Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Армении за период с 01.05.2015 по 08.05.2015 г

08.05.2015

Модернизация Армянской АЭС повлечет за собой повышение стоимости генерации 

В целом реализация кредитных средств на Армянской АЭС приведет к повышению стоимости конечного тарифа по республике на 2,5 драмов

Модернизация Армянской АЭС с целью увеличения на 10 лет срока эксплуатации действующего второго энергоблока станции повлечет за собой повышение стоимости отпускаемой со станции электроэнергии с 11,4 до 18 драмов за 1 кВт/ч. Об этом, представляя в парламенте Армении соглашение о предоставлении Армении Россией экспортного кредита на соответствующие нужды, заявил замминистра энергетики Армении Арег Галстян.

По его словам, в целом реализация кредитных средств приведет к повышению стоимости конечного тарифа на 2,5 драмов (поскольку доля АЭС в структуре выработки электроэнергии составляет 35-40% — ред).

В настоящее время в Армении действует двухступенчатая тарифная система — дневной и ночной тариф, составляющие 41,85 и 31,85 драмов соответственно. Однако даже при действующих тарифах энергораспределяющая компания «Электрические сети Армении» испытывает финансовые трудности по причине повышения доли относительно «дорогой» генерации с Разданской ТЭС.

Кредитное соглашение, представленное армянским замминистра, предполагает предоставление Армении в $270 млн под 3% годовых, а также гранта в размере $30 млн. По соглашению Армения обязывается обновить второй блок АЭС в период 2015-2019 гг., покрывая до 90% стоимости договоров на поставку оборудования и услуг из средств кредита. Начало погашения кредита предусмотрено в 2020 году, двумя траншами в год. Кредит выдается сроком на 10 лет, (начиная с 2020 года).

Арег Галстян сообщил, что параллельно модернизации действующего блока, которое планируется на 2017 год, планируется начать и подготовку к строительству на имеющейся площадке нового блока мощностью 1000 МВт. Необходимость модернизации действующего блока замминистра объяснил затягиванием работ по строительству нового.

Необходимо отметить, что на консервации Армянской АЭС настаивают европейские партнеры Еревана. В частности, пункт о выводе из строя станции находится повестке Армения-Евросоюз в рамках программы «Восточное партнерство».

Спикер также сообщил, что Ереван ведет переговоры с японской стороной на предмет привлечения кредита для строительства нового блока на новой Ереванской ТЭС. Планируется, что новый блок будет мощности аналогичен действующему — порядка 250 МВт. Строительство новой ТЭС, введенной в строй в 2010 году, было профинансировано Японским банком международного развития. Ереванская ТЭС задействована в действующей с Ираном схеме «электроэнергия в обмен на газ».

Армянская АЭС состоит из двух блоков, которые были сданы в эксплуатацию в 1976 и 1980 годах. После произошедшего в Армении землетрясения 1988 года станция была остановлена. В середине 1990-х второй блок (404 МВт) был вновь запущен. На долю АЭС приходится порядка 40% производимой в республике электроэнергии. Срок эксплуатации действующего блока истекает в 2016 году.

 

Ожидания в диапазоне стабильности

Индекс бизнес-среды в Армении в первом квартале 2015 года составил 54,8, увеличившись по сравнению с предыдущим кварталом на 6,6 пункта. По сравнению с первым кварталом 2014 года данный показатель снизился на один пункт.

Об этом сообщает пресс-служба Центрального банка Армении. Рост показателя индекса бизнес-среды прежде всего обусловлен ростом показателя сферы строительства на 28,9 пункта - с 35,1 в четвертом квартале 2014 года до 64 в первом квартале 2015 года.

Оценки промышленной сферы в первом квартале 2015 года составили 53,5, снизившись на 1,5 пункта по сравнению с предыдущим кварталом и на 3,3 пункта в годовом разрезе. Оценки в сфере торговли после падения в четвертом квартале 2014 года почти на 10 пунктов в первом квартале 2015 года возросли на 2,1 пункта, составив 50,9, но к среднему показателю не вернулись -- с 2012 года показатель сферы торговли оценивался на уровне 57-60 баллов. Оценки сферы услуг в первом квартале 2015 года возросли на 3,2 пункта, в годовом разрезе снизились на 2,2 пункта. В результате индекс бизнес-среды, согласно оценке ЦБ Армении, продолжает находиться в верхнем пределе стабильного диапазона.

