Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Армении за период с 14.12.2015 по 18.12.2015 г

18.12.2015

Основные политические события и новости

Переговоры по торговле и инвестициям между Арменией и Евросоюзом, как предполагается, стартуют в начале 2016 года, заявила член Еврокомиссии, Еврокомиссар по торговле С. Мальмстрем на встрече с министром экономики Армении К. Чшмаритяном, состояшейся 10 декабря 2015 г. Брюсселе. Уже начались мероприятия по уточнению сроков, этапов и начальных текстов переговоров. К. Чшмаритян придал важность старту обсуждения нового соглашения о сотрудничестве между Евросоюзом и Арменией, особенно подчеркнув фрагмент касательно торговли и инвестиций. Он вновь подтвердил приверженность Армении развитию  сотрудничества с Евросоюзом во всех сферах и направлениях, принимая во внимание обязательства в других интеграционных форматах.

Министр выразил уверенность в том, что новое соглашение укрепит двустороннее сотрудничество в соответствующих сферах, а проделанная работа и существующий опыт дают основание надеяться, что переговоры по торговле и инвестициям могут быстро дать хорошие результаты. 

В связи с планами по присвоению Армении статуса страны с рыночной экономикой, К. Чшмаритян отметил, что армянская сторона представила весь пакет по получению статуса и ждет соответствующего решения Евросоюза. Министр экономики РА также поприветствовал принятие со стороны ЕС пакета новой авиационной стратегии, выразив надежду, что в ближайшем будущем начнутся переговоры по созданию общей авиационной зоны между Арменией и ЕС.

 

Программа Всемирного банка по финансированию политики развития Армении направлена главным образом на обеспечение фискальной, экологической и социальной стабильности, сказала соруководитель программы ВБ Г. Гюлумян. Совет исполнительных директоров Всемирного банка 10 декабря 2015 г. утвердил предоставление кредита в размере 50 млн. долларов США на третье Финансирование политики развития Армении (DPF – 3), направленное на масштабные реформы с целью улучшения налогово-бюджетной, социальной и экологической стабильности и повышение конкурентоспособности. Это третья из предусмотренных четырех программ, выделяемая сумма по которым направляется напрямую в бюджет. По словам Г. Гюлумян, реформы затрагивают обеспечение фискальной и финансовой, экологической и социальной стабильности. Первая группа, в основном, касается разработки единого налогового кодекса и обеспечения доступности кредитных продуктов.

 

Стратегия развития системы здравоохранения Армении на 2016-2021 годы обсуждается в Ереване при участии представителей министерства здравоохранения республики, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и международных экспертов. "Документ должен отразить развитие системы здравоохранения с индикаторами, сроками, показателями, включить все мероприятия, которые должны быть осуществлены, учитывая предложения ВОЗ", - сказал глава Минздрава А. Мурадян. По его словам, после утверждения документа будет выработана соответствующая "дорожная карта", в которой будут закреплены приоритетные направления, в частности, программы, направленные на поддержание общественного здоровья. "Акцент должен быть поставлен на профилактические мероприятия. В документе будут также прописаны меры, направленные на снижение коррупционных рисков", - сказал А.Мурадян. Он подчеркнул, что основным направлением системы здравоохранения должно быть не восстановление здоровья, а его поддержание. Министр выразил надежду, что реализация стратегия стартует в 2016 году.

 

Экономика

Консолидация коммерческих банков в Армении станет основным трендом 2016 года в Армении, заявил председатель Совета директоров Американской торговой палаты в Армении (American Chamber of Commerce in Armenia – AmCham) Т. Джрбашян. По словам Т. Джрбашяна, следующий год будет очень интересным в связи с намечающимися процессами консолидации в банковском секторе, связанные со слияниями и поглощениями.

