Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Армении за период с 11.04.2015 по 17.04.2015 г

17.04.2015

Добавляем новые камни в прочное здание наших союзнических отношений заявил в интервью информагентству ТАСС министр иностранных дел РА Эдвард Налбандян

- Как бы вы оценили российско-армянские отношения на современном этапе?

- Отношения между Арменией и Россией находятся на самом высоком уровне. Наши народы связывает много глубинных нитей, это и составляет ту прочную основу, на которой мы сегодня не просто строим, а добавляем новые камни в прочное здание наших стратегических союзнических отношений. Объем, охват и содержание наших отношений говорят сами за себя. Диалог между руководителями наших государств имеет активный, интенсивный характер. Тесное сотрудничество между Арменией и Россией в военно-политической и военно-технической областях является важным фактором в обеспечении безопасности нашей страны. Mежду нашими странами существует солидная договорно-правовая база - подписано около 250 соглашений, договоров. Мы готовим новые, работаем над обновлением старых.

Сегодня Россия – первый экономический и торговый партнер, а также главный рынок сбыта армянской продукции. Взаимный товарооборот в 2014 году превысил $1,4 млрд. Россия также первый инвестор в Армении. Объем российских капиталовложений в армянскую экономику достиг 4 млрд. долл. В Армении действует около 1400 армяно-российских совместных предприятий. Между Республикой Армения и Российской Федерацией подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества до 2020 г. Подобный документ у нас имеется только с Россией. Уже само ее существование свидетельствует об исключительном характере наших экономических отношений, направленных на перспективу. У нас успешно развивается сотрудничество в таких областях, как транспорт, коммуникации, энергетика, в том числе атомная энергетика, горнодобывающая промышленность, высокие технологии, телекомуникации, банковский сектор, сельское хозяйство, по многим другим направлениям. Членство Армении в Евразийском экономическом союзе открывает перед нами новые возможности для дальнейшего расширения и углубления экономических, торговых отношений.

Успешно действуют межправительственные комиссии по экономическому и военно-техническому сотрудничеству, а также Межпарламентская комиссия по сотрудничеству между Национальным Собранием Республики Армения и Федеральным Собранием Российской Федерации. Мы придаем важное значение сотрудничеству в гуманитарной сфере, в том числе обмену в таких областях, как культура, наука, образование, здравоохранение. Успешно развивается сотрудничество между 70 регионами России и областями Армении.

- Насколько взаимодействие внешнеполитических ведомств дополняет российско-армянское союзническое взаимодействие?

- Взаимодействие внешнеполитических ведомств является составной частью армяно-российских союзнических отношений. Координация внешнеполитической деятельности осуществляется на основе подписанного между сторонами соглашения. Соответствующие планы, годичные и двухгодичные согласовываются между министерствами иностранных дел. Ежегодно проводится порядка десяти консультаций по самому широкому спектру международных и региональных вопросов. Наши дипломаты непосредственно взаимодействуют в рамках различных международных организаций.

- Есть ли в российско-армянских отношениях разногласия, нерешенные проблемы?

- Учитывая огромный объем отношений, вопросы, конечно, могут быть. Но они решаются так, как и должны решаться между союзниками.

- Как вы расцениваете роль России в урегулировании карабахского конфликта?

- Мы высоко оцениваем посреднические усилия Российской Федерации в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Нужно отметить, что именно благодаря усилиям России, кропотливой работе посла Владимира Казимирова 21 год назад удалось добиться установления режима прекращения огня. Несмотря на все попытки азербайджанской стороны сорвать его, трехстороннее соглашение от 12 мая 1994 года, подписанное Нагорным Карабахом, Азербайджаном и Арменией, дало возможность сторонам совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ перейти к фазе политического урегулирования конфликта. Сопредседатели при самом активном участии России инициировали сотню встреч на уровне глав государств, министров иностранных дел. Состоялось множество встреч и в трехстороннем - российско-армяно-азербайджанском формате.

В отличие от Азербайджана, где очень много критики звучит в адрес посредников-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, мы никогда впустую их не критикуем, потому что если призвали посредничать трех постоянных членов Совета Безопасности ООН, то должны ценить усилия, которые они прилагают в поисках путей мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Здесь нет вины посредников, вопрос в том, как сами стороны относятся к предложениям, которые представляют им посредники для урегулирования. А азербайджанская сторона практически отвергает все предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ как по разрешению конфликта, так и по мерам укрепления доверия. При этом шантажируя и угрожая применить силу, иногда переходя от слов к действию. Это бесперспективная политика. 27 января с.г. сопредседатели Минской группы ОБСЕ в своем специальном заявлении выразили озабоченность в связи с критикой со стороны Баку переговорного процесса и роли сопредседателей Минской группы, призвав Азербайджан уважать обязательства по мирному урегулированию конфликта. Армения совместно с сопредседателями будет продолжать усилия, направленные на исключительно мирное разрешение конфликта.

- Ваш визит происходит в канун 70-летия Великой Победы...

