Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Армении за 24.11.2015 г.

24.11.2015

Безальтернативный атом

На днях парламент Армении ратифицировал соглашение о сотрудничестве с Россией в сфере ядерной безопасности, которое было подписано 2 декабря 2013 года в ходе визита в Ереван президента РФ Владимира Путина. Соглашением предусмотрена модернизация армянских инфраструктур атомной энергетики, обеспечение высокого и стабильного уровня ядерной безопасности на соответствующих объектах, в частности, на Мецаморской АЭС.

“В рамках соглашения российская сторона в лице госкорпорации “Росатом”  поможет усовершенствовать инфраструктуры безопасности, в том числе по управлению отработанным топливом, а также переподготовить кадры и создать центр кризисного управления”, — отметил заместитель министра энергетики и природных ресурсов Арег Галстян.

По сути, и сейчас основные работы в этой сфере реализуются совместно с Росатомом, поэтому новый документ лишь закрепляет все обязательства. Соглашение, по словам замминистра энергетики и природных ресурсов, обусловлено масштабом работ по продлению сроков эксплуатации действующего блока Армянской АЭС и планов по строительству нового атомного блока, необходимостью их координации с компанией “Росатом”.

Дело в том, что комплекс мероприятий, нацеленных на продление сроков эксплуатации второго энергоблока действующей АЭС, изначально подразделен на два этапа. На первом осуществляется диагностика систем, оборудования, компонентов и сооружений АЭС. В этом направлении уже завершено обследование 4,5 тыс. единиц оборудования, систем и компонентов. Параллельно начата работа по второму этапу, в ходе которого будет проведена необходимая замена и модернизация узлов, приборов на станции для получения лицензии на эксплуатацию на дополнительный срок. А также выполнение мероприятий по повышению уровня безопасности Армянской АЭС, в том числе предложенных в отчете по результатам стресс-теста, выполненного в рамках технического содействия Европейской комиссии.

Как отмечают специалисты сферы, самое важное — это состояние металлического корпуса, на котором установлен атомный реактор. Эту конструкцию поменять невозможно и, если она не в лучшем состоянии, то “продлить жизнь” энергоблока будет невозможным. Однако в ходе недавнего заседания Совета по безопасности атомной энергетики при Президенте Армении (СБАЭ) исполнительный секретарь этой структуры, генеральный директор научно-исследовательского института “Арматом” Ваграм Петросян заявил, что металлическая конструкция армянской АЭС находится в хорошем состоянии.

По его словам, процесс диагностики второго энергоблока приближается к своему завершению, и уже в следующем году будут готовы окончательные результаты. В то же время на конец 2018 года запланировано окончание работ по модернизации оборудования второго энергоблока.

В плане повышения уровня безопасности действующей АЭС и сегодня ведутся активные работы. Так, в прошлом году были проведены серьезные работы по ремонту и модернизации паровых котлов с участием как армянских специалистов, так и экспертов из Чехии, США и России. Кроме того, на станции уже внедрена новая система защиты атомного реактора, которая, в отличие от ранее действующего варианта, оснащена двойной системой защиты в случае возникновения аварийной ситуации.

Важным шагом была также разработка плана действий операторов при аварийном режиме. При содействии американских специалистов был проведен анализ возможных вариантов аварийных ситуаций на атомной станции, на основе которых и был разработан план, которым будут руководствоваться местные операторы в случае, не дай Бог, аварии на станции.

Вопросов, связанных с уровнем безопасности действующего энергоблока и проведения работ по продлению сроков его эксплуатации, коснулся и председатель Совета по безопасности атомной энергетики Адольф Биркхоффер, отметив, что Армянская АЭС абсолютно безопасна.

“Говоря абсолютно, я имею в виду, что она обладает таким же уровнем безопасности, как и аналогичные атомные станции в мире. К этому уровню Армения дошла благодаря широкомасштабным работам, проводимым на протяжении последних лет”, — уточнил немецкий специалист.

