Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Армении за период с 30.11.2015 по 04.12.2015 г

04.12.2015

Основные политические события и новости

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) принял новую стратегию по Армении на 2016-2020 годы. Согласно новой стратегии, в течение следующих четырёх лет Евробанк будет отдавать приоритет повышению конкурентоспособности частного сектора, улучшению бизнес-среды, развитию местного рынка капитала и финансированию развития инфраструктур. «Экономический рост в Армении в этом году замедлился на фоне регионального спада, что повлияло на страну посредством снижения обьемов торговли, денежных переводов и инвестиционных потоков. Кроме того, на экономике страны отразилась также девальвация армянского драма и снижение валютных резервов», - отмечается в сообщении.

Эксперты ЕБРР перечислили основные приоритеты для ускорения экономического роста и поддержки амбициозной программы реформ правительства, которая включает в себя улучшение деловой среды.

В качестве первого приоритета указано "Повышение конкурентоспособности частного сектора", поскольку для страны с маленькой и открытой экономикой существенное улучшение конкурентоспособности является ключевым фактором привлечения инвестиций. Таким образом, ЕБРР продолжит финансирование частного сектора, направив свою поддержку на улучшение нормативной и административной среды, а также укреплению содействия микро, малых и средних предприятий.

Второй приоритет – "Развитие рынков капитала и содействие финансированию в местной валюте". "Так как власти осуществляют обязательные пенсионные реформы, большинство инвестиций пенсионного фонда будут направлены в местную валюту. Успех во многом будет зависеть от проявления здорового предложение инструментов капитала на местном рынке, а также от достаточного числа разных инвесторов для создания ликвидность на рынке", - отмечают в ЕБРР. Как считают эксперты Евробанка, развитие коммунальных услуг, системы энергитики, транспорта и муниципальной инфраструктуры в Армении по-прежнему нуждаются в обновлении, для чего этого важно увеличить участие частного сектора в обеспечении общественных услуг. "ЕБРР будет поддерживать все коммерчески жизнеспособные проекты в сферах энергетики и энергоэффективности, транспорта и муниципальных услуг, при этом участвуя в политическом диалоге", - говорится в документе.

ЕБРР является одним из крупнейших инвесторов Армении.  За время своей деятельности в стране с 1992 года вплоть до сегодня ЕБРР осуществил более чем 140 проектов на общую сумму порядка 950 млн. евро во всех основных секторах экономики.

 

Правительство Армении на заседании в четверг внесло коррективы в проект госбюджета на 2016 год. После проведенных в парламенте обсуждений были представлены 322 предложения от депутатов, из которых были приняты только 60. По его словам, в результате доходы предлагается увеличить на 15 млрд. драмов, а расходы - на 14,3 млрд. драмов.
Дополнительные расходы предусмотрены на социально-культурную и научную сферу – около 9,4 млрд. драмов, на экономическую сферу - порядка 2,7 млрд. драмов, на другие сферы около 2,2 млрд. драмов". При этом он отметил, что расчетный курс в бюджете заложен по данным на 2 ноября в размере 473,4 драмов за $1, а курс для евро заложен в размере 520,83 драмов за один евро. "В результате изменений расходная статья составит 1 трлн. 377 млрд. драмов (соотношение расходы/ВВП 25,3%), а доходная – 1 трлн. 186,3 млрд. драмов (соотношение доходы/ВВП 21,8%) при дефиците в 197 млрд. драмов (соотношение дефицит/ВВП 3,2%)", - сказал Хачатрян. По его словам, согласно проекту госбюджета, налоги и пошлины в доходной статье составят 1 трлн. 129 млрд. драмов. В проекте госбюджета реальный рост ВВП на 2016 год предусмотрен в размере 2,2%, индекс-дефлятор ВВП - в размере 4%, 12-тимесячная инфляция - на уровне 4% (±1,5%), а дефицит госбюджета - в 3,5% от ВВП. Что касается государственного долга, то он по итогам 2016 года составит $5,569 млрд., из которого 86,6% приходится на внешний долг.