Купоша.ру предлагает новый и бесплатный промокод ламода со скидкой 20% на март 2015 года. Используя купон ламода 2015 вы получите шанс получить подарки, скидки и бонусы, так же более 800 актуальных брендов модной одежды, обуви и аксессуаров со скидкой.

Показатель индекса бизнес-среды рассчитывается Центральным банком на основе оценок ожиданий организаций сферы промышленности, строительства, торговли и услуг относительно объемов производства, спроса на продукцию и услуги и т.д. Опросы проводятся ЦБ Армении ежеквартально с 2005 года. Также ежеквартально Центробанк проводит опросы и среди домашних хозяйств, и на основе оценок, выставляемых респондентами по шести вопросам, ЦБ РА рассчитывает показатель индекса доверия потребителей.

Согласно сообщению Центробанка, в первом квартале 2015 года индекс доверия потребителей продемонстрировал тенденцию роста, увеличившись на 0,3 пункта и составив 41,4. Рост индекса обусловлен ростом показателя текущих условий на 1,7 пункта по сравнению с предыдущим кварталом. Причем рост зафиксирован по всем трем показателям, характеризующим текущие условия.

Так, показатель, оценивающий факт осуществления крупных покупок в текущем квартале, возрос на 1,2 пункта и составил 51,1. Показатель изменений текущего финансового состояния по сравнению с прошлым кварталом возрос на 2,3 пункта, составив 30,7, а показатель оценки домохозяйствами общей экономической ситуации возрос на 1,4 пункта, составив 14,7.

Показатель будущих условий, находясь в диапазоне стабильности (50,6), тем не менее, продемонстрировал спад на 1,2 пункта, что обусловлено спадом по всем трем составляющим, характеризующим данный показатель. Показатель ожиданий крупных покупок домохозяйств во втором квартале снизился на 0,1 пункта и составил 55,5. Показатель, оценивающий ожидания изменений финансового состояния в текущем квартале, снизился на 0,2 пункта - до 43,9, а показатель ожидания изменения занятости снизился на 3,3 пункта - до 52,4.

 

Почему охлаждаются отношения России и Армении

Армения считается одним из ближайших союзников России на постсоветском пространстве и единственным союзником в Закавказье. Русских и армян связывают многовековая дружба и совместная история. Однако события последних месяцев (ситуация вокруг убийства российским военнослужащим Валерием Пермяковым армянской семьи в Гюмри, обвинения в том, что Россия предает интересы Армении, ряд других претензий и недовольств) демонстрируют, что в отношениях двух стран все не так гладко. И даже недавний визит Владимира Путина вряд ли сможет развернуть сложившийся тренд. «Лента.ру» попыталась разобраться в причинах российско-армянской напряженности.

Безусловно, доля вины за возникшую проблему лежит на Кремле. В России привыкли считать, что Армения по умолчанию является дружественной, поэтому не прикладывают значительных усилий для поддержания или тем более укрепления своего имиджа среди граждан этой маленькой страны. Армянские журналисты и политологи жалуются, что российское посольство и тамошний офис Россотрудничества не уделяют достаточного внимания ни соответствующей работе с армянским гражданским обществом, ни поддержанию российского культурного фона в Армении. Аналогичное пренебрежение видят и в российских СМИ, — армяне были возмущены тем, что после убийства целой семьи в Гюмри центральные телеканалы России не уделяли этому событию особого значения вплоть до тех пор, пока в Армении не начали проходить массовые митинги. «Армяно-российские отношения — не проблема, проблемой является существующая в этих отношениях асимметрия, отсутствие уважения с российской стороны», — пишет директор Центра региональных исследований Ричард Киракосян.

Это невнимание к проблемам Армении привело к тому, что молодежи региона Россия кажется куда менее привлекательной, чем Европа и США, вкладывающие серьезные средства в армянские СМИ и политологов. Конечно, до «оранжевой революции» в Армении далеко, однако пример Украины наглядно показал, что может произойти без серьезного отношения к вопросам культурного влияния и взаимодействия. Уже сейчас некоторые «специалисты» стремятся использовать ностальгию армян по их бывшим землям на территории Турции (так называемой «Западной Армении») и напоминают, что именно благодаря поставкам оружия и денег из Советской России кемалистской Турции удалось выиграть у Армении войну в 1920 году и лишить ее земель, в свое время отвоеванных у турок Российской Империей. Тот факт, что армянское общество больше внимания уделяет своей истории, чем реалиям нынешней жизни, России необходимо учитывать.