В мировой практике уже имеется успешный опыт продления проектных сроков эксплуатации энергоблоков, подобных нашему. Среди них Нововоронежская АЭС в России, Ровенская в Украине, АЭС Ловииса в Финляндии и др., сроки эксплуатации которых были увеличены на 15 лет. А сейчас начат новый этап для дополнительного продления сроков еще на 15 лет.

Фактически, если проектный срок эксплуатации АЭС составляет 30 лет, то, как показывает международный опыт, вполне возможно продлить их в совокупности еще на 30 лет. Армения пока инициировала процесс продления сроков на 10 лет, хотя, по оценкам экспертов, после завершения этого периода “жизнь” энергоблока можно спокойно продлить еще раз на срок 5 лет. Но на сегодня политика нашего государства сводится именно к строительству нового энергоблока АЭС.

“У Армении нет альтернативы развитию атомной энергетике. Другой вопрос, будет ли идти речь о строительстве одного энергоблока мощностью 1000 МВт или же меньшей мощности, скажем, в 600 МВт. Такой вариант тоже рассматривается, исходя из того, что на рынке появились  ядерные энергоблоки средней мощности, аналогичные той технологии, которая используется на нашей АЭС. Конечно же, для нас предпочтительнее использовать водо-водяные энергетические реакторы, поскольку мы уже аккумулировали очень большой опыт эксплуатации подобных технологий, у нас есть “школа”, специалисты”, — рассказал в беседе с нами замминистра энергетики и природных ресурсов Арег Галстян.

Поэтому в течение ближайших 10 лет, на которые продлено действие нынешнего блока, специалистам предстоит проанализировать оптимальные варианты. Хотя, уже сегодня обсуждается вариант замены энергоблока на аналогичный тип, но уже с меньшей мощностью — в пределах 500-600 МВт. Вопрос в том, что развивающиеся страны постепенно идут к тому, чтобы иметь энергоблок небольшой мощности, потому что их электростанции тоже обладают ограниченными возможностями.

“В скором времени, где-то к 2020 году, на рынке появятся энергоблоки разной мощности, и мы сможем сделать окончательный выбор с тем, чтобы к окончанию сроков, по которым будет продлено действие нынешнего блока, мы имели уже новый энергоблок. Время для детального изучения этих технологий, экономического обоснования и анализа того, насколько они удовлетворяют нашим специфическим условиям площадки, у нас есть, учитывая то, что было принято решение о продлении срока эксплуатации действующего блока АЭС на 10 лет”, — резюмировал наш собеседник.

Газета “Республика Армения”, 25.11.2015г № 81 (1266)

 

Вторая жизнь гюмрийского депо

22 ноября руководство ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" организовало для депутатов НС РА и журналистов поездку в Гюмри. Члены армяно-российской межпарламентской комиссии во главе с ее сопредседателем, вице-спикером НС Эрмине Нагдалян, мэр Гюмри Самвел Баласанян, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в РА Иван Волынкин ознакомились с деятельностью реконструированных локомотивных и вагоноремонтных депо.

1 июня 2008 года, Когда армянская железная дорога была передана в концессионное управление дочернему предприятию ОАО "РЖД" - ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога", было принято решение о коренной реконструкции локомотивного и вагоноремонтного депо Гюмри, которое позволило превратить эти маломощные заброшенные цеха в современное ремонтное производство, способное решать любые задачи.

Масштабная программа реконструкции началась в 2012 году. Она предполагала не просто восстановление цехов, но и модернизацию технологий, создание безопасных и комфортных условий труда для рабочих, повышение эффективности работ, что является залогом обеспечения безопасности движения поездов, а также позволило внедрить новое оборудование, повысить уровень качества ремонта и технической независимости ЮКЖД от иностранных партнеров.

