Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Молдавии за период с 01.01.2016 по 16.01.2016г

18.01.2016

1.Основные политические новости

Канду: Если Демпартии не дадут назначить премьера, будет политический кризис

Председатель парламента и депутат от Демократической партии Андриан Канду выразил оптимизм относительно создания парламентского большинства, однако, считает, что если Демпартии не дадут назначить кандидата на пост премьер-министра, то страна вступит в политический кризис. Об этом было заявлено в ходе передачи „Moldova în direct” на общественном телеканале «Молдова 1», передает IPN.

Председатель парламента утверждает, что обеспечит правильность процесса голосования кандидата Иона Стурзы, но ДПМ, скорее всего, не будет голосовать. «Я как председатель парламента встречался с Ионом Стурзой. Я его заверил, что весь процесс голосования премьера пройдет как положено. Однако не могут обеспечить ему политический голос. Это зависит от каждого депутата», - сказал он.
Глава законодательного органа опроверг существование договоренности о неучастии некоторых парламентских фракций в заседании от 4 января 2016 года. „Нет никакой договоренности. Объявили, что не будут участвовать в заседании депутаты от ПСРМ. ДПМ не желает вести переговоры с Ионом Стурзой. Не потому, что ставит под сомнение его возможности, а из-за того, как он был назначен”, - добавил спикер.

1 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Кого Стурза взял в свой кабинет министров?

3 января кандидат в премьеры Ион Стурза должен представить свой кабмин и программу правительства. По нашим сведениям, в его состав войдут

1. Премьер-министр – Ион Стурза, бизнесмен, бывший премьер-министр в период февраль – декабрь 1999 г.

2. Вице-премьер-министр, министр иностранных дел и европейской интеграции – Victor Chirila, бывший советник Влада Филата по внешней политике и исполнительный директор Ассоциации по внешней политики;

3. Министр внутренних дел – Александр Стояногло, бывший депутат от ДПМ в Парламенте РМ в 2009–2010 и 2010–2014 гг.,

4. Министр транспорта и дорожной инфраструктуры – Олег Тофилат, государственный секретарь Минтранса с апреля 2015 г.,

5. Вице-премьер-министр, министр экономики – Марин Чобану, администратор свободной экономической зоны Bălţi,

6. Министр образования – Лоретта Хандрабура, и.о. министра молодежи и спорта, бывший вице-министр образования с 20 ноября 2009 до 2015 гг.,

7. Министр информационных технологий и связи – Александру Македон, директор и учредитель компании Starnet, 

8. Министр молодежи и спорта – Думитру Алайба, секретарь Экономического совета при премьер-министре 

9. Министр труда, социальной защиты и семьи – Дона Школа, директор Организации по привлечению инвестиций и продвижения экспорта из Молдовы (MIEPO),

10. Министр сельского хозяйства и пищевой промышленности – Александр Слусарь, председатель UniAgroProtect,

11. Министр юстиции – Станислав Павловски, адвокат, бывший прокурор и бывший судья в Европейском суде по правам человека от Молдовы в 2001-2008 гг.

12. Вице-премьер-министр по реинтеграции – Ион Ставила, бывший посол Молдовы на Украине,

13. Министр обороны – Виорел Чиботару, экс-министр

14. Министр финансов – Ион Мунтяну, финансовый директор Union Fenosa

15. Министр окружающей среды – Андрей Урсаки, начальник управления министерства;

16. Министр здравоохранения – Алла Немеренко, врач, советник PPEM CMC

17. Министр культуры – Вячеслав Рябчински, директор Центра культурной политики,

18. Министр регионального развития и строительства – Светлана Доготару, бывший замминистра;

19. Георге Дука

20. Ирина Влах

2 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Стурза хочет углубления стратегического партнерства с Румынией

А также продолжения сотрудничества с НАТО. Об этом говорится в представленной программе правления правительства под его руководством.

Так, в разделе "Внешняя политика" на первых позициях стоит реализация политической ассоциации и экономической интеграции с Европейским союзом и углубление двухсторонних отношений с его странами-членами, а также успешное внедрение положений Соглашения об ассоциации с ЕС, конечной целью которого должно стать обретение статуса кандидата на вступление в Европейский союз.