Между тем основная вина за кризис в двусторонних отношениях лежит все-таки на Армении, у которой сложилось крайне неверное восприятие характера российско-армянских отношений и приоритетов российской внешней политики в целом. Ереван серьезно преувеличивает собственную значимость и пытается спроецировать на Россию все негативные особенности своего черно-белого мировосприятия. В частности, заставить Москву выбирать между отношениями с Ереваном и Баку.

Одна из ключевых проблем Армении и армянского общества в том, что они рассматривают свои отношения с соседним Азербайджаном как игру с нулевой суммой. И это отношение не только элиты, но и общества, — позиция СМИ и пропагандистских сил привела к тому, что информационный фон в Армении формирует у граждан тотальное презрение и ненависть к азербайджанской нации как таковой, вплоть до отказа восточным соседям в праве жить на их земле (в азербайджанском обществе, надо сказать, создается аналогичное отношение к Армении). Такие общественные настроения маргинализируют не только представителей культурно-академической элиты страны, выступающих за более трезвую позицию, но и соседние государства, которые пытаются поддерживать баланс, сохраняя хорошие отношения с обеими странами, и реализовывать при этом свои национальные интересы.

Кроме того, армяне возмущаются поставками российского оружия враждебному Азербайджану (по некоторым данным, на Россию приходится до 85 процентов закупаемых Баку вооружений, а в целом за последние четыре года поставки оружия из России в Азербайджан увеличились в 3,5 раза ). «Мы должны сделать так, чтобы наш стратегический партнер не продавал оружия конфликтующей стране», — подчеркивает секретарь правящей Республиканской партии Гагик Меликян. В армянском обществе уверены, что Москва не только демонстрирует неуважение к Армении, но и фактически потворствует Азербайджану, помогая ему наращивать свои вооруженные силы и создавая условия для возобновления войны в Карабахе.

Аргументы, мягко говоря, спорные. «Азербайджан — это не Северная Корея и не Сомали, страна не находится под международными санкциями в отношении закупки оружия, и поэтому неважно, продает ему оружие Россия или кто-то другой, — если Баку захочет купить оружие, то легко сделает это на мировом рынке», — считает российский аналитик Андрей Епифанцев. Заявления армянских политологов о том, что, в отличие от России, западные страны не стремятся продавать оружие режиму Ильхама Алиева, неправомерны: рынок насыщен предложениями, и если возникнет реальный запрос Азербайджана на оружие (а его нет, поскольку Баку устраивают российские поставщики), то европейские страны, не говоря уже об азиатских, этот запрос удовлетворят. В конце концов, если та же Венгрия продала Азербайджану Рамиля Сафарова, то почему бы ей не продать и советские танки (те, что еще не отправлены на Украину)?

Армянские власти понимают слабость своих аргументов, поэтому делают упор на моральный аспект. «Если с правовой и дипломатической стороны дело обстоит иначе, то с моральной точки зрения нужно очень серьезно задуматься, потому что вопрос начинает сказываться на отношениях двух народов», — уверен спикер армянского парламента Галуст Саакян. «Стоящий на границе армянский военнослужащий осознает, что его пытаются уничтожить российским оружием», — отмечает Серж Саргсян. Парировать эти аргументы Москве, в общем-то, нечем: она не в состоянии изменить черно-белое сознание армянского народа. Однако сегодня и армянский военнослужащий, и армянский народ должны помнить о том, что несмотря на поставки оружия (которые, кстати, позволяют Москве частично контролировать развитие азербайджанской армии и влиять на политику Баку) именно Россия является основным гарантом безопасности Нагорного Карабаха. Именно ее позиция защищает эту территорию от нападения страны, чей военный бюджет превосходит весь государственный бюджет Армении.