- День Победы в Великой Отечественной войне – особенный для армянского народа, как и для всех народов Советского Союза, которые внесли решающий вклад в разгром фашизма. Нет такой армянской семьи, которой бы не коснулась эта война. Многие отдали свои жизни ради общей победы, многие стали героями - более ста человек получили высшую награду – звание Героя Советского Союза. Не только армяне Советской Армении, но и армяне Диаспоры стояли в первых рядах в борьбе с фашизмом. Ярким примером является Мисак Манушян, один из лидеров французского Сопротивления.

Важно помнить уроки Второй мировой войны, чтить память погибших, не забывать подвиг тех, кто отстоял победу. Необходимо объединить усилия международного сообщества в борьбе с новыми вызовами и угрозами, чтобы исключить саму возможность повторения новых разрушительных войн.

- Вы окончили МГИМО, ровно год, со 2 апреля прошлого года, являетесь почетным доктором этого престижного вуза. Какие мероприятия по линии Всемирного форума выпускников МГИМО планируется провести в Армении?

- Присвоенное мне звание почетного доктора МГИМО я воспринимаю как дань уважения всем выпускникам МГИМО из Армении, которые поставили полученные знания в этом престижнейшем учебном заведении на службу своей Родине, защиту и продвижение интересов страны.

Рад, что очередной международный форум выпускников МГИМО пройдет в октябре нынешнего года в Армении. В ходе визита в Москву я планирую обсудить организационные вопросы проведения форума с ректором МГИМО академиком Торкуновым. Учитывая, что в этом году мы будем отмечать 200-летие Лазаревского института восточных языков явившегося одним из двух учебных заведений, на основе которых было создан МГИМО, форум выпускников МГИМО в Ереване будет посвящен в том числе и этой юбилейной дате.

Выпускники МГИМО - это более сорок тысяч экспертов-международников из шести десятка стран. Это огромный потенциал, огромная сила. Не для того чтобы перевернуть мир, а чтобы сделать его более гармоничным, более надежным, более безопасным для будущих поколений. Уверен, что именно этому будут посвящены дискуссии в рамках предстоящего международного форума выпускников МГИМО в Армении.

 

ЕАБР предоставит Армении кредит в $150 млн. в рамках проекта строительства автомагистрали «Север-Юг»

Договор о предоставлении армянской стороне инвестиционного кредита в $150 млн. на финансирование инвестпроекта «Строительство автотранспортного коридора «Север-Юг» (транш 4)» подписан во вторник в Ереване между Арменией и Евразийским банком развития (ЕАБР).

Средства в рамках договора, подписанного в присутствии премьер-министра Армении Овика Абрамяна, будут предоставлены из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, сообщает пресс-служба правительства Армении.

Подписи под документом поставили министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян и председатель правления ЕАБР Дмитрий Панкин.

В ходе встречи с Панкиным премьер-министр Армении выразил удовлетворение сотрудничеством с ЕАБР и придал важность реализации программ в различных сферах при содействии Банка.

Панкин, в свою очередь, отметил, что ЕАБР готов обсудить перспективы осуществления инвестиций в Армении.

Собеседники обсудили вопросы углубления и расширения двустороннего сотрудничества. В частности, были рассмотрены возможности реализации программ в сфере развития и улучшения инфраструктур, а также направления дальнейшего партнерства.

Правительство Армении 14 января 2010 года одобрило инвестиционную программу строительства транспортного коридора «Север-Юг», а также рамочное финансовое соглашение между Арменией и Азиатским банком развития на общую сумму $500 млн. 

Коридор «Север-Юг» общей протяжённостью в 556 километров обеспечит выход к Черному морю и к европейским странам через территорию Армении (Мегри-Капан-Горис-Ереван-Аштарак-Гюмри-Бавра) и Грузии. Инвестиционная программа нацелена на обеспечение связи севера (граница с Грузией) и юга Армении (граница с Ираном) посредством транспортных коммуникаций, удовлетворяющих высоким международным стандартам, и выход на мировые рынки. 

На данный момент строительство коридора Север-Юг осуществляется по двум направлениям: Арташат-Аштарак и Аштарак –Талин. Минтранс Армении планирует параллельно осуществлять программы на отдельных участках посредством привлечения инвестиционных ресурсов, чтобы завершить строительные работы как в южном, так и северном направлении до 2019 года. 

Объем вложений Антикризисного фонда составляет $2,63 млрд. Из них для Армении в рамках двух одобренных проектов предусматривается выделить $190 млн.  

Антикризисный Фонд в размере $8,513 млрд. был учрежден правительствами шести стран - Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Основной целью фонда является содействие странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечение долгосрочной устойчивости их экономик и содействие интеграционным процессам в регионе. 

АРКА, 14 апреля 2015 г. 

 

На столе у премьера в достатке бизнес - и инвестпроектов, заявил в эксклюзивном интервью "ГА" министр экономики Армении Карен Чшмаритян

- Карен Юрьевич, сложившиеся на сегодня экономические реалии вновь со всей остротой вывели в актуальную повестку дня необходимость диверсификации торговых и инвестиционных отношений Армении, поиск и нахождение новых рынков сбыта. И в этом плане начать следует, по-видимому, с Китая, где не так давно с государственным визитом побывал глава нашего государства. Каковы результаты?