Вначале в сопровождении генерального директора ЗАО "ЮКЖД" Сергея Валько гости посетили подразделение дежурного по депо. Это одно из самых ответственных звеньев. Дежурный осуществляет оперативное руководство работами депо, связанными с выдачей локомотивов под поезда и электропоездов на линию. Обеспечивает их своевременную выдачу, а также постановку на текущий ремонт и техническое обслуживание в соответствии с установленным графиком, своевременную явку локомотивных бригад на работу. Перед поездкой он контролирует состояние здоровья персонала, проверяет удостоверения личности, знакомит с документами по безопасности движения, оформляет и выдает поездные документы. Фактически дежурный выполняет функции руководителя депо в его отсутствие.

 Затем Сергей Геннадьевич показал депо. После реконструкции оно приобрело совершенно иной вид. Такое впечатление, что все здания и ангары отстроены совсем недавно, а ведь свою историю депо начало еще в 1899 году, когда первый поезд с одним паровозом и тремя вагонами прибыл из Тифлиса в Александрополь. В советские годы местные локомотивщики устанавливали рекорды по выполнению планов и перевозке тяжеловесных поездов. Все изменилось с начала 90-х годов. Общий спад перевозок, сокращение числа работающих, физический износ всего оборудования крайне плохо сказались на всех подразделениях. Но помимо локомотивного депо в модернизации нуждались также и другие объекты инфраструктуры: вагоноремонтное депо и железнодорожный вокзал в Гюмри. Фактически сегодня можно говорить о полной реализации комплексной программы реконструкции предприятий ж/д узла станции Гюмри - локомотивного депо, вагонного депо и вокзала.

Кроме ремонта установлена современная техника, в том числе множество диагностирующих средств и восстановительного оборудования, благодаря чему будут увеличены межремонтные пробеги электровозов и вагонов. К примеру, никогда в истории локомотивного депо не было колесного цеха по перетяжке бандажей. Теперь можно проводить восстановительные работы здесь, а не в соседней Грузии, как было раньше. Основан новый пропиточный цех, все электрические машины (тяговые двигатели, мотор-вентиляторы, мотор-компрессоры и другие) отныне будут ремонтироваться здесь.

В беседе с корр. "ГА" Иван Волынкин отметил, что ЮКЖД несколько раз в год проводит подобные мероприятия, приуроченные либо к открытию каких-либо объектов, либо к ремонту или созданию новых подвижных средств. Это показатель движения ЮКЖД вперед. "То, что сделано сегодня коллективом гюмрийского депо, трудно переоценить, - сказал И.Волынкин. - Это прекрасный показатель, свидетельствующий, что люди в Армении действительно хорошие труженики, которые не боятся сложностей и могут создать то, что не под силу многим другим. Новых технологий и оборудования, которые были применены здесь, нет нигде в регионе".

В конце дня журналисты попросили поделиться впечатлениями Эрмине Нагдалян. По ее словам, вопрос деятельности транспортной инфраструктуры, в частности, железной дороги уже много лет в центре внимания. "Наша комиссия детально изучила концессионный договор, выполнение инвестиционных программ, - отметила Э. Нагдалян. - Не секрет, что роль и деятельность железнодорожной структуры в экономике страны трудно переоценить. Сегодня мы убедились, что сделано очень много. Большинство текущих ремонтных работ будет производиться на месте. А это сокращение расходов и новые постоянные рабочие места. Гюмрийские железнодорожники славились на весь бывший Союз. Теперь их знания и опыт будут вновь нужны на родине. Показывая проделанную работу, Сергей Геннадьевич с гордостью повторял: это сделали наши. А еще мы увидели новые станки и оборудование. Конечно, есть еще много проблем, как объективных, так и субъективных. Мы продолжим наше сотрудничество, и уверена, что они будут решены. Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую благодарность всему коллективу ЮКЖД".

Газета “Голос Армении”, 24.11.2015 года  № 125 (20759)

 

Государство сохраняет олимпийское спокойствие там, где дело касается по-настоящему прорывных проектов

Нет, широкое использование природного газа метана в качестве автомобильного топлива изобрели не мы. В мире газомоторное топливо применяют уже полвека. Просто Армения в тяжелые 1990-е из-за перебоев с поставками бензина и дизтоплива вынужденно и, можно сказать, инстинктивно первой в СНГ пошла по пути перевода автотранспортных средств с бензина на метан, что оказалось верным выбором. Сегодня Армения занимает достойное место в ряду стран, где компримированный (сжатый) природный газ используется в качестве моторного топлива, что по сравнению с традиционными видами автомобильного топлива не только выгодно, но и позволяет решать экологические проблемы за счет существенного сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу. 