Формально, конечно, Карабах не подпадает под действие ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), поэтому на границе между НКР и Азербайджаном идут постоянные боестолкновения. Однако в войну они не перейдут, — Ильхам Алиев прекрасно понимает правила игры, понимает, что для вторжения в Карабах он должен заручиться поддержкой западных друзей, вложивших огромные деньги в азербайджанскую экономику и азербайджанскую трубу. Этим друзьям война, несущая угрозы их активам, не нужна, и они могут согласиться на нее лишь при двух гарантированных условиях: блицкриг (что, учитывая мощную линию обороны НКР, теоретически реализуемо) и нейтралитет России. Армянские власти считают, что этот нейтралитет возможен, что Москва не в состоянии защитить Армению в рамках ОДКБ и реагировать на периодические провокации на армяно-азербайджанском участке границы (при этом сами не делают ничего для активизации норм ОДКБ — даже не подают соответствующий запрос). Однако в Азербайджане считают иначе и опираются на прекрасно усвоенный урок августа 2008 года, который в Ереване, видимо, пропустили. Тогда ответ Москвы на вторжение Грузии на территорию Южной Осетии (тоже не входившей ни в какой военный альянс) стал наглядной демонстрацией позиции России по отношению к дружественным ей государственным образованиям: она никому не позволит пытаться силой решить замороженные конфликты на постсоветском пространстве.

Менять сейчас позицию и позволять Азербайджану захватывать Нагорный Карабах России смысла нет. Не только из-за желания сохранить хорошие отношения с Арменией, но и ради того, чтобы сохранить Армению вообще. Ведь захват Карабаха Ильхамом Алиевым стал бы лишь первым шагом. «Затем азербайджанцы вернутся на свои древние земли, в Эривань (Ереван — прим. «Ленты.ру»)..., в Зангезур. Все это наши древние земли. И молодое поколение должно знать об этом, что наши земли не ограничиваются только территорией сегодняшнего независимого Азербайджана. Мы должны вернуться и вернемся на свои земли, и каждый день должны стремиться приблизить этот день», — заявлял азербайджанский президент. В Москве понимают, что ликвидация Армении не только создаст вдоль всего Кавказа турецко-азербайджанскую ось, отсекающую Москву от Ирана и Ближнего Востока, но и позволит Азербайджану сделать следующие шаги в деле возврата его древних земель. Например, предъявить претензии на Южный Дагестан. Конечно, они его не отвоюют, но дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе Баку вполне по силам.

К счастью для Армении, концепция Большого Азербайджана беспокоит не только Москву, но и южных азербайджанских соседей. Память у иранцев хорошая, и они прекрасно помнят о претензиях Гейдара и Ильхама Алиевых на Иранский Азербайджан. Помнят они и о готовности Азербайджана предоставить свою территорию американцам для возможного вторжения в Иран. Поэтому как только Иран выйдет из-под санкций, он сведет счеты не только с Саудовской Аравией, но и с Азербайджаном. Понятно, что ни о каком вторжении речи быть не может, однако Тегерану вполне под силу раскачать правящий режим Баку. Турки заступаться за Ильхама Алиева вряд ли станут, — они готовы были бросить его на произвол судьбы и во время подписания цюрихских протоколов с Арменией, и вряд ли поступят иначе, когда на кону будет доступ на иранский рынок. И в этой ситуации азербайджанцам придется искать защиты у единственного регионального актора — России. И, соответственно, играть по российским правилам в карабахском вопросе.

Однако это в теории. На практике же в процессе российско-азербайджанского сближения как раз возникнет самый большой вызов для армяно-российских отношений. Проблема не в том, что, как предполагают некоторые армянские активисты, Москва поменяет союзника и автоматически изменит свою позицию по карабахскому вопросу. А в том, что рассматривающее окружающий мир через призму игры с нулевой суммой армянское общество воспримет эту не выдерживающую никакой критики версию как объективную и даже свершившуюся реальность. В ответ армянские элиты вздумают «наказать» Москву через сближение с Западом или через намеренное охлаждение отношений, что вызовет серьезное раздражение со стороны Кремля (и без того уже уставшего от завышенных требований Армении) и может повлечь за собой уже реальный пересмотр Россией своих приоритетов в Закавказье. Отнюдь не в пользу Еревана.