- Этот визит знаменателен прежде всего тем, что содержал весомую экономическую составляющую. Примечательно, что в прошлом году взаимная торговля с КНР существенно выросла, причем преимущественно за счет экспорта из Армении. При этом любопытно, что в Китай отправились армянские товары, которые прежде не экспортировались в эту страну. Например, 30 тонн обсидиана! Воодушевляет то, что наши бизнесмены начали находить новые рынки сбыта для армянских товаров. А диверсификация как экспорта, так и импорта делает экономику страны более гибкой, устойчивой и конкурентоспособной. Ведь на сегодня две ведущие товарные группы нашей экономики – металло- и пищепродукты – как раз-таки наиболее слабо диверсифицированы, ориентированы в основном на один рынок: в первом случае - на Евросоюз, во втором – на Россию.

Так вот: предварительная работа с китайской стороной привела к тому, что в ходе визита президента Армении на различных, в том числе самом высоком, уровнях уже обсуждались конкретные направления активизации сотрудничества. И первым, наиболее важным для нашей страны направлением, безусловно, стало обсуждение проекта строительства железной дороги Иран-Армения в контексте выдвинутой главой КНР глобальной инициативы восстановления экономического пояса Шелкового пути. Китайцы выразили готовность принять участие в реализации этой программы, так что остается это пожелание формализовать и вывести на конкретные точки.

Второе – участие КНР в нашей программе строительства автомагистрали Север-Юг, в связи с чем президентами дано поручение межправкомиссии обсудить конкретику сотрудничества с Китаем в реализации этой программы. Третье важное направление – предложение армянской стороны принять участие в строительстве в нашей стране медеплавильного комбината, проект которого давно готов. Этот вопрос также будет обсуждаться в рамках заседаний армяно-китайской экономической межправкомиссии. Четвертое направление – это уже предложение китайской стороны, конкретно премьера КНР, перевести в Армению технологические комплексы по производству листового стекла и цемента. Таких комплексов в КНР в избытке, поэтому, учитывая наиболее либеральную в нашем регионе экономику Армении с благоприятным налоговым полем и бизнес-климатом, китайцы предлагают перевести часть своих производственных мощностей в нашу страну.

Сейчас мы должны проанализировать вопросы рынка для этой продукции и новых технологий, которые способны повысить мощность производства. Возможно, речь зайдет о каких-то формах взаимодействия с уже существующими в означенных сферах армянскими предприятиями. Мы также предложили китайским компаниям развернуть деятельность в наших двух СЭЗах, причем в отношении товаров, которые в нашей стране не производятся, будет применяться особый режим. Хочу подчеркнуть: важным компонентом переговоров, что красной нитью проходит и в выступлении президента Сержа Саргсяна в Боао, стало наше предложение китайским и, шире, азиатским крупным корпорациям и ТНК перевести или открыть свои региональные центры в Армении, поскольку, находясь на стыке Европы и Азии, именно наша страна представляет собой удобную площадку для развертывания деятельности в широком регионе. Не хочу забегать вперед, но это наше предложение уже нашло отклик и в других странах, компании которых, возможно, откроют свои центры даже раньше китайских, и скоро мы узнаем о новых мировых игроках, которые появятся в нашей стране.

Ну и, наконец, мы подняли вопрос открытия прямого авиасообщения между Ереваном и Пекином, проект соглашения которого сейчас находится в стадии обсуждения. Мы готовы предоставить китайской стороне режим 5-й свободы, что предполагает, к примеру, возможность для китайских авиакомпаний прилететь в Ереван, забрать отсюда пассажиров и доставить их, скажем, в Европу и обратно. Кстати, до сентября с.г. будут организованы визиты китайских туроператоров в нашу страну с тем, чтобы вместе с открытием нового авиарейса активизировать взаимные потоки туристов.

Общим же настроем этих переговоров стали необходимость активизации взаимного экономического сотрудничества, устранение возможных барьеров на этом пути, а для нас еще и открытие этого огромного, со своими особенностями, рынка. Думаю, эти договоренности уже в краткосрочной перспективе дадут конкретные результаты. На днях я уже встречался с послом КНР в Армении, и мы ставили конкретные задачи по всем направлениям, добавив, кстати, сюда ИТ и хай-тек, сотрудничество в области пищевой перерабатывающей промышленности, в производстве стройматериалов.

" У нас есть рост промышленности"

- Как бы вы охарактеризовали нынешнюю непростую ситуацию в экономике страны?

- Пожалуйста, давайте поговорим об этом. Вот у нас сегодня есть объективный спад экспорта, и даже с учетом того, что данные в части ЕАЭС неполные, это не может не настораживать. И наше присоединение к ЕАЭС тут ни при чем, ведь если идет спад на нашем традиционном рынке, то это не может не влиять на Армению. Если твой покупатель обеднел, как это может не влиять на тебя? Другое дело, что этот спад не такой значительный, как некоторыми тиражируется. Надеюсь, в ближайшие месяц-два Нацстатслужба вместе с Минфином РА восполнит пробел по части торговли в рамках ЕАЭС, и тогда можно будет говорить о реальных данных, ведь даже вступление в такой организованный союз, как ЕС, требует периода адаптации, уже не говоря о ЕАЭС, где мы находимся всего 3,5 месяца, причем из них январь и февраль независимо от года традиционно экономической активностью никогда в глаза не бросались.