В тройке лидеров располагаются соседний Иран, Китай и Пакистан. Армения, согласно журналу Gas Vehicles Report (The GVR, N163, август 2015), по количеству работающих на газе автотранспортных средств с показателем 1,1% в мире уверенно замыкает дюжину ведущих стран, а по развитости инфраструктуры, то есть количеству автозаправочных станций, с показателем 1,3% в мире – на последнем месте, но… в топ-десятке. С учетом населения, количества автомобилей и территории это поразительные результаты, ведь наша страна входит в группу таких продвинутых в этом плане стран, как Иран (количество автомобилей, по данным на середину 2014 г., 4 млн, а заправочных станций – 2200), Китай (соответственно около 4 млн и 6,5 тысячи), Бразилия (соответственно 1,8 млн и 1805) или Италия (соответственно 886 тысяч и 1100).

Для сравнения: в Армении количество автотранспортных средств составляет менее полумиллиона, из которых примерно 80% используют в качестве горючего "голубое топливо". Количество АГНКС (Авто-газонаполнительные компрессорные станции) превышает 450. За последние три года расход газа на АГНКС Армении возрос на 53 млн кубометров, достигнув 471 млн кубометров, а это, между прочим, порядка четверти всего потребляемого в республике газа. При этом примерно 80-90% используемого на наших АГНКС оборудования – в основном газораздаточных колонок, систем автоматического управления (в том числе микропроцессорного) газовым компрессором и других продуктов – производится местной компанией G-G Solutions ("Джи-Джи Солюшнс").

- Мы с группой высококвалифицированных инженеров Ереванского политехнического института основали компанию ООО "Джи-Джи Солюшнс" в конце 2010 года и на сегодня являемся лидером в развитии газозаправочной инфраструктуры Армении, - рассказывает ее директор Геворк ВАРДАНЯН. – Известно, что и раньше автотранспортные средства в нашей республике заправлялись газом, однако все делалось на глаз, без точных измерений количества отпускаемого топлива. Мы увидели в этом деле пробел и захотели цивилизовать эту сферу. Тем более что в 2012-2013 годах сформировался и высокий спрос на газозаправочное оборудование с точно измеряемыми параметрами, когда и заправщику, и владельцу автотранспортного средства визуально доступны такие высвечиваемые на цифровой панели газораздаточной колонки индикаторы, как количество и стоимость заправленного газа, его давление и температура в баллоне автомобиля. На указанные годы пришелся пик внедрения нашего оборудования на АГНКС, и на сегодня на этих станциях работают более 800 газораздаточных колонок и других устройств компании.

 Надо сказать, становление рынка газотранспортного топлива в армении тем не менее проходило не гладко. G-G Solutions входила на искаженный рынок, где хозяйничали хозсубъекты, руководствующиеся совсем иными соображениями, нежели цивилизованное развитие сферы. Сегодня собственники АГНКС, которые пошли на поводу у них и, соблазнившись низкой ценой оборудования, смонтировали его, обращаются к "Джи-Джи Солюшнс" с предложением исправить его недостатки, так как те самые производители, которых сегодня уже и не найти, не особо уделяли внимание вопросам качества. Однако в компании серьезно раздумывают над тем, а стоит ли заходить в эту сферу, ведь тогда это некачественное оборудование придется заменять чуть ли не полностью.