 

Основные политические события и новости

Члены коллегии-министры Евразийской экономической комиссии посетят Ереван на следующей неделе, сообщил вице-премьер, министр международной экономической интеграции и реформ Армении Ваче Габриелян. По его словам, в состав делегации войдут члены коллегии - министры Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов, Владимир Гошин и Андрей Слепнев. "Планируется, что они представят и обсудят с представителями правительства Армении и армянского бизнеса ряд вопросов, в том числе вопросы нового разрабатываемого таможенного кодекса, некоторые налоговые вопросы и возможности сотрудничества с Вьетнамом, который планирует подписать с ЕАЭС соглашение о свободной торговле", - сказал Габриелян. Как отметил вице-премьер, соглашение в установленном порядке должно быть обсуждено и с армянской стороной.

 

Эксплуатацию Армянской АЭС планируется приостановить в 2017 году сроком на шесть месяцев для проведения соответствующих работ с целью продления срока эксплуатации станции до 2027 года, сообщает пресс-служба правительства по итогами визита на АЭС премьер-министра Армении Овика Абрамяна. Главе правительства в ходе визита были представлены деятельность ААЭС, работы, проводимые с целью продления срока эксплуатации и повышения уровня безопасности, а также предстоящие программы. Армянские депутаты одобрили 5 мая подписание двух соглашений с Россией, связанных с продлением срока эксплуатации Армянской АЭС и предоставлением на эти цели кредитных и грантовых ресурсов. В рамках соглашения Россия предоставит Армении кредит в размере 270 млн. долл. США и 30 млн. долл. США в качестве гранта. Кредитные средства будут предоставлены сроком на 15 лет с 5-летним льготным периодом и ставкой 3% годовых. При этом предусмотрена также возможность предоставления кредита в российских рублях.  Работы в рамках реконструкции Армянской АЭС, которые начнутся весной 2017 года, и продлится около полугода, будут осуществляться в два этапа - на первом будет изучено техническое состояние оборудования, на основе чего будет разработана программа модернизации, а также просчитана ее окончательная стоимость. На втором этапе начнется непосредственно процесс модернизации.  Россия также заявляла о готовности покрыть часть расходов на строительство нового блока АЭС в Армении стоимостью в 4,5 млрд. долл. США в виде продукции и оборудования. В частности, Россия может предоставить Армении «ядерный остров» в качестве вклада в строительство новой АЭС. Строительство нового энергоблока Армянской АЭС мощностью 1000 МВт планируется начать в 2018-2019 годах. Недостающие средства планируется покрыть посредством финансового содействия от различных стран.  Армянская АЭС, единственная в регионе, расположена в 30 километрах к западу от Еревана. В настоящее время работает только второй блок мощностью 407,5 МВт. По оценкам экспертов, АЭС может функционировать до 2016 года, однако, Евросоюз настаивает на прекращении работы этой АЭС.


Экономика 

Объем внешнеторгового оборота Армении за январь-март 2015 года составил порядка 945,1 млн. долл. США, снизившись на 28,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, сообщается на сайте Национальной статистической службы Армении.  Как отмечают в Нацстатслужбе, данные внешнеторгового оборота Армении за январь-март 2015 года из-за неполноценного взиморасчёта показателей торговли между странами ЕАЭС не полные и подлежат корректировкам. При этом согласно официальным данным, объем экспорта в январе-марте 2015 года составил порядка 267,6 млн. долл. США, снизившись на 23,1%, а импорта – порядка 677,5 млн. долл. США, уменьшившись на 30,5%. В результате, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса составило 409,9 млн. долл. США. Согласно предварительным данным, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса в ценах ФОБ за указанный период составил 305,6 млн. долл. США. Внешнеторговый оборот Армении со странами СНГ за отчётный период составил около 227 млн. долл. США (доля 24% и спад на 40,6%), причём торговля с Россией составила 190,3 млн. долл. США (спад на 41,2%), с Украиной - 28,5 млн. долл. США (спад на 30,9%) и с Беларусью - около 1 205,3 тыс. долл. США (спад на 84,3%).  При этом объем торговли со странами ЕС в январе-марте 2015 года составил около 258,8 млн. долл. США (доля - 27,4% и спад на 31,7%), а с другими странами - 459,3 млн. долл. США (доля 48,6% и спад на 18,2%). По статистическим данным, наиболее значимые статьи экспорта в отчетном периоде были представлены в следующих товарных группах: «горнорудное производство» - порядка 91,1 млн. долл. США (спад на 2%), «недрагоценные металлы и изделия из них» - около 63,3 млн. долл. США (спад на 12,4%) и «готовые продукты питания»- порядка 41,4 млн. долл. США (спад на 43,5%). В то же время, согласно официальным статданным, в январе-марте 2015 года импорт продукции по следующим товарным группам был превалирующим: «горнорудное производство» - порядка 192,8 млн. долл. США (спад на 12,9%), «машины, оборудование и механизмы»- 76,8 млн. долл. США (спад на 31,5%),«недрагоценные металлы и изделия из них» - 54,1 млн. долл. США (спад на 9,6%).

