Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Армении за период с 26.10.2015 по 30.10.2015 г

30.10.2015

Основные политические события и новости

Армения за прошедшие годы добилась существенного прогресса в рейтинге Doing Business.  Армения поднялась на 3 позиции в рейтинге Doing Business-2016 Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC), заняв 35 место из 189 стран. Как следует из доклада, опубликованного на официальном сайте Всемирного банка, Армения расположилась между Японией (34 место) и Чехией (36 место). В докладе Doing Business-2016 из стран ЕАЭС Россия расположилась на 51-м месте, Казахстан - на 41-м, Беларусь - на 44-м, а Кыргызстан - на 67-м. При этом, из стран постсоветского пространства Армению опережает Грузия, которая заняла 24 место, а также страны Балтии - Эстония (16 место), Литва (20) и Латвия (22). Молдова расположилась на 52-й позиции, Азербайджан – 63, Украина – 83, Узбекистан – 87, Таджикистан – 132.

 

Экономика

Национальное Собрание Армении на заседании в четверг приняло во втором и окончательном чтении предложенный правительством законопроект по внесению дополнений и поправок в закон "Об акцизном налоге". Как отметил, представляя законопроект, заместитель министра финансов Армении В.Мирумян, законопроектом предусматривается пересмотр акцизных ставок на такие товары, как водка, сигареты, дизельное топливо, бензин, а также дополнение списка подакцизных товаров категорией "сжиженный газ".Изменения вступят в силу не с 1-го января 2016 года как планировалось ранее, а шестью месяцами позже – с 1-го мая 2016 года.  Он отметил, что изменения обусловлены необходимостью приведения действующих в Армении ставок в соответствие со ставками, действующими в рамках ЕАЭС. В частности, в Армении акцизные ставки на водку и сигареты вчетверо ниже, чем в других странах-членах ЕАЭС. В связи с этим, предлагаем увеличить акцизные ставки на эти товары на 10%.

 

Правительство Армении и благотворительный фонд "Ташир" с 1 августа 2015 года до 31 июля 2016 года в равных долях компенсируют для населения повышение тарифа на электроэнергию в 6,93 драмов. Об этом на заседании правительства в четверг заявил министр энергетики и природных ресурсов Армении Е. Захарян. Группа компаний «Ташир», возглавляемая крупным российским бизнесменом армянского происхождения С. Карапетяном и компания «Интер РАО» 30 сентября 2015 года подписали договор о купле-продаже электроэнергетических активов в Республике Армения. Сделка уже одобрена правительством Армении и Комиссией по регулированию общественных услуг. Несмотря на многочисленные протесты, 17 июня КРОУ утвердила повышение тарифа на электроэнергию на 6,93 драма. 27 июня президент Республики Армения С.Саргсян заявил, что до заключения международного аудита правительство возьмет на себя всю нагрузку повышения тарифа. Компенсацию получат абоненты, потребляющие до 250 кВт/ч в месяц, а также другие абоненты напряжения 0,38 кВ, потребляющие до 500 кВт/ч. Компенсация последним тоже установлена в пределах 250 кВт/ч.

  

Новости внешнеэкономической и инвестиционной деятельности

Правительство Армении на заседании в четверг одобрило предложение о заключении соглашения в рамках программы Евросоюза "Горизонт-2020". "Горизонт-2020" ("Horizon 2020") - рамочная программа Европейского Союза по научным исследованиям и инновациям на 2014-2020 годы, которая пришла на смену 7-ой рамочной программе (закончилась в 2013 году). На реализацию программы из бюджета ЕС будет выделено 80 млрд. евро.

 

Правительство Армении одобрило подписанное 26 августа 2015 года кредитное соглашение с Международным банком реконструкции и развития по дополнительному финансированию программы улучшения сети дорог жизненно важного значения стоимостью 50 млн долл. США. Новую кредитную программу предусматривается реализовать в 2016-2019 гг. "Завершение программы запланировано на 31 декабря 2018 года. Будет восстановлено порядка 155 километров дорог", - сказал на заседании министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян. Программа будет реализована при софинансировании МББР (80% от общего объема программы или 40 млн. долл. США) и правительства Армении (20% от общего объема программы или 10 млн. долл. США). Цель новой кредитной программы  - повысить доступность рынков и услуг для сельских общин путем реконструкции дорог жизненно важного значения, а также усилить возможности Министерства транспорта и связи по управлению сетью дорог и реагированию на катастрофы.