- Мы изначально, не обращая внимания на низкую платежеспособность многих хозсубъектов в Армении, сделали ставку на качество, предоставляя, в частности, годовую гарантию на наше оборудование, - продолжает Г.Варданян. – Сегодня же речь идет преимущественно о постгарантийном (платном) обслуживании, так как внутренний рынок Армении практически насыщен оборудованием для АГНКС, хотя определенное потребление еще сохраняется. Нашими серьезными конкурентами являются не местные фирмы, а, к примеру, итальянские производители, однако их оборудование чрезвычайно дорого – порядка $20 тысяч. Кстати, итальянцы приезжали к нам с предложением о сотрудничестве, однако, ознакомившись с нашей деятельностью и выпускаемой продукцией, сказали: "Вы сделали не только то, о чем мы догадывались, но уже и то, о чем мы и не думали", то есть наши газораздаточные колонки при низкой цене не уступают по качеству и надежности продукции наиболее известных мировых производителей. У нас постоянно кипит работа, и не проходит и года, чтоб в компании не появился новый продукт, не говоря уже о постоянном совершенствовании имеющейся продукции.

Мы с Геворком Варданяном проходим по производственному цеху – от начала технологического процесса, где мощный плазморез, ослепляя выбрасываемым снопом искр, подвергает первичной нарезке металл, и до полностью готовой, упакованной газораздаточной колонки. При этом речь заходит о самом важном: как дальше развиваться компании в условиях ограниченности внутреннего рынка?

Дело в том, что в странах Евразийского экономического союза (и не только) всерьез вознамерились расширить использование в автотранспортных средствах газомоторного топлива, а работы на этих огромных рынках непочатый край. Вот вам, казалось бы, и направление развития на многие годы вперед.

Еще в апреле 2013 года премьер РФ Дмитрий Медведев призвал в кратчайшие сроки обеспечить перевод российского автомобилестроения на производство газомоторных, а вернее сказать, двухтопливных моделей, которые могут заправляться как бензином, так и газом. "КамАЗ" и "Лада" уже перешли на такие модели выпуска автомобилей (в Иране это сделано давно). Кроме того, в России принят федеральный закон N261 "Об энергоэффективности", предусматривающий замещение бензина газовым топливом. Аналитики считают, что в условиях спроса на газ в России, который находится в промежуточном состоянии между стагнацией и умеренным падением, единственным здравым направлением развития рынка газа могут быть действия по развитию спроса на "голубое топливо", то есть по развитию инфраструктуры потребления прежде всего на транспорте. Таким образом, газомоторное топливо может стать стратегическим резервом России, драйвером развития промышленности и в целом экономики страны и, более того, многими рассматривается как эффективное антикризисное средство.

В Беларуси также готовы расширять применение газа в качестве моторного топлива, а в Казахстане переход на экологический вид автомобильного горючего входит в число государственных приоритетов. Тут надо отметить, что в промышленно развитых странах выбросы от автомобилей составляют 35-40% от общих выбросов в атмосферу, а в крупных мегаполисах они доходят до 80-90% (к примеру, в Москве они составляют 87%). Кстати, как ни странно, в Евросоюзе при этом газомоторное топливо используют лишь менее 1% автомобилей, но перемены грядут и там: Еврокомиссия планирует к 2025 году довести число автомобилей на газомоторном топливе до 15%.

По словам Г.Варданяна, компания G-G Solutions уже отправила первую партию своей продукции в Россию. "Постепенно российский рынок открывается перед нами. Россияне связывают с нами надежду в развитии газовой сферы, потому что Армения находится на довольно высоком уровне в области газозаправочных станций", - заявил недавно директор компании. Он сообщил также, что компания уже открывает рынок Казахстана, отгрузив туда первые несколько установок. По словам Варданяна, так как рынок Армении уже насыщен продукцией компании, а в остальных постсоветских странах эта сфера пока еще на стадии развития, то они ожидают из них увеличение стабильных заказов.