Следом указано "углубление стратегического партнерства с Румынией во имя европейской интеграции Республики Молдова". Далее - консолидация добрососедских отношений с Украином с акцентом на европейскую интеграцию и продвижение стратегического диалога с США.

Отношения с Российской Федерацией стоят лишь на седьмом месте. Стурза считает, что политический диалог с РФ должен стать более динамичным для нормализации двухсторонних отношений.

В числе приоритетов также указано "продолжение сотрудничества с НАТО". 

Отметим, что еще в сентябре Ион Стурза предложил начать объединение Молдовы и Румынии. "Объединение Молдовы с Румынией актуально как никогда. Заявленных унионистов по-прежнему меньшинство в Молдове, но я советую властям обоих берегов Прута предпринять кое-какие шаги – таможенный и банковский союзы", - говорил он. Специальное заседание Парламента РМ по избранию нового кабмина состоится в понедельник, 4 января.  

3 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Почему провалилась попытка голосования за правительство Стурзы?

Специальное заседание законодательного органа по рассмотрению программы деятельности и назначению правительства Стурзы не состоялось из-за отсутствия кворума. На заседание явились только 47 депутатов - недостаточное число для дебатов, передает NOI.md.

Председатель парламента Андриан Канду объявил заседание закрытым.
«Насчитываются 47 голосов. Согласно статье 28 Регламента парламента, специальное заседание не состоится из-за отсутствия кворума. В данной ситуации, учитывая конституционные положения, попытка назначения правительства провалилась, и президент должен начинать новые консультации», - отметил Канду.

4 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Стурза вернул свой мандат президенту и не рискнул назвать нового кандидата

Бывший кандидат на пост премьер-министра Ион Стурза символически вернул свой мандат президенту Николаю Тимофти. По итогам встречи с президентом он заявил, что теперь намерен вернуться в частную жизнь, передаёт NOI.md.

По словам Стурзы, встреча с президентом была содержательной и затронула ряд важных вопросов. «Господину Тимофти остаётся размышлять над тем, каковы будут дальнейшие шаги в сложившейся ситуации. Решение Конституционного суда о правомерности моего выдвижения на пост премьера, намерение депутатов сформировать парламентское большинство – всё это стало предметами нашей беседы. Президент выразил сожаление, что парламент сегодня не смог набрать необходимого кворума», - рассказал Стурза.

Бизнесмен не назвал своих предпочтений по поводу будущего кандидата на пост премьер-министра. «Это прерогатива парламентского большинства, которое после своего формирования должно предложить кандидатуру президенту», - заявил бывший кандидат. Стурза намерен вернуться в частную жизнь и о своих дальнейших политических планах не распространяется. Ранее сегодня в кулуарах парламента он не подтвердил информацию о том, что планирует создать политическую партию в Молдове. «Сейчас не самое хорошее время говорить об этом», - сказал тогда Стурза.

Николае Тимофти выдвинул Иона Стурзу кандидатом на пост премьера 21 декабря. Выдвиженец представил кабинет министров 3 января. 4 января 2016 г. должно было пройти специальное заседание парламента по вопросу о вотуме доверия кабмину Стурзы, которое не состоялось из-за недостаточного кворума. На заседание явились только 47 депутатов из 101.

4 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Сегодня начинаются консультации президента с парламентскими фракциями

Президент Николае Тимофти начнет 5 января 2016 г., новый раунд консультаций с парламентскими фракциями по определению кандидата на пост премьер-министра. Пресс-секретарь президента Влад Цуркану заявил для IPN, что новые консультации должны начаться в 11.00. По словам Влада Цуркану, для консультаций были приглашены все парламентские партии, но не известно, сколько из них примет участие во встрече с главой государства.

Новые консультации необходимы после того, как в понедельник, 4 января, парламентское большинство бойкотировало специальное заседание парламента, на котором предстояло рассмотреть вопрос об утверждении правительства во главе с Ионом Стурзой.

5 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Социалисты заявили, что не будут участвовать в консультациях, проводимых главой государства

Партия социалистов не будет участвовать в переговорах по формированию парламентского большинства. Об этом заявил лидер партии Игорь Додон.
«Президент Тимофти снова пригласил нас на консультации (в понедельник в 11:30). В соответствии с Конституцией, говорит он. Тимофти понимает, что нет смысла настаивать, чтобы мы голосовали за правительство, поэтому приглашая нас, просто соблюдает требования и формальности. Мы же переступим через формальности и еще раз публично ответим г-ну Тимофти, что социалисты не придут на консультации, потому что они не имеют никакого смысла», - написал Додон в социальной сети.