 

Армения намерена к 2036 году довести долю электроэнергии, вырабатываемой ветряными и солнечными электростанциямим, до 6,5% от общего энергобаланса, отмечается в стратегической-программе «Пути долгосрочного  развития энергетической системы Армении до 2036 года». Согласно программе, пик освоения мощностей солнечной энергетики к 2036 году ожидается в 70 МВт, ветроэнергетики – в 200 МВт, а для геотермальной энергетики ожидается обосновать потенциал в 30 МВт. Как отмечается в документе, на сегодняшний день в Армении к сети подключены две ветроэлектростанции, которые вырабатывают меньше 0,1% электроэнергии от общего энергобаланса, в то время, как солнечные электростанции действуют только в автономном режиме. Практически все из них созданы в рамках разных гуманитарных программ. Как отметил, представляя проект решения правительства, министр энергетики Ерванд Захарян, цель программы – наметить пути обеспечения энергетической безопасности Армении в соответствии с положениями стратегии национальной безопасности. Министр подчеркнул, что необходимость принятия стратегии обусловлена также тем, что процесс сдачи в эксплуатацию нового энергоблока АЭС длится минимум 10 лет, и для принятия соответствующего решения правительство должно иметь видение возможных долгосрочных развитий и рисков. В свою очередь, премьер-министр Овик Абрамян подчеркнул важность принятия данной программы, поскольку «эта сфера является позвоночником экономики нашей страны».

Абрамян также выразил благодарность всем международным организациям, которые помогли правительству разработать стратегическую программу.

 

Соотношение госдолга Армении к ВВП за последние четыре года практически сохранилось на прежнем уровне, сказал 17 декабря 2015 г. в парламенте заместитель министра финансов Армении А. Джанджугазян. По его словам, в 2010 году оно составляло 40,6%, а в 2014 году - 40,8% от ВВП. А.Джанджугазян уточнил, что данных на 2015 год еще нет, поскольку пока не подведены результаты экономической деятельности по итогам года. "Тем не менее, Армения по показателю госдолг к ВВП считается страной с низким долговым бременем, что является неплохим показателем", - А.Джанджугазян. Он отметил, что страна, которая имеет дефицит госбюджета, всегда будет вынуждена привлекать кредитные ресурсы, поскольку не имеет иных источников для финансирования расходов. "Не думаю, что Армения может не привлекать кредиты, поскольку мировой опыт показывает, что страны с дефицитом госбюджета должны привлекать средства, нацеленные именно на покрытие дефицита - на реализацию различных программ, которые предусмотрены бюджетом", - сказал А.Джанджугазян. По данным Нацстатслужбы Армении (НСС), экономический рост в Армении за III квартала 2015 года составил 3,3%. Согласно госбюджету, рост ВВП в Армении на 2015 год запланирован в размере 4,1%. Правительство Армении 1-го октября 2015 г. утвердило проект госбюджета на 2016 год, по которому реальный рост ВВП на 2016 год предусмотрен в размере 2,2%. При этом, согласно госбюджету Армении, госдолг страны в 2016 году к ожидаемому ВВП составит 49,4% против 48,3% в 2015 году. А соотношение внешний долг к ВВП в 2016 году составит 42,8% против 42,3% в текущем году. Согласно данным НСС, совокупный государственный долг Армении на конец октября 2015 года составил $4 827 млн., увеличившись за месяц на 1% или 48,4 млн. долл. США. При этом с начала года общий госдолг Армении вырос на 8,6%, а внешний госдолг за тот же период составил 4 104,7 млн. долл. США, увеличившись за месяц на 0,8%.