 

Правительство Армении на заседании в четверг одобрило кредитное соглашение в размере 112,97 млн. долл. США, подписанное с Азиатским банком развития 13 октября 2015 года в рамках второй части "Инвестиционной программы стабильного городского развития". В рамках программы будет организована также переподготовка работников сферы транспорта, как минимум 25% которых должны составлять женщины", - сказал он. Кредит предоставляется в долларах, по плавающей процентной ставке LIBOR + 0,5%. Срок погашения кредита составляет 22 года, с 15-летним льготным периодом. Соглашение находится на стадии ратификации. 

 

Торгово-экономические отношения с Россией

Армения внесёт в бюджет Евразийского экономического союза на 2016 год 85,8 млн. рублей. Согласно текущему курсу российского рубля в Армении сумма взноса в бюджет ЕАЭС составит 650,7 млн. драмов ($1,38 млн.). Согласно сообщению, в утвержденном бюджете Евразийского экономического союза на 2016 год предусмотрены доходы на сумму 7 734 627 тыс. российских рублей и расходы в размере 7 734 627 тыс. российских рублей. Доля взносов в бюджет распределилась следующим образом: Россия - 6,599 млрд. рублей, Казахстан 549,932 млн. рублей, Беларусь — 352,699 млн. рублей, Кыргызстан — 146,957 млн. рублей и Армения — 85,854 млн. рублей. Документом утверждена ведомственная структура расходов бюджета союза на 2016 год, согласно которой скорректирован базовый оклад, установленный ст. 4 бюджета союза на 2015 год, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года №100 (ДСП), на прогнозируемый индекс роста потребительских цен, составляющий 7%, и установить его на 2016 год в размере 27 689,34 российского рубля. 

 

Отчет по первому этапу программы продления срока эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС будет завершен в марте 2016 года, заявил президент Армении С.Саргсян 27 октября 2015 г. на открытии 14-го заседания Совета по безопасности атомной энергетики. Президент напомнил, что в декабре 2014 года и в феврале 2015 года между правительствами Армении и РФ подписаны соглашения о сотрудничестве в проекте продления срока эксплуатации второго энергоблока и о предоставлении Армении государственного экспортного кредита для финансирования программы продления. Он напомнил, что второй этап включает выполнение необходимой замены и модернизации для получения лицензии на эксплуатацию на дополнительный срок, а также выполнение мероприятий по повышению уровня безопасности Армянской АЭС, в том числе предложенных в отчете по результатам стресс-теста, выполненного в рамках технического содействия Европейской Комиссии. Согласно подписанным в феврале 2015 года межправительственным соглашениям, финансирование продления срока эксплуатации Армянской АЭС будет осуществляться за счет российского государственного экспортного кредита на сумму $270 млн. и гранта в размере $30 млн. Ставка по кредиту установлена в 3% годовых с началом погашения 15 января 2019 года.

 

Внутри ЕАЭС необходимо максимально торговать в национальных валютах, заявил член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии А. Слепнев, комментируя предложение российской стороны привязать акцизы на алкоголь и табак не к евро, а к рублю. «Мы максимально должны торговать в своих национальных валютах, и тогда мы будем двигаться дальше, тогда все к нам придут, и будут конвертировать свой евро и доллар в наш рубль или в ваш драм», - заверил он. Россия и страны ЕАЭС достигла договоренности о коридоре ставок акцизов на алкогольную продукцию и табак. Москва предлагает привязать акцизы не к евро, а к рублю.  Примечательно, что на сегодня 70% торговли в странах ЕАЭС осуществляется в рублях.

 

Экономический форум соберет молодых

1-3 ноября 2015 года в Ереване состоится первый молодежный экономический форум "Россия и Арме­ния: новые драйверы интеграции". Форум будет про­веден в рамках IV российско-армянского экономического форума "Россия. Армения. Евразийский экономический союз. Новые перспективы межрегио­нального сотрудничества''.

Цель форума — формирование коммуникацион­ной площадки для эффективного сотрудничества молодежи и молодежных организаций России и Ар­мении в условиях развития евразийского экономи­ческого союза, а также обмен опытом молодежи двух стран в сфере молодежного предпринимательства, инновационных научно-технических и социально-коммуникационных проектов. Задачи форума — соз­дание площадки для взаимодействия молодых уче­ных, специалистов, предпринимателей с крупными инвесторами, венчурными компаниями, экспертами и представителями органов государственной власти. Предусмотрен также обмен опытом молодежи двух стран в сфере молодежного предпринимательства, инновационных научно-технических и социально-коммуникационных проектов.