Падение трансфертов не могло не сказаться на оборотах торговли, так как покупательная способность населения упала. Но при этом у нас даже в нынешних непростых условиях есть рост промышленности – в частности, обрабатывающей. Просто наши статистики промышленность считают вместе с энергетикой, а последняя объективно (из-за теплой зимы) упала. Если говорить конкретно, то, к примеру, компания "ГеоПроМайнинг" существенно увеличила производство, производит продукцию на экспорт "Техут", которого в прошлом году не было и т.д. Думаю, об этом мы еще поговорим далее.

Правительство Армении в ежедневном режиме и по конкретным отраслям работает над тем, чтобы выработать комплекс мероприятий, которые предотвратят либо по возможности ослабят негативное воздействие на нашу экономику, идущее из внешней среды. Эти мероприятия касаются и частичного изменения законодательства в сторону упрощения, и реализации определенных инфраструктурных проектов с целью оживления экономики и улучшения инвестиционного климата, то есть речь идет о мероприятиях, в которых участвуют все министерства и ведомства страны. Еще 17 декабря 2014 года создана специальная рабочая группа, возглавляемая вице-премьером РА, и скоро она выдаст свои наработки по всему комплексу мер. Кроме того, на столе у премьера в достатке бизнес- и инвестиционных проектов – и инфраструктурных, и промышленных, и аграрных, и строительных, которые также в ближайшем будущем скажут свое слово.

Однако все правительственные усилия должны быть поддержаны нашими бизнесменами. Чего сегодня им не хватает? Самое главное, что они должны наконец понять: необходимо делиться своими доходами с теми, кто умеет торговать. И 1000, и 2000 лет назад существовали торговцы, купцы, которые продавали товары во всех уголках света. Производитель же сам не пересекал весь мир со своим товаром в руках или всю Евразию в поисках покупателя. Это отдельная специальность, профессия. Собственник и директор не может одновременно быть и инженером, и экономистом, и юристом, и торговцем. Должна сформироваться бизнес-культура работы производителя с дистрибьюторами, селз-менеджерами, коммивояжерами – как хотите их назовите. После распада Союза были сломлены под порочным лозунгом прямых связей между предприятиями даже имевшиеся прежде сбытовые организации и структуры. А ведь даже " Мерседес Бенц" не сможет продать свои автомобили без дистрибьюторских организаций.

Ноль с палочкой или палочка с нулем?

- Авторитетные международные организации простой жизни нам в этом году не сулят, прогнозируя в лучшем случае нулевой рост либо "ноль с палочкой" , а при неблагоприятном развитии событий во внешнем мире чуть ли не рецессию. Ваш же взгляд, насколько мне известно, гораздо оптимистичнее…

- Понимаете, международные организации, делая свои прогнозы, применяют свои методики и, скажем так, несколько перестраховываются – с тем чтобы при неблагоприятном развитии событий сказать: вот видите, а мы ведь вас предупреждали, что надо было сделать то-то и то-то. Такая их позиция мне понятна. Замечу, что негативные прогнозы международных организаций сбываются крайне редко: обычно по факту мы имеем лучшие результаты. Но плохо то, что эти прогнозы настораживают и сдерживают инвесторов, которые уже готовы были развернуть здесь свою деятельность. В этом плане предпочтительнее даже иметь плохие результаты, нежели плохие ожидания. В этом смысле экономика очень чувствительна, и снежный ком плохих ожиданий непосредственно воздействует на все начинания и проекты, которые готов был реализовать бизнес. Те же, кто смотрит на реальную экономику, продолжают действовать. У нас есть конкретные примеры: это и Амулсарский проект Lydian International, это те же "ГеоПроМайнинг" и " Техут" , который в этом году еще прибавит свои инвестиции, это Зангезурский медно-молибденовый комбинат, это предприятия по производству строительных материалов.

Кстати, такая солидная международная организация, как OECD (ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития. – Ред.), созданная, как известно, только развитыми странами, недавно впервые в независимой истории Армении опубликовала подробный доклад о перспективных и привлекательных для инвестиций отраслях. Для нашей страны это переработка сельхозпродукции и отмеченное мной производство стройматериалов, и теперь эти две отрасли, как говорится, на устах у всех международных организаций, банков и институциональных инвесторов. Там огромное поле работы, и мы должны сделать все, чтобы развивать эти сферы. В нашем сельском хозяйстве производительность труда раза в 3 ниже, чем в промышленности.

Что же касается промышленности строительных материалов, то я приветствую строгий подход нашего Министерства энергетики и природных ресурсов в отношении компаний, которые взяли лицензии на недропользование и ничего не делают. Необходимо привести их в чувство, а кто, скажем так, не приведется, то должен будет освободить место для нормальных инвесторов и эффективных собственников. Это же никуда не годится, когда соотношение взятых лицензий и фактически работающих компаний, если не ошибаюсь, всего 25%!

- Правительство вроде и не собирается пересматривать основные макроэкономические показатели, заложенные в государственном бюджете на текущий год, а ведь там, к примеру, красуется цифра в 4,1% экономического роста…

- А нет для этого никакой необходимости. Пересмотра бюджета у нас не будет, так как после активизации экономики в результате принятых мер, о которых я уже сказал, наши показатели еще до конца года значительно улучшатся. Это не оптимистический, а реальный подход, потому что мы больше знаем, что происходит в реальном секторе.