- Мы частная компания и, разумеется, руководствуемся этим обстоятельством, своими интересами, - рассуждает молодой директор. – Мы несем довольно большие расходы по представлению наших возможностей в России, у нас хороший имидж в Казахстане, Грузии, куда отправляется наша продукция с надписями на индикаторах на их национальных языках. И G-G Solutions, безусловно, получит свою долю на этих рынках.Однако крупным, прорывным проектом это дело может стать только при соответствующем вовлечении в него нашего государства. Однако, увы, правительство абсолютно пассивно, причем еще с тех времен, как Армения вынужденно начала массовый переход на газомоторное топливо, и до сего дня власти так и не удосужились четко отрегулировать управление сферой, добиться приведения АГНКС в соответствие с техническими нормами. Разговоры об этом регулярно, после очередного взрыва, возобновляются, после чего благополучно утихают…

Геворк Варданян говорит даже не о финансовой поддержке, оказываемой государством перспективному делу, а о налаживании на государственном и межрегиональном уровне связей, координации, каналов, в которые далее смогут заходить частники. То есть речь идет о лоббистской деятельности – в частности, через наших торговых представителей за рубежом и министров ЕЭК Евразийского союза. Тем более что армянская компания на международных нефтегазовых выставках присутствует… в единственном числе, причем вызывает искреннее удивление участников и гостей различных экспо: "Как?! В Армении еще что-то производят?"

В конце концов, сколько можно писать и переписывать различные стратегии и концепции, если в итоге все, как обычно, упирается в лучшем случае в варенье и помидоры. Ответственные за экономику, словно припев, словно мантру, заученно повторяют набившие оскомину мысли об инновационной, высокотехнологичной продукции, а ведь совсем рядом, несмотря на все сложности производственной жизни, родились и выросли производства с интеллектуальной составляющей. Вот бы ухватиться за них, поддержать и, в свою очередь используя их, созданную ими базу и возможности, двинуть вперед масштабные государственные проекты, так нет же. Чего же стоят после этого восклицания премьера Овика Абрамяна о том, что, мол, правительство всегда стояло и будет стоять рядом с отечественным производителем? Или он имеет в виду буквально "стоять и ничего не делать"?

Пока же "Джи-Джи Солюшнс" из-за непонятных бюрократических проволочек не удалось воспользоваться даже минимальной господдержкой в части 50%-ного соучастия через Фонд развития Армении в оплате расходов на участие в международной выставке.

Как бы то ни было, что касается продвижения на рынки ЕАЭС, Г.Варданян не особо оптимистичен в плане скорости выполнения в той же России поставленной на самом высшем уровне задачи массового перехода автотранспортных средств на газомоторное топливо, ведь помимо деклараций необходимы хорошо скоординированные действия по развитию инфраструктуры, правовому регулированию сферы, налоговому стимулированию и обеспечению необходимого оборудования. Сегодня же в России отсутствует развитая сеть газозаправочных (АГНКС), поскольку нет необходимого для качественного рывка количества двухтопливных автомобилей, а последние растут медленно, так как отсутствует… развитая, удобная сеть заправочных.

Кроме того, если в России хотят развиваться в указанном направлении, то необходимо ослабить нагрузку на сферу, облегчить некоторые жесткие нормы регулирования. Посудите сами: если в Армении АГНКС можно построить за $0,3-0,4 млн, то в России для этого потребуются все $2 млн. Поэтому Геворк Варданян пока не особенно задумывается о расширении производственных возможностей своей компании, хотя при наличии у нее серийных решений и это не представит большого труда. По его словам, строительство АГНКС в России занимает в настоящее время обычно два года, в самом лучшем случае 6 месяцев. А для каждой такой заправочной компания предлагает 4 продукта, изготовление которых занимает…4 дня. В "Джи-Джи Солюшнс" сегодня работают 30 человек, так что пока они поспевают за спросом. Ведь государство по-прежнему сохраняет олимпийское спокойствие и явно не собирается реализовывать по-настоящему прорывные идеи и проекты. А небольшой частной компании вновь открывающихся рынков вполне хватит, чтобы занять на них свою скромную нишу. Но это ли должно быть нашей задачей?    

