного митинга, не санкционированного городской мэрией. Дело шло к серьёзному обострению, однако сторонам конфликта удалось прийти к согласию. 17 февраля, по итогам встречи Сержа Саргсяна и Гагика Царукяна, организованной при посредничестве партии «Дашнакцутюн» и крупного российского бизнесмена Самвела Карапетяна, были достигнуты договорённости, позволившие разрядить обстановку. Организационно они были оформлены на внеочередном съезде «Процветающей Армении» 5 марта, когда Г.Царукян сложил с себя полномочия главы партии и председателя её парламентской фракции. В партии были произведены и другие перестановки; продолжился отток из партии крупных чиновников и бизнесменов. Некоторые наблюдатели оценили случившееся как «капитуляцию» олигарха и развал оппозиционной структуры, ещё недавно казавшейся столь мощной.

Проблема, однако, состоит в том, что запрос на оппозицию в Армении высок, и он сохранится, пока экономическая и социально-психологическая ситуация в стране не начнёт ощутимо меняться к лучшему. В то же время в создавшихся условиях существует соблазн попытаться заполнить оппозиционную «нишу» организациями, связанными не только с теми или иными «крыльями» в структурах власти, но и с западными посольствами в Ереване. Представители общественных организаций «Гражданский договор», «Учредительный парламент», активисты НПО и некоторых прозападных группировок уже заговорили о необходимости создания так называемой институциональной оппозиции. Подбираются и «новые» лидеры, среди которых следует обратить внимание на депутата Национального Собрания Никола Пашиняна, отметившегося рядом экстравагантных инициатив.

В вопросах внешней политики Н.Пашинян, как и другие из этой когорты, смотрит на Запад. По мнению некоторых армянских наблюдателей, налицо попытки США и некоторых других западных стран сформировать в Армении эффективно действующую прозападную «колонну». Причастна к этим попыткам и посетившая Армению в феврале помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, которая провела в Ереване закрытые встречи с представителями финансируемых американцами армянских НКО. 

Попытки манипулировать политическими процессами в Армении с целью получения «на выходе» управляемого парламента особенно беспокоят в связи с предстоящим переходом республики на парламентскую форму правления. Надо отметить, что именно партии оппозиционной «тройки» (которая, видимо, всё же уходит в прошлое), способные вывести на площади Еревана и других городов республики десятки тысяч людей, выступали ещё недавно против предлагавшихся руководством страны изменений в конституции. К концу 2014 года власти, реагируя, очевидно, на этот протест, объявили о приостановке реформ, но сейчас всё поменялось, и работа по внесению изменений в конституцию форсируется. Концепция конституционной реформы должна быть утверждена президентом, после чего в десятимесячный срок главе государства должен быть представлен разработанный конституционной комиссией проект. По словам председателя Национального Собрания Галуста Саакяна, проект изменений Основного закона будет вынесен на референдум, который может состояться через год. 

В первых числах марта глава Конституционного суда Армении Гагик Арутюнян представил процесс конституционных реформ в стране новоназначенному послу США Ричарду Миллсу. Внимание Вашингтона к предстоящим изменениям формы правления в Армении - факт немаловажный. Неустойчивость социально-экономической ситуации, рыхлое партийное поле и усиление позиций административного аппарата в системе власти увеличивают возможности влияния на Армению извне. Речь идёт, прежде всего, об «урегулировании» конфликта вокруг Нагорного Карабаха по западным схемам, о «нормализации» армяно-турецких отношений, а также о дискредитации России как основного гаранта безопасности Армении. Так, чудовищное преступление, совершённое 12 января в Гюмри (следствие по нему ещё не закончено), уже вовлекло раскрутку в общественном мнении незамысловатого тезиса о выводе из Армении объектов российской военной базы. 

Попытки направить общественно-политические дискуссии в Армении в антироссийское русло вполне очевидны. Так, падение национальной денежной единицы - драма, рост цен и иные негативные явления в экономике объясняются рядом экспертов едва ли не исключительно присоединением Армении к ЕАЭС. В аналогичном ключе интерпретируются преференции для трудовых мигрантов из стран – участниц ЕАЭС. Если раньше Россию обвиняли в искусственном сдерживании миграционного потока, то сейчас после распространения на граждан Армении преимуществ в рамках общего экономического пространства – в её искусственном стимулировании. Всё говорит о том, что информационная война против сближения Армении и России будет продолжаться и в ней будут использованы самые разные приёмы.