 

Объем денежной массы Армении в конце марта 2015 года по сравнению с февралем текущего года сократился на 1,3%, составив порядка 1 601,7 млрд. драмов. На основе предварительных данных Центрального банка Армении, объем наличности вне банковской системы в конце марта составил около 296,5 млрд. драмов против около 302,8 млрд. драмов на конец февраля, вклады до востребования (в драмах) составили 174,2 млрд. драмов против порядка 175,3 млрд. драмов на конец февраля. Объем срочных вкладов в драмах в конце отчётного периода составил порядка 286,1 млрд. драмов против 286,2 млрд. драмов на конец февраля. При этом объем вкладов в иностранной валюте составил более 844,9 млрд. драмов против 857,7 млрд. драмов на конец февраля. В то же время денежный мультипликатор в конце марта составил 2.02, увеличившись по сравнению с февралем на 0,01 пункта. ($1- 476,42 драма).

 

Внутренний торговый оборот Армении за первый квартал 2015 года снизился на 6,3%, составив порядка 442,8 млрд. драмов, сообщает Национальная статистическая служба Армении. При этом из указанного объема на оборот розничной торговли пришлось около 61,2% или 271,1 млрд. драмов, снизившись за первый квартал текущего года на 6,4% по сравнению с алогичным периодом прошлого года. В то же время на оптовую торговлю пришлось 35,6% или порядка 157,5 млрд. драмов из общего объема внутреннего торгового оборота в республике (спад на 5,1%). В общем объеме розничной торговли значительная доля – 70,8% или 192,1 млрд. драмов, пришлась на торговлю, осуществляемую в магазинах. Объем торговли посредством рынков потребительских товаров составил более 19,5 млрд. драмов или 7,2% от общего объема розничной торговли. ($1 –  481,39 драма).

 

Объем произведенной в Армении сельхозпродукции в январе-марте 2015 года в текущих ценах составил около 74,9  млрд. драмов, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2014 года на 4,5%. Совокупный объем произведенной сельхозпродукции и рыболовства за отчетный период увеличился по сравнению с первым кварталом 2014 года на 6,6% и составил более 84,4 млрд. драмов. Объем производства животноводства в январе-марте составил порядка 71,2 млрд. драмов, увеличившись на 3,5% по сравнению с первым кварталом прошлого года, растениеводства – около 3,7 млрд. драмов (рост 28,9%) а рыболовства – 9,5 млрд. драмов (рост на 23,1%). Реализация мяса крупного и мелкого рогатого скота и птицы (в живом весе) в марте увеличилось на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составила 7,1 тыс. тонн. Причем наибольшая реализация мяса от убоя за отчётный месяц была осуществлена в Армавирской и Ширакской областях 1,1 и 1,0 тыс. тонн соответственно. В марте объем производства молока составил 72,9 тыс. тонн, увеличившись по отношению к марту 2014 года на 6,1%. Наибольший показатель производства молока за отчетный месяц был зафиксирован в Гегаркуниксой области – 14,0 тыс. тонн. В то же время производство яиц в марте по сравнению с тем же периодом прошлого года сократилось на 2,2%, составив 49,8 млн. штук. Больше всего яиц было произведено в Котайкской области – 13,8 млн. штук. В сообщении отмечается также, что в Армении в марте объем рыболовства и рыбоводства составил 1 260 тонн (весь объем был реализован), увеличившись на 17% по сравнению с отчётным месяцем 2014 года. ($1 – 480,62 драма).