Ким Кардашян и армянская поэзия

- И последний – возможно, несколько неожиданный вопрос. Как вам Ким Кардашян, ведь вы ее видели, как сейчас меня? Какое впечатление она производит?

- Она очень серьезная. Первое, что она сказала при встрече с премьером, это сожаление по поводу того, что не владеет армянским. Она была в хорошем смысле ошеломлена своей исторической родиной и все время повторяла "моя страна", "наша страна", "моя родина", "наш народ", то есть Ким Кардашян полностью отождествляет, идентифицирует себя с Арменией. Она приехала специально с целью посещения своей исторической родины и, по ее же словам, это первый, но не последний ее визит в Армению. И с этим были согласны ее сестры – особенно та, которая армянка, то есть ее родная сестра: другие были двоюродными, то есть кузинами Ким. Под конец она попросила премьер-министра сфотографироваться с ним на фоне нашего государственного флага.

Я не хочу говорить о каких-то эмоциональных вещах, которые, безусловно, присутствовали, но вот это ее стремление, зов крови, так сказать, очень позитивен и сыграет свою роль на благо нашей родины. Это, в частности, напоминание тем нашим соотечественникам, которые никогда не были в Армении или уехали отсюда и забыли или стараются забыть о своих корнях, что наша страна все равно лучшая. То есть я лично воспринимаю все это только с позитивной стороны. Добавлю, что прием у варчапета стал следствием инициативы самих сестер Кардашян. Мы их ни о чем не просили. Просто был обычный человеческий разговор – например, на вопрос Ким, в какое время года Армения особенно привлекательна, Овик Абрамян ответил, что у нас самый хороший сезон начинается с июня и длится до конца осени. То есть никакой политики, никакой экономики, никаких цифр и инвестпроектов.

Гостья, в частности, заметила, что в Армении безопасно, интересовалась армянской поэзией. У меня она спросила, есть ли армянские поэты в английском переводе, и мы, конечно, отправили ей книжки. Ну и сестры обязались взяться за изучение армянского языка и в следующий раз постараются блеснуть им. В целом это хорошая встряска для общества, которое порой не совсем обоснованно погружается в депрессию, ноет и стонет. А в отношении тех, кто переводит все это в непозволительную плоскость, переходит границы дозволенного – в особенности если это журналист мужского рода, – могу сказать, что у них, по-видимому, имеются какие-то комплексы и изъяны.

14.04.2015   


Основные политические события и новости

Министерство сельского хозяйства в 2015 году выделило порядка 1 млрд. 163 млн. драмов на субсидирование сельхозкредитов, сказал замминистра сельского хозяйства Армении Гарник Петросян. По его словам, в 2014 году субсидии составили около 870 млн. драмов. Петросян отметил, что в этом году правительство в 2015 году предоставляет армянским фермерам сельхозкредиты по ставке в 14% годовых с 6%-ой субсидией государства,  вместо 14% с 4% субсидией за 2014 год. По словам заммиинистра, такое решение приняло правительство с учетом низкой платёжеспособности фермеров, накопленные в прошлые годы долги, а также имеющиеся трудности. ($1 – 474,06 драма).


ЗАО «Газпром Армения» инвестирует $49,3 млн. в строительство нового спортивно-образовательного комплекса в Ереване, сообщает пресс-служба столичной мэрии по итогам заседания Совета старейшин города. Члены Совета во вторник одобрили проект строительства комплекса. Он будет расположен на окраине Еревана, на улице Царав Ахбюр. В комплекс войдут школа, детский сад, крытый бассейн, спортивный зал, площадка для мини-футбола, крытый ледовый каток, подземная автостоянка и зона отдыха. В результате реализации планируется создать 236 новых рабочих мест. «Газпром Армения», стопроцентная «дочка» российского «Газпрома», является монополистом в сфере поставки и распределения на внутреннем рынке Армении российского газа, поступающего транзитом через Грузию.

 

Россия окажет Армении финансовую помощь для продления срока эксплуатации единственного действующего энергоблока Армянской АЭС, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, передает РИА Новости. «Планируется сотрудничество, включая оказания армянским друзьям финансового содействия, в реализации проекта по продлению срока эксплуатации действующего энергоблока Армянской атомной электростанции», — сказал он на пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном. Россия и Армения ранее подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в продлении срока эксплуатации единственного эксплуатируемого второго энергоблока Армянской АЭС на 10 лет — до 2026 года. Стороны договорились, что финансирование работ будет осуществляться за счет кредита, который РФ предоставит Армении. Правительство России в конце 2014 года одобрило предоставление Армении кредита на $270 млн. на срок до 15 лет на эти цели. Работы планируется начать в 2017 году. Армянская АЭС, единственная в регионе, расположена возле города Мецамор (примерно в 30 километрах к югу от Еревана). АЭС была введена в строй в 1980 году и остановлена в марте 1989 года после Спитакского землетрясения в декабре 1988 года, унесшего жизни 25 тысяч человек. Повторно введена в действие в ноябре 1995 года в связи с острейшим энергетическим кризисом в республике. По оценкам экспертов, АЭС может безопасно функционировать, однако Евросоюз уже несколько лет настаивает на прекращении ее работы.