Тендер на строительство Сюникского участка дороги "Север-Юг" будет объявлен в конце 2015-начале 2016 года, сказал 16 декабря 2015 г. в парламенте первый заместитель министра транспорта и связи Армении А. Аракелян. Он отметил, что парламент уже одобрил договор о предоставлении армянской стороне Евразийским банком развития (ЕАБР) инвестиционного кредита в 150 млн. долл. США на финансирование инвестпроекта "Строительство автотранспортного коридора "Север-Юг" (4-й транш)" в размере 150 млн. долл. США. "В рамках соглашения планируется осуществить строительство 21 км участка дороги в Сюнике на участке Агарак-Каджаран", - сказал А.Аракелян. По его словам, итоги тендера будут подведены в течение 4-5 месяцев, после чего при наличии благоприятных погодных условий, стартуют строительные работы. При этом он отметил, что в тендере примут участие иностранные компании, поскольку местные строительные организации не имеют потенциала для реализации подобных проектов. Весь объем работ по строительству автотрассы "Север-Юг" планируется завершить в конце декабря 2017 года. Правительство Армении 14 января 2010 года одобрило инвестиционную программу строительства транспортного коридора "Север-Юг", а также рамочное финансовое соглашение между Арменией и Азиатским банком развития на общую сумму 500 млн. долл. США. Коридор "Север-Юг" общей протяженностью в 556 километров обеспечит выход к Черному морю и к европейским странам через территорию Армении (Мегри-Капан-Горис-Ереван-Аштарак-Гюмри-Бавра) и Грузии. Инвестиционная программа нацелена на обеспечение связи севера (граница с Грузией) и юга Армении (граница с Ираном) посредством транспортных коммуникаций, удовлетворяющих высоким международным стандартам, и выход на мировые рынки. На данный момент строительство коридора Север-Юг осуществляется по двум направлениям: Арташат-Аштарак и Аштарак –Талин. Минтранс Армении планирует параллельно осуществлять программы на отдельных участках посредством привлечения инвестиционных ресурсов, чтобы завершить строительные работы как в южном, так и северном направлении до 2019 года.

 

Новости внешнеэкономической и инвестиционной деятельности

Армения находится на 70-м месте в мире по показателю незаконного вывоза капитала. Согласно ежегодному исследованию Global Financial Integrity "Незаконный вывоз капитала из развивающихся стран" (Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2004-2013), в среднем за год из Армении нелегально выводится около 983 млн. дол. США. Исследовательская организация GFI оценила данные по 149 странам в период с 2004 по 2013 годы, по которым есть информация о незаконном вывозе капитала. Согласно данным GFI, из Армении за 10 лет было незаконно вывезено около 9,8 млрд. долл. США (ВВП Армении в 2014 году – 10,4 млрд. долл. США). В течение этого периода резкий скачок роста нелегального оттока капитала из Армении был зафиксирован в преддверии мирового финансового кризиса в 2008 году - $1,15  млрд.  (рост на 43,3%), однако в 2009 году снизился на 19,8%. Следует отметить, что начиная с 2010 года, нелегальный отток из республики увеличивался и 2013 году достиг $1,8 млрд. В целом, по данным GFI, ежегодно развивающиеся страны теряют за счет теневого вывоза около 1 трлн. Долл. США. За десятилетие, которому посвящен обзор, из развивающихся стран незаконно выведено $7,8 трлн., причем объем вывозимых средств каждый год растет на 6,5% — в два раза быстрее, чем ВВП этих стран, подсчитал GFI. Как отмечают в GFI, в среднем примерно 80% капитала, т.е более $800 млрд. в год, выводится посредством недостоверного декларирования стоимости товаров на таможне (через занижение стоимости экспорта и завышения импорта). Согласно докладу GFI, Китай и Россия стали лидерами по незаконному выводу капитала. Так незаконный вывоз капитала из Китая ежегодно в среднем составляет $139,2 млрд., по России эта цифра составляет - $104,9 млрд., причем за 10 лет было вывезено  $1 049,7 млрд. В пятерку лидеров по незаконному оттоку капитала вошли также Мексика - $52,8 млрд., Индия -  $51 млрд. и Малайзия -  $41,8 млрд. Global Financial Integrity — американская исследовательская организация, которая анализирует незаконные финансовые потоки из развивающихся стран и выступает за принятие национальных и международных мер, которые призваны их сократить. Методика расчета GFI учитывает только нелегально выведенные из страны средства, операции, не отраженные в документах. Важнейшим каналом GFI называет занижение или завышение фактической стоимости экспорта и импорта при таможенном декларировании — на него приходится 83,4% нелегального оттока капитала.