Напомним, что глава государства инициировал новый раунд переговоров с парламентскими фракциями после провала заседания парламента по формированию правительства Стурзы.

10 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Коммунисты и социалисты проигнорировали приглашение Тимофти к диалогу

Глава государства Николай Тимофти пригласил парламентские фракции на очередной раунд консультаций о назначении кандидата в премьеры. В резиденции этим утром ждали коммунистов и социалистов. Ни те, ни другие не явились.

Лидер ПСРМ Игорь Додон заявлял ранее, что не видит смысла в консультациях. Социалисты по-прежнему настаивают на роспуске парламента и организации досрочных выборов. Коммунисты же отказались от встречи с президентом без объявления причин.

Ранее проевропейские партии обещали до 11 января создать парламентское большинство, которое предложит кандидата на должность премьера. Если новое правительство не будет сформировано до 29 января, президент распустит парламент.

11 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Гражданское сообщество просит Тимофти не уступать

Неправительственные организации просят президента Николая Тимофти заблокировать попытки привести к власти скомпрометировавших себя лиц. В обращении к президенту представители гражданского сообществ утверждают, что процесс отбора и назначения кандидата на должность премьер-министра должен быть прозрачным, сообщает NOI.md.

«Печально то, что участники переговоров с главой государства не осудили попытку повлиять на президента в принятии решения по назначению кандидата на должность премьер-министра, а правовые учреждения не приняли соответствующих мер в этом случае. Первым шагом в восстановлении доверия к властям стало бы обеспечение прозрачного процесса консультаций по назначению кандидата и принятия решения, гарантирующего верховенство закона», - говорится в обращении НПО.

По мнению подписавшихся организаций, если все же президент решит назначить кандидата, предложенного парламентским большинством, тогда он должен будет воспользоваться всеми законными правами для назначения неподкупного кандидата.

«Требуем обеспечить прозрачность переговорного процесса, предварительную проверку всех кандидатов на должность членов правительства, взятие на себя кандидатами обязательства подписать, под личную ответственность, декларацию о неподкупности», отмечается в обращении НПО.

Среди подписавших обращение числятся Совет НПО, Ассоциация за демократию через участие, ассоциация «Promo-LEX», Ассоциация малого бизнеса, Центр ресурсов «Молодые и свободные», Институт «Viitorul», Центр юридических ресурсов, Институт общественной политики, ассоциация «Transparency International Moldova».

11 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Социалисты призвали Тимофти распустить парламент

Президент страны должен воспользоваться своим конституционным правом и распустить законодательный орган страны, чтобы спровоцировать проведение досрочных парламентских выборов в стране. Так считают социалисты.

Сегодня председатель парламентской фракции ПСРМ Зинаида Гречаный направила на имя главы государства письмо в качестве ответа на приглашение принять участие в консультациях с целью определения кандидата на должность премьер-министра. В нем говорится о том, что социалисты отказываются от встречи, поскольку позиция ПСРМ относительно сложившейся в стране ситуации остается неизменной. «Мы считаем, что в настоящее время Республика Молдова является захваченным государством, и этот процесс захвата начался сразу после прихода к власти в 2009 году политических сил, именующих себя проевропейскими. За последние шесть лет все (или почти все) государственные ведомства были захвачены кругом лиц, обладающих весьма высоким влиянием внутри страны и навязывающих олигархические правила поведения, практикуют протекционизм и злоупотребление властью, а также препятствуют экономическому и социально-политическому развитию страны. В настоящее время большинство отечественных и иностранных политических наблюдателей указывают на статус Республики Молдова как захваченного государства. Исходя из этого, мы, социалисты, не можем позволить себе участвовать в продолжении этой ситуации, ибо избрание нового правительства в подобных условиях является прямым действием по сохранению состояния захваченного государства», - говорится в послании.

По мнению социалистов, самым верным решением в сложившихся обстоятельствах является проведение досрочных выборов, которые обеспечат перезагрузку политического правления в Республике Молдова.