Экономика

Председатель Госкомитета водного хозяйства Армении А. Арутюнян обсудил 2.10.15 г. с представителями компании Fichtner Gm & Co KG вопросы проведения тендера по выбору единого оператора в сфере водоснабжения. Госкомитет сотрудничает с Fichtner Gm & Co KG в рамках проекта "Водная инвестиционная программа Армении. Государственно-частное партнерство. Переходный консультант". Стороны коснулись вопросов, связанных с подачей тендерных предложений, управлением конкурсными процессами, в том числе переходным процессом.

Стороны рассмотрели предквалификационный пакет, уже подготовленный Государственным комитетом водного хозяйства по предложению Fichtner. Собеседники придали важность улучшению основных показателей в договоре с новым управляющим, связанных с продолжительностью водоснабжения, расходом электроэнергии  и качеством воды.
В результате реализации стратегии, направленной на углубление государственно-частного партнерства было решено, что водные системы, используемые пятью компаниями с 1 января 2017 года будут переданы одному управляющему, по единому тарифу и сроком на 15 лет.
По итогам реформ ожидается обеспечить стабильное, надежное и безопасное водоснабжение, бесперебойный водоотвод, модернизацию гидротехнических сооружений, эффективное использование воды. Проект "Водная инвестиционная программа Армении. Государственно-частное партнерство. Переходный консультант" стартовал 3 августа 2015 года

 

Новости внешнеэкономической и инвестиционной деятельности

Объем внешнеторгового оборота Армении за январь-октябрь 2015 года составил порядка 3 900,9 млн. долл. США, сократившись на 20,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Согласно официальным данным, объем экспорта в январе-октябре 2015 года составил порядка 1 223,4 млн. долл. США, сократившись на 2,2%, а импорта – порядка 2 677,5 млн. долл. США, снизившись на 26,6%. В результате, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса составило 1 454 млн. долл. США. Согласно предварительным данным, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса за отчётный период составил 1 041,8 млн. долл. США.

Внешнеторговый оборот Армении со странами СНГ за отчётный период составил около 1 149,8 млн. долл. США (доля 29,5% и спад на 17,3%), причём торговля с Россией составила 989,7 млн. долл. США (спад на 14,8%), с Украиной- 106,1 млн. долл. США (спад на 37,1%) и с Беларусью - около 26,1 млн. долл. США (спад на 19,5%). При этом объем торговли со странами ЕС в январе-октябре 2015 года составил около 998,6 млн. долл. США (доля – 25,6% и спад на 24,3%), а с другими странами - 1 752,5 млн. долл. США (доля 44,9% и спад на 19,9%). По статистическим данным, наиболее значимые статьи экспорта в отчетном периоде были представлены в следующих товарных группах: горнорудная промышленность - порядка 387,3 млн. долл. США (рост на 23%), производство готовых продуктов питания – 244 млн. долл. США (спад на 10,7%) и недрагоценные металлы и изделия из них - около 192,8 млн. долл. США (спад на 24,2%). В то же время, согласно официальным статданным, в январе-октябре 2015 года импорт продукции превалировал по следующим товарным группам: «горнорудное производство» - порядка 561,3 млн. долл. США (спад на 19,1%),«машины, оборудование и механизмы» - 321,7 млн. долл. США (спад на 31,7%), производство готовых продуктов питания  – 263,2 млн. долл. США (спад на 12,4%) и химическое производство – 243,6 млн. долл. США (спад на 16,3%).