Экономика

Экономическая активность в Армении за январь-февраль 2015 года выросла до 2,5% за счёт более оптимистичных показателей в сферах сельского хозяйства и строительства. Об этом, как сообщает в пятницу пресс-служба регулятора, было отмечено на заседании Совета Центрального банка Армении, состоявшегося 24 марта.  «В течение двух месяцев первого квартала 2015 года более высокие, чем ожидалось, темпы роста сельскохозяйственной и строительной сфер, обусловили рост экономической активности в Армении до 2,5%»,- говорится в сообщении. В ЦБ отметили, что экономическая активность, с точки зрения спроса, за отчётный период также повлияла на частные инвестиции, которые сократились меньше, чем прогнозировалось. В то же время, в результате резкого ужесточения Центробанком денежно-кредитных условий в конце 2014 года удалось в сжатые сроки ослабить создавшуюся в этот период напряжённость, предотвратив отрицательное влияние этих проявлений на экономическую активность. В феврале 2015 года была зафиксирована дефляция. При этом 12-месячная инфляция  в конце февраля составила 5,4%. Согласно прогнозам ЦБ в ближайшие месяцы 12-месячная инфляция сохранится у верхнего порога допустимого диапазона, после чего вновь приблизится к целевому показателю. В дальнейшем, наряду с экономическими развития, ЦБ соответствующим образом скорректирует направления денежно-кредитной политики, обеспечив реализацию целевого показателя инфляции в среднесрочной перспективе.

 

Рост ВВП в Армении составит 1,6% в 2015 году, говорится в «Макромониторе СНГ», опубликованном аналитическим управлением Евразийского банка развития (ЕАБР). «Согласно консенсус-прогнозу, вероятно, следует ожидать более существенного замедления данного показателя в будущем», - отмечается в документе. Согласно последнему прогнозу ЕАБР, экономический рост Армении на 2015 год ожидался на уровне 3,8%. По данным ЦБ Армении, экономическая активность в Армении за январь-февраль 2015 года выросла до 2,5% за счёт более оптимистичных показателей в сферах сельского хозяйства и строительства. Аналитики ЕАБР прогнозируют усиление негативного эффекта на внутренний спрос от сокращения денежных переводов из РФ (спад на 52,9% в долларовом выражении по итогам января) и девальвации драма. В документе отмечается, что основными внешними факторами, повлиявшими на ухудшение прогнозов международных организаций и Центробанка по росту ВВП Армении, являются текущее замедление и ухудшение перспектив для России и спад международных цен на металлы, а также сохраняющийся слабый рост в Европе. «Негативный внешний фон, по всей видимости, ограничит положительный эффект от интеграции Армении в ЕЭАС»,- считают авторы доклада. Среди внутренних факторов, оказывающих негативное влияние на экономическую активность, аналитики ЕАБР выделяют ограниченные возможности в использовании инструментов фискальной и денежно-кредитной политики. Негативный эффект от сокращения денежных переводов трудовых мигрантов в результате девальвации рубля и сжатия внутреннего спроса в России окажет влияние не только на экономическую активность в Армении, но и на платёжный баланс и госфинансы в 2015 году. Более того, на фоне ожидаемого ограниченного притока прямых и портфельных иностранных инвестиций сохранится проблема валютной ликвидности. Общее ухудшение сальдо платёжного баланса будет оказывать давление на драм в течение всего 2015 года. Уровень инфляции в 2015 году, вероятно, останется умеренным, несмотря на девальвацию в конце 2014 года, и должен остаться в рамках целевого коридора Центробанка. Согласно госбюджету, рост ВВП в Армении на 2015 год запланирован в размере 4,1%, а инфляция запланирована на уровне 4% (±1,5%). Многие международные финансовые структуры ухудшили свои прогнозы по росту армянской экономики. Так, согласно последним прогнозам, ВБ прогнозирует 3,3%-ный рост экономики Армении в 2015 году, Европейский банк реконструкции и развития ожидает стагнацию, Азиатский Банк Развития – рост в 1,6%. При этом в своём последнем обзоре международное рейтинговое агентство Fitch спрогнозировало умеренную рецессию в экономике Армении в 2015 году из-за ухудшения ситуации в России, а агентство Moody’s - 2,3%-ный рост армянской экономики в текущем году. Центральный Банк Армении оценивает экономический рост страны в 2015 году в пределах 0,4%-2%. Экономический рост в Армении в 2014 году, по предварительным оценкам Национальной статистической службы, составил 3,4 % вместо запланированных 5,2%.