Надо быть готовым к тому, что выбор, сделанный Арменией, попытаются поставить под вопрос. Так, уже появилась информация о планах подписания в мае «политической» части соглашения об ассоциации Армении с Европейским союзом. Разработки ряда аналитических центров навязывают выводы о «неизбежном» в будущем ухудшении российско-армянских отношений. Создают напряжённость и перманентные обострения обстановки на линии соприкосновения вокруг Нагорного Карабаха. Это вынуждает официальный Ереван выступать с жёсткими заявлениями и менять оборонительную тактику применительно к условиям идущей фактически вялотекущей войны. 

В дополнение ко всему прорабатывается вопрос об организации ряда визитов армянских лидеров разного уровня, которых, видимо, в очередной раз похлопают на Западе по плечу, выразив уверенность в дальнейшем «победном шествии демократии». Не следовало бы только забывать, что поддержкой переворота на Украине Запад поставил знак равенства между демократией и «майданом», который в свою очередь превратился в символ катастрофы государства. 

 

Основные политические события и новости

Армения ведет переговоры с ЕС, чтобы развивать сотрудничество, которое не противоречило бы обязательствам страны как члена ЕАЭС, заявил в среду в Вене глава МИД Армении Эдвард Налбандян. «Армения недавно присоединилась к Евразийскому экономическому союзу. Это отражает наши стратегические интересы, дает нам новые возможности в экономическом развитии страны. В настоящее время мы взаимодействуем с коллегами в ЕС. Попробуем определить контуры нормативно-правовой базы, которая будет отражать все содержание нашего сотрудничества», — заявил министр, выступая на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ. «Мы готовы развивать все направления в нашем сотрудничестве, чтобы оно было комплексным, но при этом не противоречило нашим обязательствам по другим интеграционным процессам», — добавил Налбандян, передает "Новости-Армения" со ссылкой на РИА Новости. По словам главы МИД Армении, в области интеграции на пространстве ОБСЕ «можно действовать более творчески, развивать имеющиеся возможности, а не зацикливаться на несовместимостях». «Можно развивать различные интеграционные форматы, но избегать появления новых линий раскола», — отметил министр.

Поручение президента РФ Владимира Путина ЦБ РФ и кабмину до 1 сентября решить вопрос интеграции в валютной сфере в ЕАЭС и возможность создания в перспективе валютного союза станет проблемой для армянских властей. Об этом, как передает агентство "Новости-Армения" заявила в среду РИА Новости координатор программ Института гражданского общества и регионального развития Армении, аналитик Шушан Хатламаджян. По ее мнению, тема валютного союза, вполне возможно, станет одним из лейтмотивов весеннего наступления оппозиции. «Действительно, поручение отнюдь не вполне финансовое, а политически далеко идущее, затрагивающее основы существования независимых стран, вступивших в новое интеграционное объединение», — сказала Хатламаджян. В качестве обоснования своей позиции она приводит три аргумента.   Во-первых, институт национальной валюты является не только вопросом имиджа, но и одним из символов суверенитета, в постоянном ущемлении которого, по словам эксперта, в угоду хорошим взаимоотношениям с Москвой, оппозиционеры, да и очень многие граждане страны, упрекают президента Сержа Саргсяна и правящую Республиканскую партию Армении. «Во-вторых, мало кто сомневается, что Кремль в качестве единой валюты ЕАЭС видит именно российский рубль, что, несомненно, усилит позиции оппонентов Саргсяна. И в-третьих, это поручение Путин дает на фоне резкого ослабления рубля, а также серьезного экономического и финансового кризиса в РФ, который, по свидетельству ведущих мировых и российских экспертов, носит отнюдь не кратковременный, а структурный, затяжной характер», — сказала Хатламаджян.  По мнению эксперта, противостояние в мире не позволяет надеяться на скорое выздоровление российской экономики. Армянская экономика также переживает не лучшие времена. «На таком неблагоприятном фоне, если дело коснется возможной утраты национальной валюты и замены ее на рубль, в Армении можно ожидать тектонических политических потрясений и даже смены внешнеполитического курса», — заключила Хатламаджян.