По итогам работы форума будет разработана резо­люция с предложениями молодежи по направлени­ям развития сотрудничества России и Армении и подписаны меморандумы и соглашения о сотрудни­честве. Все участники форума получат сертификаты.

Организаторами форума выступают правитель­ства Российской Федерации и Республики Арме­ния, Министерство спорта и молодежной полити­ки РА, федеральное агентство по делам молодежи "Росмолодежь", Центр осуществления молодеж­ных мероприятий, ФГБУ "Международный моло­дежный центр", Российско-армянский альянс мо­лодежи, Уральский государственный экономичес­кий университет, "Российско-Армянский (Сла­вянский) университет.

 

Армения глазами иностранных инвесторов

Альфред Мануков, бизнесмен из Германии: "Больше минусов, чем плюсов"

После знакомства с принятыми в Армении жизненными стандартами, у меня сложилось впечатление, что люди здесь больше заняты тем, чтобы как можно быстрее получить прибыль, а не тем, чтобы что-то сделать и обеспечить себе более надежное будущее. Характерно также, что качество в Армении не имеет значения, а главным фактором является цена.

На Западе, если кто-то вкладывает в строительство миллион долларов, он знает, что через 14 месяцев этот миллион должен дать прибыль. В Армении по причине несовершенной организации работ и местного менталитета это невозможно. Здесь обязательно кто-то попытается завысить стоимость работ, вынудить инвестора нести дополнительные затраты, сорвет сроки выполнения работ и не выполнит своих обещаний. А инвестор, который привлекает в Армению свой капитал, хочет иметь основания доверять финансовой и судебной системе этой страны.

Конечно, в стране есть законы, призванные регулировать все эти отношения, но в реальности, когда инвестор пытается обратиться в суд с иском против строителя, который подвел его, сорвав сроки работ, ответчик ему говорит, что ты здесь человек новый и можешь нанять адвоката, а мы решим свою проблему непосредственно через судью за соответствующее вознаграждение. И решают! Какое доверие к местным партнерам и законам после этого должен иметь инвестор, тем более, что подобные истории регулярно повторяются? В Европе законы пишутся для того, чтобы они работали, а здесь они остаются на бумаге.

Большой капитал пуглив как олененок, который убегает при малейшем звуке, и спасает его только скорость. Чтобы работать в какой-либо стране, инвестор должен быть очень спокоен. А здесь ты еще не начал свое дело, а к тебе уже приходят несколько человек в гражданской одежде из разных госструктур и говорят: "Ты этого шага не делай, для тебя это плохо кончится, давай мы решим все вопросы". Я не живу в Армении, но я хочу инвестировать и спокойно работать здесь, а кто мне даст гарантии, что со мной не произойдет нечто подобное?

Я живу в Германии 31 год, и там все законы действуют. Можно ведь копировать германские законы, которые опробованы и работают. Как китайцы, которые когда-то копировали германские утюги, а сегодня стали второй экономикой мира. И если эти законы работают при 80-миллионном населении Германии, что плохого в том, если они будут работать при 3-миллионном населении Армении?

Рассмотрим, к примеру, налоговое поле. В Германии, если кто-то начинает работать в зоне высокого риска (а Армения является такой зоной) и первый год не получил прибыль, первые три года ему разрешено откладывать уплату налогов за неудачный год до следующего года, пока он не встанет на ноги и начнет работать с прибылью. Или, например, если я привожу в Германию из Франции товаров на 100 тысяч евро, с меня на таможне не требуют авансом 190 тысяч, так как понимают, что это подорвет мое дело, а 19% НДС я буду платить по мере продажи товаров. В Армении при ввозе товара на таможне я сразу же должен заплатить 20%, кроме того, здесь не принимают привезенные фактуры, отражающие стоимость ввозимого товара, и произвольно завышают ее. Например, если кто-то привозит из Европы устаревшие модели телевизоров на 200 тысяч евро, здесь, на таможне, не обращая внимания на привезенные фактуры, считают, что этот товар стоит 600 тысяч, и 32% от этой стоимости надо заплатить за ввоз. Почему бы не использовать европейскую систему, тогда не только действующие предприниматели могли бы работать, но и новые игроки имели бы возможность выйти на этот рынок.