 

Общий объем грузоперевозок в Армении за первый квартал 2015 года составил  1 8013,7 тыс. тонн, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,8%, сообщает Национальная статистическая служба Армении. Согласно сообщению, в совокупном объеме грузоперевозок около 43,3% или 785,8 тыс. тонн составили перевозки посредством автомобильного транспорта, около 29,6% или 537,3 тыс. тонн пришлось на трубопроводный транспорт, 26,8% или 488,9 тыс. тонн – на железнодорожный транспорт, и только 1,7 тыс. тонн - на воздушный транспорт. Согласно статистическим данным, объем грузооборота за отчетный период составил порядка 1058,9  млн. тонн за 1 км, сократившись на 12,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. ($1 –  480,62 драма).

 

Модернизированная Ереванская ТЭЦ с момента ввода в эксплуатацию в 2010 году и до конца апреля 2015 года выработала и передала в промышленную сеть более 7,5 млрд. кВт.ч электроэнергии. Об этом, как сообщает пресс-служба правительства Армении, было доложено в ходе визита на Ереванскую ТЭС премьер-министра Овика Абрамяна. На станции ежегодно производится около 1,3 млрд. кВт.ч электроэнергии, часть которой экспортируется в Иран. Станция оснащена современным оборудованием и технологиями. В ближайшие годы рядом с действующей станцией планируется построить еще одну аналогичную электростанцию. Ереванская ТЭЦ спроектирована и построена в 1963-67 гг. Номинальная мощность станции составляет 550 МВт. Сегодня работает только один из семи агрегатов ТЭЦ мощностью 50 МВт. Модернизированная Ереванская ТЭЦ с новым современным парогазовым энергоблоком комбинированного цикла введена в эксплуатацию в апреле 2010 года. Совокупная установленная мощность новой Ереванской ТЭЦ составляет 271,7 МВт, при этом энергетическая мощность станции - 242 МВт, а тепловая - 434,9 ГДж/ч.  Строительство нового современного парогазового энергоблока комбинированного цикла на Ереванской ТЭЦ было осуществлено при содействии Японского банка международного сотрудничества (JBIC), который предоставил Армении кредит в размере 247 млн. долл. США. Кредит выдан на 30 лет, с 10 летним льготным режимом.


Внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность

Вывод из эксплуатации действующего блока Армянской АЭС обойдется стране в 330-340 млн. долл. США, сказал замминистра энергетики и природных ресурсов Армении Арег Галстян, представляя парламентариям подписанное 20 декабря 2014 года соглашение с Россией о сотрудничестве в деле продления срока эксплуатации 2-го энергоблока Армянской АЭС до 2026 года.    В рамках соглашения Россия предоставляет Армении кредит в размере 270 млн. долл. США и 30 млн. долл. США в качестве гранта. Кредитные средства предоставлены на льготных условиях с 15 летним сроком погашения и ставкой 3% годовых.   Как отметил замминистра, после 2026 года перед страной встанет вопрос о необходимости вывода действующего блока из эксплуатации, этот процесс будет разделен на два условных этапа. "Планируется, что первый этап продлится 15-20 лет и будет нацелен на сокращение общего радиационного фона, на что потребуется порядка 30-40 млн. долл. США. На второй этап - непосредственное отключение потребуется около 300 млн. долл. США для полного демонтажа и деактивации АЭС до "зеленой лужайки", - сказал Галстян. При этом он отметил, что если вопрос суммы для первого этапа уже решается посредством ежегодных отчислений в специальный фонд, то для реализации второго этапа потребуется поиск необходимых ресурсов. Армения планирует построить новую атомную станцию на площадке действующей Мецаморской АЭС. Строительство нового энергоблока Армянской АЭС мощностью 1000 МВт. планируется начать в 2018-2019 годах. Россия ранее заявляла о готовности покрыть часть расходов на строительство нового блока АЭС в Армении стоимостью в 4,5 млрд. долл. США в виде продукции и оборудования. В частности, Россия предоставит Армении «ядерный остров» в качестве вклада в строительство новой АЭС. Недостающие средства планируется покрыть посредством финансового содействия от различных стран. Армянская АЭС, единственная в регионе, расположена в 30 километрах к западу от Еревана. В настоящее время функционирует только второй блок мощностью 407,5 МВт.  По оценкам экспертов, АЭС может функционировать до 2016 года, однако, Евросоюз настаивает на прекращении работы этой АЭС.