Доля Армении от таможенных пошлин во внешнеторговом обороте ЕАЭС в 2015 году составит порядка $50-60 млн., считает председатель Республиканского союза работодателей Армении Гагик Макарян. "Наши экономисты, финансисты, государственные и негосударственные структуры говорили, что с доли в 1,13% Армения может получить около $250 млн., потом говорили о цифре в $140 млн., но по моим оценкам из-за сложившейся в России ситуации сумма не превысит $50-60 млн", - сказал Макарян в эфире радио "Sputnik-Армения". Армения стала полноправным членом ЕАЭС 2 января 2015 года. Ее доля в распределяемых таможенных пошлинах, полученных от ввоза товаров на территорию ЕАЭС, составляет 1,13% (доля Белоруссии - 4,65%; Казахстана - 7,25%, России 86,97%). По словам Макаряна, так как Казахстан и Беларусь не играют серьезной роли во внешней торговле ЕАЭС, то доходы зависят от России.  "Если ситуация в России улучшится, то станет лучше и ЕАЭС", - сказал Макарян. Он добавил, что независимо от этих факторов, Армения должна идти путем диверсификации рынков, развивать инновационные предприятия.


Экономика

Экономический спад в Армении в 2015 году составит порядка 10-12%, сказал журналистам во вторник экс-глава Центрального банка Армении Баграт Асатрян. «Нас ожидает экономический спад в размере 10-12%, рост цен - в пределах 8-10%. Импорт сократится порядка на 25%», - сказал Асатрян. По его словам, определенный спад ожидается также в сфере промышленности.  «Более объемный спад будет в торговле и строительстве. Начиная с 2009 года, объемы строительства падают, в этом году эта тенденция продолжится», - сказал Асатрян. По его словам, эта ситуация, которую он назвал кризисной, продлится три года.  «Со спадом в экономике мы будем иметь дело не только в 2015, но и 2016 году. Если ситуация в России улучшится, то в 2017 году положение может стабилизироваться», - отметил Асатрян.  По его словам, власти должны работать в направлении обеспечения занятости населения, в первую очередь, в сфере строительства, акцентируя внимание не на элитном жилье, а на квартирах «эконом-класса». Экономический рост в Армении в 2014 году, по предварительным оценкам Национальной статистической службы, составил 3,4 % вместо запланированных 5,2%. Согласно госбюджету, рост ВВП в Армении на 2015 год запланирован в размере 4,1%. Многие международные агентства ухудшили свои прогнозы по росту армянской экономики. Так, согласно последним прогнозам, ВБ прогнозирует рост экономики Армении в 2015 году на 3,3%, Евразийский банк развития - 3,8%, Европейский банк реконструкции и развития ожидает стагнацию, а Азиатский банк развития - 3,8%-ный рост.  При этом в своём последнем обзоре Fitch ожидает умеренную рецессию в экономике Армении в 2015 году из-за ухудшения ситуации в России, а агентство Moody’s прогнозирует 2,3%-ный рост армянской экономики в текущем году. Центральный Банк Армении оценивает экономический рост страны в 2015 году в пределах 0,4%-2%.

 