 

Производство электроэнергии в Армении за 2014 год составило 7 751 млн. кВт.ч, что на 40 млн. кВт.ч выше показателя 2013 года, сказал министр энергетики и природных ресурсов Армении Ерванд Захарян, представляя премьер-министру отчет о деятельности министерства за 2014 год. Из них 3 288,6 млн. кВт.ч приходятся на ТЭЦ, 1 992,.6 млн. кВт.ч – ГЭС, 2 464,8 млн. кВт.ч – ААЭС. Как сообщили во вторник в пресс-службе правительства, министр также сообщил, что общий объем произведенной электростанциями и импортированной в республику электроэнергии составил по итогам 2014 года 7 528 млн. кВт.ч, что на 65 млн. кВт.ч более 2013 года. Он также отметил, что для повышения уровня энергетической безопасности Армении была утверждена программа мероприятий на 2014-2020 гг., предусмотрены дополнительные льготы для развития альтернативной энергетики. Кроме того, по словам министра, в рамках реализуемой при содействии Всемирного банка программы энергосбережения за 2012-2015 гг. было вложено 278,5 млн. драмов на повышение уровня энергосбережения на 31-м объекте. "В сфере атомной энергетики утверждена программа продления срока эксплуатации Армянской АЭС, подписано соответствующее соглашение о сотрудничестве в этом вопросе с российской стороной", - сказал Захарян. Также, по словам министра, было расширено сотрудничество с различными международными организациями и банками по продолжению реализации ряда инвестиционных программ.

 

Потребительские цены в Армении в феврале 2015 года по сравнению с февралем 2014 года выросли на 5,4% при инфляции в странах Евразийского экономического пространства в 15,4.%. Об этом говорится на сайте Евразийской Экономической Комиссии. По данным Нацстатслужбы, 12-месячная инфляция в Армении в феврале 2015 года составила 5,4%. При этом потребительские цены в республике в феврале текущего года по сравнению с предыдущим месяцем снизились на 0,2%. Согласно данным ЕЭК, потребительские цены в ЕАЭС в феврале 2015 года по сравнению с февралём 2014 года выросли на 15,4%, а по сравнению с январём 2014 года на 2%. Самый высокий показатель 12-месячной инфляции среди стран ЕАЭС в феврале 2015 года зафиксирован в России и в Беларуси на уровне 16,7%. Причём потребительские цены в России за месяц выросли на 2,2%, а в Беларуси на 1,7%. В Казахстане потребительские цены в феврале к февралю прошлого года выросли на 6,1%, а за месяц рост составил 0,4%. «В целом по ЕАЭС в январе-феврале 2015 года темпы роста потребительских цен на товары и услуги были выше аналогичных показателей в прошлом году»,- отмечается в сообщении. По данным ЕЭК, инфляция за январь-февраль 2015 года составила 14,8%.


Внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность

Инвестиции в армянский химический гигант "Наирит" в размере 55-65 млн. долл. США позволят обеспечить ежегодную прибыль в 17 млн. долл. США, сказал руководитель профсоюза предприятия Грачья Тадевосян.  По его словам, хотя предприятие простаивает с 17 марта 2010 года, на там сохранилось все необходимое оборудование, которое при реализации инвестиций, направленных на модернизацию производства позволит возобновить деятельность завода. "Все вложения в предприятие окупятся в течение 3 лет, позволяя производить уникальную в химической отрасли продукцию", - сказал Тадевосян. При этом он отметил, что на сегодня правительство рассматривает возможность продажи одного из цехов по производству уксуса американской компании, что приведет к потере возможного производственного потенциала в этой сфере. Со своей стороны председатель Союза отечественных товаропроизводителей Армении, член комиссии по финансово-экономическим и бюджетным вопросам Общественного совета Вазген Сафарян, отметил, что проведенные исследования свидетельствуют о потенциале самоокупаемости и реалистичности предложенной программы развития. Остается только найти потенциальных инвесторов.  По его словам, Общественный совет предложил на рассмотрение правительства программу восстановления деятельности химгиганта, которая предусматривает его объединение в единое производственное предприятие с Ереванской ТЭЦ. "Совместная работа двух компаний позволит наладить производство на основе поставляемого на Ереванскую ТЭЦ иранского газа и производить до 17 тыс. тонн каучуку и 6 тыс. тонн соды в год, не считая синтетических газов, которые будет возможно перерабатывать на ТЭЦ", - сказал Сафарян. Научно-производственное объединение «Наирит» было на территории СССР монопольным производителем хлоропренового каучука. В 2006 году 90% акций «Наирита» были проданы британскому консорциуму Rhinoville Property Limited за 40 млн. долл. США, оставшиеся 10% акций принадлежат правительству Армении.

 

