Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Армении за 10.11.2015 г.

10.11.2015

Экспорт держит статус-кво

А горнорудная отрасль выросла на 140,5%!

В начале ноября с.г. Нацстатслужба РА опубликовала два документа, характеризующих социально-экономическое положение Армении (основные макроэкономические показатели и уровень инфляции) за 9 месяцев текущего года (в случае с инфляцией - за 10 месяцев). Итак, приводим показатели год к году, то есть за январь-сентябрь 2015 г. относительно января-сентября 2014 г. 

Сразу отметим, что в сложившихся непростых условиях показатель экономической активности в 103,7% можно считать вполне приемлемым. Подчеркнем также, что во все без исключения месяцы этого года указанный показатель превосходил соответствующий прошлогодний, колеблясь в диапазоне между 102% и 104%.

Перейдем к отраслевым показателям. Объем промышленной продукции составил 104,8%. Здесь надо сказать, что этот показатель по ходу года ведет себя менее стабильно: за 1 квартал - 102%, за 2-й - 106,7% и за 3-й - 105,4%. Среди промышленных секторов сдала только обрабатывающая промышленность - 96,2%. Снабжение электроэнергией, газом и паром - 104,7%, водоснабжение, канализация, управление и переработка отходов - 109,9%. Настоящим же драйвером промышленного роста, конечно, стала горнорудная отрасль, рост которой по текущим ценам составил целых 140,5%! Заметим при этом, что в республике довольно активно продолжаются геологические исследования на предмет обнаружения новых запасов полезных ископаемых. Так, в 3-м квартале с.г. общий объем работ, проведенных в этом плане со стороны 25 организаций, составил 292,3 млн драмов, а всего за 9 месяцев с начала года - 470,4 млн драмов, то есть примерно миллион долларов США, причем все эти работы выполняются не за счет государственного бюджета Армении.

Однако наибольшую долю в рост экономической активности по-прежнему вносит сельское хозяйство, объем валовой продукции которого составил 111,3%. Животноводство обеспечило рост на 104,1%, растениеводство - на 115%, а рыболовство и того пуще - на 126%. 

Теперь о строительстве, рост которого составил декоративные 100,1%. Весь этот год отрасль находится в стагнации. И даже указанный символический рост достигнут преимущественно за счет средств гуманитарной помощи (140,6%), международных кредитов (118,7%) и средств населения (116%). Вниз же строительную индустрию тянули средства общин (всего 26,8% от аналогичного прошлогоднего показателя) и госбюджета (89,7%).

Никак не может выправиться и внутренний торговый оборот (94,4%), слабая активность которого вызвана в первую очередь сокращением платежеспособного спроса населения. Объем предоставленных услуг, напротив, вырос на 102,5%, как и производство электроэнергии - 103,8%. Между тем рост среднемесячной номинальной зарплаты в Армении составил 109,7%, достигнув почти 185 тысяч драмов.

Внешнеторговый оборот - всего 80% от прошлогоднего уровня. При этом экспорт практически сохраняется на прежнем уровне, если не обращать особого внимания на спад всего на 0,9%, а вот импорт рухнул существенно - на 26,6%. И если отрицательное торговое сальдо внешнеторгового баланса (разница между импортом и экспортом) все последние годы составляла 3-кратную величину, то в этом году экспорт уступает импорту чуть более чем в 2 раза, что свидетельствует об оздоровлении внешнеторгового баланса. За 9 месяцев Армения экспортировала товаров и услуг почти на $1,1 млрд, а импортировала - на $2,36 млрд.

Уровень инфляции приемлем: по итогам января-сентября (к январю-сентябрю 2014г.) индекс потребительских цен составил 104,7%, а по итогам января-октября и того меньше - 104,4%. Напомним, что потолочным целевым показателем инфляции в Армении являются 5,5%.


Интеграция через промкооперацию

Утверждены основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС

Одним из важнейших и перспективных механизмов нового этапа интеграции стран ЕАЭС может стать промышленное сотрудничество, направленное на проведение согласованной промышленной политики внутри евразийского пространства. Подобный подход позволит ускорить развитие промышленности стран - участниц ЕАЭС, повысив заодно конкурентоспособность промкомплексов и их инновационную активность.  