Потребительские цены в Армении в январе 2015 года по сравнению с январём 2014 года выросли на 4,3% при средней  инфляции в странах Таможенного союза и Евразийского экономического пространства в 14,2%. Об этом говорится на сайте Евразийской Экономической Комиссии. При этом потребительские цены в республике в январе текущего года по сравнению с предыдущим месяцем выросли на 2,5%. Согласно данным ЕЭК, потребительские цены по ТС и ЕЭП в январе 2015 года по сравнению с январём 2014 года выросли на 14,2%, а по сравнению с декабрём 2014 года на 3,5%. Самый высокий показатель инфляции среди стран ТС в январе 2015 года по сравнению январём 2014 года зафиксирован у Беларуси на уровне 17,1%. Потребительские цены Беларуси за месяц выросли на 2,4%. Потребительские цены в России в январе по сравнению январём 2014 года выросли на 15%, а по сравнению с декабрём 2014 года текущего года на 3,9%. В Казахстане потребительские цены в январе по сравнению январём прошлого года выросли на 7,5%, а за месяц на 0,6%. «Темпы роста потребительских цен на товары и услуги в январе 2015 года в целом по странам ЕАЭС оказались выше аналогичных показателей прошлого года»,- говорится в сообщении. В январе 2015 года по сравнению с декабрём 2014 года в Беларуси наибольшими темпами выросли цены и тарифы на платные услуги (на 3,9%), в Армении, Казахстане и России – на продовольственные товары (соответственно на 4,5%, 1,2% и 5,7%). Подорожание отдельных видов товаров и услуг оказало заметное влияние на общий рост цен в странах. По данным ЕЭК, потребительские цены в целом по ТС и ЕЭП в декабре 2014 года по сравнению с декабрём 2013 года выросли 11,3%. Армения стала полноправным членом ЕАЭС 2 января 2015 года.

 

43% граждан Армении считают безработицу и эскалацию на границе самыми актуальными проблемами. Об этом на пресс-конференции в Ереване, представляя результаты проведенного опроса, заявил глава представительства GALLUP International association в Армении Арам Навасардян. Эксперт сообщил, что 41% респондентов считают самой актуальной проблемой миграцию, 40% -- бедность и 33% -- рост цен. По словам Навасардяна, 63% опрошенных выступают за тесное сотрудничество между Арменией и Россией, 27% считают, что Ереван должен вести самостоятельную политику, 7% углубить сотрудничество с Европой, а 3% с Грузией. Армянский офис Gallup International Association проводил опрос с 20 по 27 ноября 2014 года среди 1067 респондентов по всей территории Армении.

 

Армянский завод аккумуляторов "Элбат" планирует привлечь инвестиции в пределах 3,2-4,5 млн евро в строительство цеха по переработке свинца. Об этом корр. АрмИфно сообщил член Совета директоров предприятия, директор по коммерции и развитию завода Гагик Мкртчян. Он отметил, что это чистые капитальные вложения, без учета НДС, а срок окупаемости составит 2,5-3 года. Мкртчян считает, что акционеры завода привлекут заемные средства. Для строительства цеха по переработке отработанных аккумуляторов планируется провести тендер на поставку оборудования и привлечь самые передовые мировые компании. Директор отметил, что новый проект позволит снизить себестоимость производства аккумуляторов на 15-20% и тем самым повысить их конкурентоспособность и увеличить продажи. Помимо экономического эффекта, проект позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в республике, поскольку сократятся выбросы в окружающую среду серной кислоты, смешанной с диоксидом свинца, вытекающих из старых аккумуляторов, добавил собеседник. Сам процесс переработки свинца будет безвредным для экологии, так как из названной суммы инвестиций 1,5 млн евро планируется направить на приобретение специальных фильтров. Мкртчян отметил, что сегодня свинец импортируется из России и Италии, но когда организуешь его рафинацию на месте, то выигрываешь не только в себестоимости производства, но и в качестве продукции, поскольку получаешь гарантированное качество свинца. Строительство планируем начать в июне 2015 года и завершить максимум в течение года. Ранее сообщалось, что единственный в Армении и регионе Южного Кавказа армяно-немецкий аккумуляторный завод "Элбат" в 2014 году увеличил объемы производства и продаж в сравнении с предыдущим годом на 15% -- до 68 тыс. единиц АКБ. В 2015 году планируется произвести около 100 тыс. аккумуляторов.