 

Армения считает целесообразным привлечение европейских инвестиций в создание предприятий по переработке молока, мяса, овощей и фруктов с целью дальнейшего экспорта готовой продукции в страны ЕАЭС, сказал министр сельского хозяйства Армении Серго Карапетян на встрече с главой Департамента международного сотрудничества и политики  международного развития Министерства по делам Европы, интеграции и внешних сношений Австрии Петером Луанским и главой Австрийского агентства развития Мартином Ледолтером. Как сообщает пресс-служба Минсельхоза, собеседники обсудили перспективы дальнейшего развития взаимодействия Армении и стран Евросоюза в условиях членства республики в Евразийском экономическом союзе. «Для нас сотрудничество с европейскими странами считается приоритетным направлением, и для этого есть реальные возможности», - заявил Карапетян. Он предложил австрийской стороне изучить возможность создания в Армении племенных скотоводческих хозяйств, внедрения системы учета сельскохозяйственных животных. В свою очередь представители австрийской стороны выразили готовность рассмотреть представленные предложения и предпринять практические шаги для налаживания сотрудничества в этих сферах.  Согласно пресс-релизу, в рамках визита делегации Минсельхоза Армении в столицу Австрии был подписан армяно-австрийский меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сферах сельского и лесного хозяйства.


Торгово-экономические отношения с Россией

Компания «Газпром Армения» возглавила список 1000 крупнейших налогоплательщиков Армении, опубликованный Комитетом по Госдоходам при правительстве Армении по итогам первого квартала 2015 года. Согласно опубликвоанным данным, компания выплатила за январь-март 2015 года в государственный бюджет около 15 млрд. драмов против порядка 17,7 млрд. драмов за январь-март 2014 года, заняв тем самым первое место в списке. При этом около 14,9 млрд. драмов составили суммы, собранные непосредственно налоговыми органами, а около 99,7 млн. драмов - таможенными органами. В то же время около 1,6 млрд. драмов составили прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог), на косвенные налоги пришлось порядка 13,3 млрд. драмов (в т.ч. НДС, акцизный налог), ещё около 169,3 млн. драмов – это иные налоги, пошлины и обязательные выплаты. Второе место в списке крупнейших налогоплательщиков по итогом первого квартала заняла компания «Электросети Армении», выплатив в госбюджет около 4,6 млрд. драмов за отчетный период против 1,8 млрд. драмов за тот же период 2014 года. В отчётный период из общей уплаченной компанией в бюджет суммы 4,6 млрд. драмов было собрано налоговыми органами, около 4,3 млн. драмов - таможенными органами. Далее в списке крупнейших налогоплательщиков следует компания Armenian Telephone Company («АрменТел») - более 4,18 млрд. драмов против более 4,2 млрд. драмов в январе-марте 2014 года. Четвёртым идёт ЗАО «Зангезурский медно-молибденовый комбинат», который за отчётный период выплатил в госбюджет 4 млрд. драмов против 2,9 млрд. драмов за тот же период 2014 года.  Замыкает пятёрку лидеров компания «Алекс Григ», уплативший в бюджет за первый квартал 2015 года налоги в размере около 3,9 млрд. драмов против 5,2 млрд. драмов за первый квартал 2014 года. В целом 1000 крупнейших налогоплательщиков Армении за январь-март 2015 года выплатили в госбюджет более 152,3 млрд. драмов против 154,3 млрд. драмов за январь-март 2014 года (спад на 1,3%). При этом около 105,1 млрд. драмов составили суммы, собранные непосредственно налоговыми органами, а около 47,2 млрд. драмов - таможенными органами. В то же время около 49,6 млрд. драмов составили прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог), на косвенные налоги пришлось порядка 84,9 млрд. драмов (в т.ч. НДС, акцизный налог), ещё около 17,5 млрд. драмов – это иные налоги, пошлины и обязательные выплаты. ($1 – 478,26 драма).

Источники: Информационное агентство «Арка», "Новости-Армения", газета «Деловой экспресс», «Голос Армении», «Новое время», «Республика Армения»


Читать все новости