Договор о предоставлении армянской стороне инвестиционного кредита в $150 млн. на финансирование инвестпроекта «Строительство автотранспортного коридора «Север-Юг» (транш 4)» подписан 14 апреля в Ереване между Арменией и Евразийским банком развития (ЕАБР). Средства в рамках договора, подписанного в присутствии премьер-министра Армении Овика Абрамяна, будут предоставлены из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, сообщает пресс-служба правительства Армении. Подписи под документом поставили министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян и председатель правления ЕАБР Дмитрий Панкин. В ходе встречи с Панкиным премьер-министр Армении выразил удовлетворение сотрудничеством с ЕАБР и придал важность реализации программ в различных сферах при содействии Банка. Панкин, в свою очередь, отметил, что ЕАБР готов обсудить перспективы осуществления инвестиций в Армении. Собеседники обсудили вопросы углубления и расширения двустороннего сотрудничества. В частности, были рассмотрены возможности реализации программ в сфере развития и улучшения инфраструктур, а также направления дальнейшего партнерства. Правительство Армении 14 января 2010 года одобрило инвестиционную программу строительства транспортного коридора «Север-Юг», а также рамочное финансовое соглашение между Арменией и Азиатским банком развития на общую сумму $500 млн. Коридор «Север-Юг» общей протяжённостью в 556 километров обеспечит выход к Черному морю и к европейским странам через территорию Армении (Мегри-Капан-Горис-Ереван-Аштарак-Гюмри-Бавра) и Грузии. Инвестиционная программа нацелена на обеспечение связи севера (граница с Грузией) и юга Армении (граница с Ираном) посредством транспортных коммуникаций, удовлетворяющих высоким международным стандартам, и выход на мировые рынки. На данный момент строительство коридора Север-Юг осуществляется по двум направлениям: Арташат-Аштарак и Аштарак –Талин. Минтранс Армении планирует параллельно осуществлять программы на отдельных участках посредством привлечения инвестиционных ресурсов, чтобы завершить строительные работы как в южном, так и северном направлении до 2019 года. Объем вложений Антикризисного фонда составляет $2,63 млрд. Из них для Армении в рамках двух одобренных проектов предусматривается выделить $190 млн. Антикризисный Фонд в размере $8,513 млрд. был учрежден правительствами шести стран - Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Основной целью фонда является содействие странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечение долгосрочной устойчивости их экономик и содействие интеграционным процессам в регионе. В июне 2009 года государства-участники АКФ наделили ЕАБР функциями управляющего средствами фонда.

 

Армения в июне получит третий транш от Международного валютного фонда в размере 17 млн. долл. США в рамках программы «Расширенное финансирование», сказал руководитель армянской миссии МВФ Марк Хортон. «Программа «Расширенное финансирование» предусматривает семь траншей, каждая из которых составляет по $17 млн. По окончании проверок в июне будут перечислены очередные средства. Прошлая итоговая проверка была осуществлена в декабре 2014 года, и наш последний рабочий доклад был опубликован в конце марта»,- отметил Хортон. Он также добавил, что МВФ  представил на обсуждение правительству Армении несколько предложений, обсуждения которых завершатся в течение предстоящих 2-3 недель, а результаты будут представлены на заседании совета МВФ в июне», - отметил Хортон. По его словам, предложения касаются самых разных сфер, в первую очередь бюджетной политики. В частности он отметил, что было предложено увеличить капитальные расходы на 1% от ВВП. «МВФ не финансирует капитальные расходы, но тем не менее, армянское правительство работает с международными финансовыми структурами и другими организациями, для того чтобы найти необходимые средства», - сказал Хортон. Объем ВВП Армении в 2014 году составил 4 525,8 млрд. драмов или около $10,8 млрд. Хортон отметил также, что ряд предложений, представленных правительству, связаны с транспортными коммуникациями, в частности целесообразностью строительства трассы М6 в направлении Тбилиси, а объездной дороги в Ереване. «Другой крупный проект, который предложено реализовать правительству, связан с модернизацией зданий армянских школ, не отвечающих сейсмическим нормам. Существует также ряд других финансовых вопросов, которые мы призываем правительство рассмотреть», - сказал он. Хортон отметил, что  в случае если программа будет реализована успешно, МВФ может предоставить ЦБ Армении в этом году дополнительно около $35 млн. Исполнительный совет МВФ утвердил 7 марта 2014 года соглашение с Арменией о финансировании на сумму 82.21 млн. SDR ($127,6 млн. или 89,4% квоты Армении) в рамках 38-месячной программы «Расширенное финансирование» (EFF). Первый транш в размере $17 млн. был предоставлен Армении в марте 2014 года.

 

Министр финансов Армении Гагик Хачатрян и директор армянского офиса Всемирного банка Лора Бейли подписали в среду кредитное соглашение о предоставлении Международным банком реконструкции и развития (МБРР) кредита в размере 52 млн. долл. США в рамках программы «Улучшение систем электроснабжения (ETNIP) Армении», передает пресс-служба Минфина. Программа, которая реализуется ЗАО «Ереванская ТЭЦ» и ЗАО «Высоковольтные электросети», нацелена на капитальный ремонт и реконструкцию подстанций «Ашнак» и Ереванской ТЭЦ для повышения надежности систем электроснабжения и управления. Кредит будет предоставлен посредством Международного банка реконструкции и развития сроком на 25 лет с 14,5-летним льготным периодом. Кроме того, согласно сообщению пресс-службы Минфина, в рамках «Программы социальных инвестиций и местного развития» МБРР предоставит Армении кредит в размере $30 млн. Программа, нацеленная на улучшение качества и доступности общинных и межобщинных инфраструктур, состоит из трех этапов. Она направлена на содействие социально-экономическому развитию, формирование и модернизацию основных социальных инфраструктур по обеспечению образовательных, здравоохранительных и социальных услуг. Программой будет также оказано техническое содействие Фонду социальных инвестиций Армении. Кредит предоставлен сроком  на 25 лет с 14,5-летним льготным периодом. 

Источники: Информационное агентство «Арка», "Новости-Армения", газета «Деловой экспресс», «Голос Армении», «Новое время», «Республика Армения»


Читать все новости