 

Оборот розничной торговли в январе 2015 года (в текущих ценах) по сравнению с январем 2014 года снизился на 6,1%, оборот оптовой торговли -- на 8,6%, а торговля автомобилями просела на 22,3%. Основная причина -- рост цен и снижение реальных доходов населения. Потребительский спрос, подпитываемый частными денежными трансфертами, многие годы был главным источником экономического роста. Снижение объема трансфертов привело к неуклонному снижению потребительского спроса. В 2014 году по сравнению с 2013 годом спад объема частных трансфертов физических лиц составил 7,5%. Но с ноября 2014 года данный показатель стал снижаться ускоренными темпами, и в текущем году эта тенденция, к сожалению, продолжается -- в январе 2015 года по сравнению с январем 2014 года спад объема частных трансфертов составил 34,8%. Центральный банк Армении прогнозирует снижение объема частных транфертов в 2015 году на 30% (в долларовом выражении). В четвертом квартале 2014 года снизился и индекс потребительского доверия -- по сравнению с третьим кварталом на 3 процентных пункта. При этом показатель текущего финансового состояния домохозяйств снизился на 7,5 процентных пункта, а показатель ожидания изменений финансового состояния -- на 3,6 процентных пункта. Понятно, что с такими ожиданиями население будет экономить, а торговый оборот падать. И если в торговле продовольственными товарами сокращение спроса грозит прежде всего дорогому сегменту, то в непродовольственном секторе, который помимо меньшей устойчивости потребления еще и жестко завязан на импорте, а следовательно, обладает и меньшими возможностями в части ценового сдерживания, риски значительного снижения оборота в 2015 году очень высоки.

 

Лишь 15% таможенных выплат в Армении поступает из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а 85% -- с других стран. Об этом говорится в сообщении Министерства финансов РА. Специализированная таможня обслуживает в настоящее время 1600 организаций, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Для членов ЕАЭС действуют упрощенные таможенные процедуры, также в случае импорта из третьи страны. Продлен 10-дневный срок представления таможенной декларации. В настоящее время товары, импортируемые не из стран ЕАЭС могут декларироваться в течении 60 дней с возможностью в последующем продления еще на 60 дней без выплаты штрафов. В случае импорта на территории ЕАЭС субъекты хозяйствования освобождены от таможенного оформления, уплаты таможенной пошлины, а также от платы за сохранение груза в таможенных складах.


Внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность

Инвестиции в основной капитал Армении в январе 2015 года по сравнению с январём 2014 года выросли на 2,2%, составив $16,1 млн. или 7,7 млрд. драмов. Об этом говорится на сайте Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК). Согласно данным ЕЭК, в целом, в странах ЕАЭС в январе 2015 года инвестиции в основной капитал составили $10,2 млрд., что в постоянных ценах на 4,3% меньше уровня января 2014 года (в январе 2014 года по сравнению с январём 2013 года – спад на 6%). На долю России в январе 2015 года приходилось 79,1% общего объёма инвестиций в основной капитал государств–членов ЕАЭС, на долю Казахстана – 13,3%, Беларуси – 7,4%, Армении – 0,2%. При этом инвестиции в основной капитал России за отчётный период составили $8 075,1 млн. (спад на 6,3%), Казахстана - $1 355,4 млн. (рост на 2,3%), Беларуси - $753,2 млн. (рост на 4,5.%). Армения стала полноправным членом ЕАЭС 2 января 2015 года.

 

Правительство Армении на очередном заседании приняло программу государственной поддержки малому и среднему бизнесу на 2015 год стоимостью 152 млн драмов. (Курс ЦБ РА на 5 марта 479,05 драмов за доллар). Программу представил министр экономики Карен Чшмаритян. По его словам, важнейшим инструментом программы является сохранение и укрепление инфраструктур, стимулирующих развитие МСБ в лице Национального центра развития малого и среднего предпринимательства. Важными компонентами программы являются также обучение предпринимателей, информационная и консалтинговая поддержка. Министр отметил, что эти работы следует активизировать в связи с вступлением Армении в Евразийский экономический союз. МСП будет оказана финансовая и инвестиционная помощь, вплоть до предоставления кредитных гарантий, а также прямое кредитование и финансирование собственного капитала, Предпочтение будет отдаваться случаям с низкой ликвидностью залогового обеспечения и на 95% региональным предприятиям. Гарантии будут предоставляться в размере не выше 70% и до 15 млн драмов, сроком на 5 лет. Особую поддержку планируется оказать женскому предпринимательству и развитию экспорта.

Источники: Информационное агентство «Арка», "Новости-Армения", газета «Деловой экспресс», «Голос Армении», «Новое время», «Республика Армения»


Читать все новости