 

Возможности промышленной кооперации в преодолении сырьевой направленности экспорта ЕАЭС детально обсуждались на прошедшей недавно в Москве X Международной конференции по вопросам евразийской интеграции. Как отметил директор Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии (ЕАК) Владимир Мальцев, правовой базой для такого сотрудничества станет отныне документ "Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза", утвержденный главами правительств государств - членов ЕАЭС в сентябре этого года на заседании Евразийского межправительственного совета. Сам документ разработан на площадке ЕЭК с привлечением экспертов и ведущих ученых в области экономики из Армении, Беларуси,  Казахстана, Кыргызстана и России.

Согласовывать или нет?

По сути, в сфере промышленности документ такого масштаба в интеграционном объединении на постсоветском пространстве подготовлен впервые, причем с учетом кризисных явлений в экономиках стран ЕАЭС и складывающейся мировой конъюнктуры.

- Главный тезис этого документа заключается в том, что стороны реализуют свою национальную политику самостоятельно, а фактическая роль комиссии заключается в координации промышленных политик. Основная дискуссия вначале у нас развернулась по вопросу: а нужна ли вообще согласованная политика по части импортозамещения, развития экспорта и инноваций? Может, оставить все на уровне какой-то координации, а там рынок сам разрулит, в том числе и по интеграционным процессам. Но дело в том, что раньше у нас был единственный механизм, с помощью которого мы решали торговые споры. Это соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий, которые прежде всего были направлены на создание единых условий конкуренции как внутри ЕАЭС, так и на рынках третьих стран. Однако базовый принцип этого соглашения, по сути, перестал действовать при кодификации товаров. Стороны сказали: у нас есть своя национальная политика, ориентированная на экспорт, и мы хотим ее сохранить. В итоге сложилась парадоксальная ситуация, при которой  у каждой из стран ЕАЭС имеется свой  приоритет стран, куда им интересно поставлять продукцию, и при этом происходит пересечение интересов – товары из стран ЕАЭС начинают конкурировать между собой на рынках третьих стран, - детально изложил суть проблем В. Мальцев.

В реалиях это означало, что продукция тех предприятий, у которых больше мер поддержки (от госгарантий до промышленного субсидирования), более конкурентоспособна на внешних рынках, причем вне зависимости от качества. Понятно, что Россия способна оказать своим промпредприятиям гораздо более существенную поддержку, в том числе в виде субсидирования, чем остальные страны ЕАЭС, и это создает неравные конкурентные условия для товаров из других стран.

 

Пересекающиеся интересы

Тут возникает естественный вопрос: зачем России, на долю которой приходится порядка 85% объема производства промпродукции на территории ЕАЭС, вообще нужна промышленная кооперация, учитывая то, что там представлены практически все отрасли, остается их только развивать. 

Давайте говорить откровенно: на все инициативы стран ЕАЭС Россия может всегда говорить – а зачем? – присоединился к разговору заместитель министра по инвестициям и развитию Казахстана Альберт Рау. – Приведу простой пример. Неделю назад с министром промышленности РФ мы говорили о том, что у нас в Казахстане недавно был запущен рельсовый завод, выпускающий рельсы по современным стандартам, 120 метров длиной. Он говорит: а зачем, у нас же есть? И что остается нам делать? Добывать и экспортировать руду? Мы это уже проходили, а сейчас хотим точно так же диверсифицировать свою экономику, как и Россия. Так как же добиться синергетического эффекта, соблюдая интересы каждой из стран?

Ответ на этот вопрос, по словам директора Департамента промышленной политики ЕЭК,  в том, чтобы изначально выработать инструменты и механизмы промышленной политики и перейти к согласованным мерам, с учетом также и того, что на национальном уровне принимаются различные меры государственной поддержки по стимулированию промышленного развития.

Согласованные меры будут заключаться в развитии кооперационных цепочек, что предполагает ряд этапов. Прежде всего предстоит проанализировать, какие страны наиболее интересны с точки зрения экспорта продукции из ЕАЭС, и составить матрицу пересечения интересов. Такую работу ЕЭК как раз сейчас и проводит.