«Призываем вас, господин Президент, воспользоваться вашим конституционным правом с тем, чтобы ускорить процесс роспуска нынешнего законодательного органа и объявить о проведении досрочных парламентских выборов в этом году. Подобный шаг с вашей стороны стал бы не только проявлением политической решительности, но и доказательством того, что вы выполнили свой долг как глава государства. Это единственный способ как можно скорее освободить страну и избавить ее от олигархии и политической коррупции. Выбор за вами», - заключается в письме председателя парламентской фракции ПСРМ на имя Николая Тимофти. 

11 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Негруца: Разблокирование диалога с внешними партнерами состоится к концу 2016 года

Вероятнее всего, власти не смогут восстановить отношения с партнерами по развитию раньше ноября-декабря 2016 г., считает бывший министр финансов Вячеслав Негруца, рассказавший в интервью «Свободной Европе», как можно решить финансовые проблемы без внешней поддержки, сообщает NOI.md.

По мнению бывшего министра, назначение правительства, пользующегося политической поддержкой, не гарантирует автоматическую открытость партнеров по развитию. «Восстановление отношений с МВФ и со всеми остальными партнерами не состоялось не из-за правительства, а по вине властей. То у правительства не было политических полномочий для восстановления диалога с МВФ, и это проявилось, когда ожидалось прибытие миссии МВФ, то уходило в отставку правительство или председатель Национального банка», – пояснил Негруца.

По его мнению, партнеры по развитию больше не окажут нашей стране безусловной поддержки. «Эти партнеры, почувствовавшие, что значит слово, и что значит дело, увидели очень большую разницу между словом и делом. А значит, не меньше года они будут следить за программой реформ или мер, которую правительство и власть намерены реализовать. В лучшем случае открытие и разблокирование откровенного диалога с внешними партнерами возможно в 2016 г., ближе к зиме», – отметил Негруца.

Бывший министр утверждает, что в этих условиях власти будут вынуждены довольствоваться имеющимися финансовыми источниками, и будущий исполнительный орган должен будет принять ряд непопулярных мер, которые приведут к социальному взрыву, однако он задается вопросами: «Найдется ли в Молдове правительство или премьер-министр, который пойдет на непопулярные меры? Кто обеспечит стабильность и безопасность? Какие политические группы?»

11 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

Мариан Лупу: Андриан Канду больше не будет спикером

Председатель парламента Андриан Канду может в ближайшее время  покинуть свой пост. Об этом заявил в понедельник, 11 января, лидер Демократической партии (ДПМ) Мариан Лупу.

«После формирования парламентского большинства и выражения вотума доверия новому правительству Андриан Канду больше не будет спикером», — сказал Лупу.Он дал понять, что Канду в ближайшее время займет другую должность, а спикер будет представлять другую парламентскую группу. «Мы нуждаемся в крепком механизме. Хотим иметь правительство на три года, а не просто утвердить кабмин», — подчеркнул Лупу.

Отметим,  ранее в ходе предварительных консультаций с президентом Николае Тимофти демократы называли в качестве потенциальных кандидатов на пост премьера  Мариана Лупу, Андриана Канду и первого зампреда ДПМ  Владимира Плахотнюка.

По словам Лупу, в ближайшее время члены созданного большинства, о котором было объявлено в понедельник, 11 января, должны распределить госдолжности, в том числе пост спикера.

В ходе состоявшихся 11 января консультаций президента с парламентскими фракциями и депутатскими группами Николае Тимофти был проинформирован о создании в парламенте большинства. В его состав вошли 56 депутатов: 20 демократов, 13 либералов, 14 экс-коммунистов, семь представителей фракции Либерально-демократической партии (ЛДПМ), а также ранее покинувшие ЛДПМ Петру Штирбате и Николае Журавский.

12 января 2016 г. /ИП «newsmaker.md»/

 

Сегодня будет назван кандидат на пост премьера

Демократическая партия определит сегодня кандидата, которого предложит новое парламентское большинство на должность главы правительства. А когда президент Николай Тимофти подпишет указ о назначении кандидата в премьеры, состоятся переговоры о поддержке в парламенте состава и программы деятельности нового кабмина. "Это решение, основанное на политической ответственности. Мы с коллегами из ЛДПМ, ЛП и депутатами из других парламентских групп пришли к соглашению начать переговоры сразу после того, как президент подпишет декрет о выдвижении кандидата на должность премьер-министра", - заявил председатель ДПМ Мариан Лупу. Также  либерал-демократы примут решение, получит ли новый кабмин поддержку всей парламентской фракции ЛДПМ. "Мы все обсудили, получили ответы, и на основе информации, которой располагаем теперь, можем определиться - принимать решение сейчас или дождаться оглашения имени кандидата", - сказал депутат ЛДПМ Валерий Гилецкий.