 

Армения может получить растущие кубометры, килоВатты и килограммы

В середине июля этого года Иран достиг соглашения с постоянными членами Совета Безопасности ООН, а также Германией и представителем Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности относительно внедрения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Это соглашение было поддержано резолюцией Совбеза ООН и вступило в силу 18 октября. Оно предполагает отмену основных санкций ООН и ЕС после того, как генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) представит доклад, свидетельствующий о выполнении Ираном первоначальных обязательств в отношении своей ядерной программы. Предполагается, что это может произойти в 1-м или 2-м кварталах будущего года… 

Армения все эти годы антииранских санкций в ущерб себе соблюдала их, и это оценено в западных кругах. Со снятием же санкций кому как не нашей стране всемерно активизировать свое некогда застывшее экономическое партнерство с большим соседним государством, население которого превышает 80 млн человек? Несмотря на всю свою тяжесть международные экономические санкции не разрушили экономику Ирана до основания, хотя и отбросили его в развитии на несколько десятилетий. Страна остается одним из наиболее развитых государств на Ближнем Востоке. ВВП Ирана уступает в регионе лишь Саудовской Аравии. По уровню запасов нефти эта страна занимает 4-е, а по газу – 2-е места в мире. При этом инфляция в 2013 и 2014 годах составляла 40% и 21% соответственно, а уровень безработицы среди молодежи достиг 24%.

Иран, как сегодня Россия, лишен доступа к мировой финансовой системе, а его активы на сумму свыше $100 млрд заморожены в зарубежных банках. Отмена санкций приведет к разморозке иранских счетов, и эти средства могут быть направлены на крупные инфраструктурные и иные проекты. Иран сейчас активно будет искать поставщиков, инвесторов и партнеров, и Армении самое время заранее поднатужиться в этом плане. Правительству Армении важно не упустить момент и воспользоваться уникальным шансом. Тем более что более чем очевидные сигналы нашей стране с иранской стороны относительно наращивания экономического взаимодействия уже последовали, причем на самом высоком уровне.

Относительно энергетического сотрудничества уже сказано и написано немало, поэтому остановимся лишь на двух моментах. Уже через 2-2,5 года с завершением строительства новой высоковольтной ЛЭП между двумя странами Армения получит техническую возможность отправлять обратно в Иран столько электроэнергии, сколько необходимо для использования на полную мощность возможности газопровода Иран - Армения. Кстати, на подобную же весьма эффективную бартерную схему "газ в обмен на электроэнергию" в последнее время активно пытается выйти и Грузия.

Имеются в энергетике и другие интересные перспективы. Минэнерго России и Ирана в настоящее время договариваются о своповых поставках газа. В этом случае российский "Газпром" мог бы поставлять топливо на север Ирана, а в обмен получать газ в местах добычи на юге Ирана, что позволит России войти на рынки Пакистана и Индии.Правда, российский газ в Иран может проследовать как через Армению, так и через Азербайджан, однако, как нам кажется, и Ирану, и России сподручнее придерживаться именно армянского маршрута. При этом вновь подчеркнем, что армянским властям следует уже сегодня включиться в соответствующую лоббистскую деятельность. Не то прозеваем и эту хорошую возможность усилить роль нашей страны в региональных энергетических проектах.

В настоящее время Москва и Тегеран обсуждают создание совместного российско-иранского банка, задачей которого станет финансирование совместных проектов, суммарная стоимость которых на сегодня оценивается в $35-40 млрд. Кстати, предполагается, что банк деньги будет выдавать в российских рублях и иранских риалах. И в эти проекты в силу наличия общей сухопутной границы с Ираном впору встраиваться и Армении.

Иран заинтересован в нашей промышленной и химической продукции. Об этом говорит статистика. К примеру, перед снятием санкций Исламская Республика нарастила импорт российской химической продукции на 200%, а удобрений - и вовсе почти на 2400%! При этом мы зеваем и собираемся навеки похоронить наши самые перспективные химические гиганты. Производство тех же удобрений при наличии инвестиций вполне мог бы возобновить ванадзорский химкомбинат: ЗАО "Ванадзор-Химпром", наверное, могло бы рассчитывать как раз на иранские инвестиции в проекте восстановления аммиачного цикла на химкомбинате, в результате которого на выходе образуется эффективное и востребованное на мировом рынке удобрение карбамид. А "Наирит", вынашивающий планы по возобновлению производства хлоропренового каучука на основе бутадиена, вполне мог бы завозить это сырье в нашу страну из Ирана. И вообще "Наирит" давно пора бы привязать различными нитями к соседней стране.