В Армении во всех областях экономики царит монополия.

В Германии раз в три месяца меняют местами налоговых служащих, чтобы исключить длительные контакты между ними и предпринимателями и снизить риски возникновения коррупционных связей. Кроме того, это позволяет предотвратить утечку через налоговую службу важной для предпринимателя коммерческой информации, которую можно продать конкурентам, например, у какой компании он покупает товар, по какой цене, какова его прибыль и т.д. Налоговый служащий имеет информацию о делах предпринимателя только за три месяца, он не знает ситуации в годовом разрезе. Мы не можем изменить человеческую природу, но мы можем изменить систему и снизить возможность утечки информации.

На мой взглад, для привлечения инвесторов государство должно привести в порядок законы, которые регулируют налоговую сферу, внедрить компьютерные системы, снизить количество ограничений для бизнеса и дать ему больше свободы. И судебная система должна быть более открытой и демонстрировать народу удачные примеры действия законов, чтобы у людей могло появиться хоть какое-то доверие к ней. Тогда и иностранных инвесторов станет больше, и снизится миграция деловых людей, для которых сегодня выгодней заниматься бизнесом в чужой стране, чем на родине.

Инвестор, доктор технических наук Радик Ванунц: "Импортом мы не создадим рабочих мест"

Все мои инвестиции связаны с Арменией. Если мы хотим знать, где мы и как мы строим на родине бизнес-среду, мы, в первую очередь, должны понять, кто мы и каков наш менталитет. Нельзя просто перенести из Германии законы и сказать: "Армяне, подчиняйтесь им". Это работать не будет. Видимо, большинство законов так и принимается, потому они и не работают.

В Армении экспорт в пять раз меньше импорта, не работает потребительский рынок. Внутренний рынок настолько мал, что чем бы ты ни занялся, ты сразу же становишься монополистом. Что касается примера Китая, то он стал нынешним Китаем из-за того, что у него огромный внутренний рынок, который позволяет бизнесу, производящему некачественные товары, постепенно повышать их качество и в конечном итоге выходить на экспорт.

С другой стороны, на мой взгляд, армянской экономике необходимо ориентироваться не на бизнес, занимающийся импортом, а на бизнес, создающий прибавочную стоимость. Импортом мы не создадим рабочих мест, не обеспечим занятость населения и не сократим миграцию. Я уехал из Армении в 70-х годах, много ездил по миру, но нигде не встречал такого менталитета, как у нас. Одна из наших пословиц -- "Где хлеб, там и живи" -- просто убивает нас как нацию. Мы должны избавиться от подобной философии, а для этого необходимо создать в стране такие условия, которые позволят народу полноценно жить и работать. Я не согласен с точкой зрения, что государство должно сделать то или это, оно должно лишь создать благоприятную среду, а остальное мы должны сделать сами.

В 2007-2008 годах я участвовал в разработке возглавляемого академиком Абелом Аганбекяном проекта "Перспективное развитие инвестиционной политики Армении". Тогда в ходе изучения экономики Армении были выявлены 11 кластеров, которые могли бы стать точками роста, но этот проект, к сожалению, так и не был реализован. А сегодня, по сравнению с тем периодом, в Армении произошли большие изменения в худшую сторону. Наш потребительский рынок ориентирован только на Россию, туда же едет и подавляющая часть мигрантов. Объем трансфертов из России составляет 1,7-1,8 млрд долларов (из США -- только около 50 млн), что увеличивает нашу зависимость от экономической ситуации в этой стране.

Если говорить о развитии реального сектора экономики, создающего прибавочную стоимость и потенциал для роста экспорта, то сегодня для Армении это очень трудная задача. На производствах должны работать соответствующие специалисты, сам предприниматель в одиночку ничего не сможет сделать, как говорят, одной рукой нельзя аплодировать. Сегодня в Армении, к сожалению, существует большой дефицит квалифицированных кадров, и массовая миграция населения, особенно молодежи, только способствует ее росту.

А чтобы привлечь в страну инвесторов, которые будут создавать производства, нужно создать им условия. Инвестор -- это дерево, которое растет только там, где создана соответствующая почва. И делать это нужно грамотно, реально бороться с коррупцией, сокращать сектор теневой экономики, ликвидировать лазейки в законах, совершенствовать судебную систему и т.д. И нужно меньше себя хвалить, сначала сделать, а уже потом хвалить.


Читать все новости