 

Взаимоотношения России и Армении

В утвержденной накануне правительством Армении стратегической программе "Пути долгосрочного  развития энергетической системы Армении до 2036 года" содержится интересный прогноз по российскому газу, поставляемому в республику. "Известно, что одним из условий членства России в ВТО является то, что реализация энергетических ресурсов, на внутреннем и на любом из внешних рынков должна осуществляться с одинаковой прибыльностью. В случае выполнения этого условия цены импортируемого из России газа должны будут соответствовать европейским", - отмечается в стратегической программе. Как следует из публикации, это означает, что в случае выполнения условий присоединения к ВТО цена поставляемого в Армению российского газа повысится приблизительно втрое. "В настоящее время стоимость 1000 куб.м поставляемого в Армению российского газа составляет 165 долл. США, а с 2018 года, постепенно повышаясь, согласно представленным в программе прогнозам, она достигнет сначала $324, затем $460", - говорится в статье. 

Авторы заметки напоминают, что срок действующего договора о поставках российского газа в Армению истекает именно в 2018 году, и велика вероятность того, что сценарий, спрогнозированный в документе, станет реальностью.

 

Сценарии поставок газа в Армению могут подвергнуться определенным изменениям, сказал армянский эксперт, доктор экономических наук, профессор В. Бостанджян. Ранее сообщалось, что "Газпром" и Иран прорабатывают вопросы обменных операций при поставках газа в Армению. Об этом заявил глава ПАО "Газпрома" А. Миллер по итогам встречи с вице-премьером, министром энергетики и природных ресурсов Грузии К. Каладзе, которая состоялась в Люксембурге. При этом глава ПАО "Газпорма" подтвердил, что данная тема затрагивалась и с иранской стороной прорабатываются вопросы обменных операций "Я могу предположить, что, исходя из геополитических процессов сценарии поставок газа в Армению могут подвергнуться определенным изменениям",- сказал эксперт. По его словам, на данный момент, возможно, Россия пересмотрит текущий сценарий поставок, считая, что Армения может получать определенное количество газа из Ирана. "Думаю, переговоры между ними должны идти в этой плоскости. Армения имеет определенный объема спроса на газ и основным поставщиком является "Газпром", который на основе переговоров с Ираном может пересмотреть квоты, например, увеличить или уменьшить поставки иранского газа",- предположил В.Бостанджян. Что касается обменных операций, то В.Бостанджян отметил, что под этим следует понимать не только обмен по газу но, и в целом схем обмена углеводородами. При этом доля поставок газа в Армению от данных перемен не поменяется. Газопровод между Арменией и Ираном был открыт в 2007 году. За полученный газ Армения расплачивается с Ираном электроэнергией из расчета 3 кВт.ч электроэнергии за каждый 1 куб. м газа.

В течение 2014 года в Армению из Ирана было импортировано 383 млн куб. м газа стоимостью около $189 за 1 тысячу куб. м. Иранский газ в Армении не реализуется предприятиям или населению, а преобразуется в электроэнергию на Ереванской ТЭС, после чего значительная его часть снова поставляется в Иран.

 

Представители таможенных служб ереванского международного аэропорта «Звартноц» и московских аэропортов «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково» обсуждают перспективы взаимодействия авиационного таможенного контроля в рамках ЕАЭС. Трехдневные консультации стартовали в Еревана 15 декабря 2015 г. В частности, стороны обсудили перспективы армяно-российского взаимодействия в сфере авиационного таможенного контроля, в частности борьбы с контрабандой, усовершенствования допропускного и постпропускного надзора и расширения взаимодействия. Начальник управления таможенного контроля Минфина Г. Сагоян отметил важность пресечения ввоза и транзитной перевозки контрабандой продукции из стран группы риска, особенно с точки зрения наркотиков, оперативного обмена информацией.

Был уточнен порядок представления деклараций, а также применения единой базы данных маркировок при классификации товаров. Первый заместитель начальника таможенной службы российского аэропорта "Внуково" С. Матяш отметил важность укрепления взаимодействия между авиационными таможенными службами Армении и России в плане обмена опытом и информацией.


Читать все новости