 

Совокупный приток иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Армении (полученных не через банковскую систему и без госуправления) за 9 месяцев 2015 года составил около 296,5 млн. долл. США, увеличившись по сравннеию с тем же периодом прошлого года на 15,0%. Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в армянскую экономику за 9 месяцев составил порядка 262,0 млн. долл. США против 250,0 млн. долл. США за тот же период 2014 года. По данным Нацстатслужбы, лидером по совокупным иностранным инвестициям в реальный сектор за отчётный период стала Швейцария. Иностранные инвестиции этой страны в реальный сектор армянской экономики составили около 44,6 млрд. драмов, а прямые инвестиции – 41,6 млрд. драмов. В тройку лидеров по совокупным иностранным инвестициям в реальный сектор экономики Армении вошли также Германия и Люксимбург. Инвестиции Германии за отчётный период составили около 29,7 млрд. драмов. Люксимбург за отчетный период инвестировал в Армению около 28,1 млрд. драмов.

 

Инвестиции ООО "Высокотемпературные кристаллы" в производство искусственных сапфиров в Армении составит 4,5 млн. долл. США, сказал 3 декабря 2015 г. в ходе заседания правительства министр экономики Республики Армения К.Чшмаритян. По его словам, правительство предоставило компании, которая планирует наладить производство искусственных сапфиров, разрешение на деятельность в Свободной экономической зоне "Альянс", заняв территорию площадью в 350 кв.м. "Планируется, что в первый год деятельности компания экспортирует продукции на сумму 157 тыс долл. США, а на пятый год работы – 2,7 млн. долл. США, при этом основные экспортные рынки - это Россия, Китай, Тайвань, США и страны ЕС".

 

Взаимоотношения России и Армении

Государственная комиссия по защите экономической конкуренции (ГКЗЭК) Армении направила документы о выявленных на ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" нарушениях в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС). По его словам, в ходе проведенных проверок Комиссия выявила многочисленные проблемы в деятельности компании, которые направила в министерство транспорта и связи Армении. Он отметил, что с учетом того, что "ЮКЖД" является 100% дочкой "Российские железные дороги",  ГКЗЭК направил также пакет документов о выявленных многочисленных проблемах в российский антимонопольный орган, поскольку сфера железнодорожного транспорта входит в их компетенцию. Ситуация была обсуждена с российскими коллегами, которые заинтересовались выявленными нарушениями и пообещали провести расследование, подробно изучить обстоятельства, при необходимости возбудить производство в отношении РЖД и применить в отношении российской компании строгие меры. Есть случаи и проблемы злоупотреблений, однако на данный момент не могу назвать суммы. Есть определенные проблемы, в частности, нарушения требований по организации закупок, высокие текущие расходы, которые, в том числе, включаются в инвестиции. Это является нарушением, а компания просто раздувает показатель инвестиций с учетом своих инвестиционных обязательств. Кроме того, по его словам, часть осуществляемых работ не согласовывается с государственными полномочными органами, а также зафиксированы нарушения, которые позволяют говорить о злоупотреблениях. В качестве примера он отметил факты продажи непригодных вагонов грузинским компаниям по более низким ценам, чем такие же вагоны – армянским компаниям. Пресс-секретарь ЗАО "ЮКЖД" В. Алоян, руководство компании накануне обратилось с письмом к председателю ГКЗЭК с просьбой предоставить информацию относительно выявленных в компании нарушений. "Проверки в компании были проведены в апреле, однако до сих пор мы не получили результаты и итоги проведенного исследования. Мы бы хотели, чтобы представленные в ФАС РФ нарушения были также представлены и самой компании, которая может предпринять шаги по их исправлению", - сказал В.Алоян. Неделю назад в ходе совместной пресс-конференции в Москве председатель госкомиссии Армении по защите экономической конкуренции А.Шабоян и глава ФАС Игорь Артемьев заявили, что ФАС РФ может провести расследование ситуации с закупками, которые проводила Южно-Кавказская железная дорога (ЮКЖД, «дочка» РЖД, управляет железными дорогами Армении) после запроса из Армении. Антимонопольное ведомство вначале будет рассматривать экономическую составляющую проблемы. Однако если будут выявлены факты нарушения законодательства единого экономического пространства или законов России, служба примет меры антимонопольного регулирования.


Читать все новости