Мы уже не говорим о развитии сотрудничества в сфере сельского хозяйства и агропромышленной переработки. Не овечьим же мясом единым. Кстати, в прошлом году Армения поставила в соседнюю страну 200 тонн овечьего мяса, а в этом году – вдвое больше, причем до конца года цифра наверняка увеличится. Позитивным в этом смысле можно считать и открытие в Масисе на иранские инвестиции так называемой халяльной скотобойни специально для экспорта мяса в Иран. Понятно, что переход от экспорта живых овец к экспорту их мяса означает получение более высокой добавленной стоимости продукции.

Словом, нашим ответственным за состояние дел в экономике чинам следует активно развернуть соответствующую работу, заранее готовиться и продвигать выгодные нам проекты в преддверии снятия санкций с соседней страны. Иначе из нынешнего зачуханного состояния нашу экономику вывести будет чрезвычайно трудно. 

 

"Армянский рынок лекарств монополизирован"

Армянский рынок лекарств монополизирован, поэтому лекарства у нас стоят до 4 раз дороже, чем в России, сказал в беседе с корр. Азатутюн.ат заместитель директора компа­нии "Вита-Фарм" Оганес Мартиросян.

По его словам, "Вита-Фарм" начала заниматься импор­том медикаментов около года назад, тогда и выяснилось, что законодательство РА позволяет покупать лекарства не толь­ко у представителей компаний-производителей в Армении, но и импортировать их из любой другой страны. Но на самом деле, утверждает Мартиросян, компании вынуждены поку­пать лекарства только у представителей в Армении по дикту­емым ими ценам.

Бизнесмен рассказал, каким образом монополисты ар­мянского рынка — представители компаний-производите­лей, препятствуют импорту тех же лекарств в Армению дру­гими компаниями. "Любой препарат должен регистрировать­ся в стране, где его реализуют. Закон этот правильный, при­нят для того, чтобы государство могло контролировать ка­чество, эффективность препаратов. Что происходит в Арме­нии? Те компании, которые не могут иными, т.е. законными способами защитить свои интересы, во время регистрации идут на определенные ухищрения. Грубо говоря, изображают на коробке птичку — так и регистрируют с птичкой. Когда осуществляется параллельный импорт в Армению и необхо­димо идентифицировать препарат (это принятый во всем ми­ре порядок, который помогает бороться с подделкой ле­карственных средств), наше фармацевтическое агентство говорит: мол, знаете что, у нас зарегистрирована упаковка с птичкой, а на том, что вы привезли из Москвы, птички нет, поэтому не разрешаем ввозить.

Вследствие этой нечестной игры на армянском рынке ле­карств нет конкуренции, соответственно, люди переплачива­ют". Мартиросян считает, что бороться с этим явлением мо­жет только государство: "Государство должно сделать прави­ла игры одинаковыми для всех. Бизнес основан на конкурен­ции. Будет конкуренция, цены упадут"...

На недавней встрече с журналистами министр здравоох­ранения Армен Мурадян сказал, что в результате деятель­ности министерства цены на 60 процентов лекарств, входя­щих в перечень 50 самых распространенных медикаментов, не повысились, на ряд медикаментов цены снизились при­мерно на 30%, и лишь в некоторых случаях поднялись до 3 процентов.

Однако наряду с этим министр сообщил, что 70 процен­тов лекарств импортируются в Армению всего четырьмя компаниями. "Эти 3-4 организации — "Вага Фарм", "Натали Фарм", "Альфа-Фарм" и "Эскулап" — вместе составляют примерно 70 процентов... Никто не имеет доминирующего положения", — сказал он.

Газета “Новое Время”, 24 ноября 2015 года № 2639 (125)


Читать все новости