- После этого мы уже можем выйти на совместные кооперационные цепочки. Но вопрос в том, что, если мы впрямую будем субсидировать свою промышленность, она не будет выходить на новый качественный уровень. Потому что прямые субсидии, исходя из позиции многих международных экономистов, приводят к деградации промышленности, не позволяя развивать конкурентоспособную продукцию, - пояснил г-н Мальцев. - Поэтому надо рассматривать горизонтальные меры поддержки, начиная от строительства индустриальных парков, создания совместных дилерских сетей на рынках третьих стран именно для продвижения совместно произведенной продукции. Тогда мы уже выйдем на согласованную промышленную политику, на совместные меры поддержки, в том числе через Евразийский банк развития, который будет финансировать проекты с кооперационным эффектом. 

 

От импорта к собственному производству

Как показывает анализ, существенной проблемой, остро стоящей перед большинством стран ЕАЭС, является на сегодня вопрос импортозамещения.

Достаточно сказать, что начиная с 2000-х годов импорт продукции обрабатывающей промышленности Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России рос по сравнению с экспортом опережающими темпами. В цифровом выражении этот показатель увеличился в 10 раз. При этом отрицательное сальдо внешней торговли этими товарами выросло с 7,5 млрд до 210 млрд долларов. В ряде же отраслевых сегментов евразийского рынка (химическая продукция, машины и оборудование, электрооборудование, электронное и оптическое оборудование, текстильные и швейные товары, фармацевтическая продукция и т.д.) импорт из третьих стран традиционно доминирует.

Например, взаимные поставки государств - членов ЕАЭС на общем рынке продукции обрабатывающей промышленности составляют всего 4,5%, на сегменте продукции машиностроения – 3,9%, а по фармацевтической продукции и вовсе 1,5%. В новом документе как раз и предусматривается приоритет импортозамещения как необходимость максимально рационального обеспечения своих потребностей за счет собственного производства. Тем самым можно будет нарастить взаимные поставки, сформировав соответствующие возможности для производителей и устранив оставшиеся барьеры на территории ЕАЭС.

В беседе с г-ном Мальцевым мы попытались выяснить, какие отрасли промышленного производства Армении могут быть интересны с точки зрения кооперации со странами ЕАЭС. Как выяснилось в ходе разработки документа об основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС,  представители ЕЭК приезжали в нашу страну, чтобы на месте разобраться, как Армения может встроиться в кооперационную цепочку. 

- Нами уже составлен список из примерно 10 отраслей промышленности, куда входят легкая промышленность, производство стройматериалов (в частности, по щебню), алюминия, в производстве которого Армения уже интегрировалась в кооперационную цепочку с Россией и производит продукцию настолько хорошего качества, что часть экспортирует и в Евросоюз. Среди приоритетных отраслей также ювелирная индустрия, где на сегодня существуют некоторые проблемы, связанные с таможенно-тарифным регулированием по части взаимных балансов и поставки определенной продукции с возвратом НДС. Все эти проблемы нами уже обозначены и совместно с армянской стороной будем их решать для того, чтобы Армения активно участвовала в кооперационных проектах, в том числе и по программе импортозамещения, - резюмировал руководитель Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии.   

ГАЗЕТА ”НОВОЕ ВРЕМЯ”, № 2633 (119), 10.11.2015 г.

 

Россия не препятствует строительству железной дороги Армения — Иран 

Россия не препятствует строительству железной дороги Армения — Иран. Об этом вчера на пресс-конференции заявил министр транспорта и связи РА Гагик Бегларян. 
“В ходе совместных переговоров у меня не сложилось подобного мнения, попросту не существует таких намерений”, — подчеркнул министр, отметив, что строительство железнодорожной линии Армения — Иран представляет собой масштабную программу, которая потребует серьезных средств. “Если бы РА имела подобные финансы, то железная дорога была бы давно построена. Основная проблема носит финансовый характер. Не могу сказать, что полностью отсутствуют геополитические вопросы, однако первостепенная проблема заключается в финансовой части, все остальное налаживается в рамках политических соглашений”, — подчеркнул глава Минтранса РА, отметив, что иранская сторона сильно заинтересована в строительстве железнодорожной линии Армения — Иран.


Читать все новости