Последний день, когда, согласно законодательству, возможно назначение кандидата в премьеры - 14 января.

13 января 2016 г. /ИП «noi.md»/ 

 

На протест в Кишиневе соберутся до 35 тысяч человек

В нескольких манифестациях, которые начались в среду в столице, примут участие 30-35 тысяч человек, из которых большинство – сторонники Демпартии, заявил Sputnik информированный источник.

Недавно сформированное парламентское большинство предложит президенту страны Николаю Тимофти кандидата в премьер-министры. Участники правоцентристской внепарламентской партии "Достоинство и правда", созданной лидерами "Платформы DA" (она проводит протесты с сентября в центре Кишинева, где установили палаточный городок), оказывают давление на главу государства, чтобы он не подписывал указ о назначении кандидата на пост главы правительства, предложенного созданной в понедельник коалицией, передает sputnik.md

В Кишинев съезжаются жители из разных районов республики, чтобы принять участие в митинге в поддержку назначения кандидата в премьер-министры. Они требуют, чтобы глава государства подписал указ, поставив тем самым точку в политическом кризисе, который длится с октября прошлого года. Митинги пройдут в центре Кишинева примерно в 300 метрах друг от друга. Платформа DA собралась на площади Великого Национального Собрания и намерена пикетировать здание резиденции президента. Остальные митингующие тремя колоннами из разных районов города пройдут к скверу Национального театра оперы и балета. Группы будут разделены полицейским кордоном. 

Ранее лидер Демократической партии Мариан Лупу объявил о создании парламентского большинства, в которое вошли 56 депутатов из нескольких парламентских фракций. В его составе — 14 депутатов, вышедших из Партии коммунистов (они создали с Демпартией социал-демократическую платформу) и восемь либерал-демократов, которые, не исключено, что в дальнейшем покинут свою партию. Лупу также отметил, что в среду будет назван кандидат на должность премьер-министра.

Молдова вступила в новый год без правительства на фоне глубокого политического кризиса. Правительство страны, которое возглавлял вице-председатель Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Валерий Стрелец, было отправлено в отставку 29 октября. После этого между лидерами правящего альянса (ЛДПМ, Демпартия и Либеральная партия) произошел конфликт, в результате которого проевропейская коалиция развалилась.

Переговоры политиков по формированию нового парламентского большинства и выдвижению единого кандидата в премьеры длились около трех месяцев. Лидеры ЛДПМ отказывались идти на компромисс с коллегами из других фракций, настаивая на том, что кандидат в премьеры должен представлять или быть сторонником именно этого политического формирования. В итоге президент страны Тимофти сам назначил кандидата — предпринимателя Иона Стурзу. Четвертого января депутаты бойкотировали голосование за кандидатуру Стурзы. Заседание парламента не состоялось в связи с отсутствием кворума. Председатель парламента Андриан Канду заявил, что Тимофти, проконсультировавшись с парламентскими фракциями, должен назначить нового кандидата на пост главы кабмина.

Ранее Конституционный суд постановил, что если депутаты не смогут утвердить новое правительство до 29 января 2016 года, то парламент республики может быть распущен.

13 января 2016 г. / point.md/

 

Вероятность отставки Тимофти возрастает с каждым часом

В связи со сложившейся в среду в Молдове непростой политической ситуацией все больше увеличивается вероятность отставки Николая Тимофти с поста президента страны.

Информированные источники сообщили корреспондентам Sputnik о том, что упорное нежелание Тимофти утвердить кандидатуру премьер-министра, которую намерено выдвинуть сформированное в понедельник парламентское большинство, увеличивает вероятность его отставки с должности главы государства.

Теперь понятно, почему Демпартия после заседания своего бюро не сообщила прессе о возможной кандидатуре на пост главы кабмина.

Нежелание Тимофти утвердить кандидатуру, выдвигаемую коалицией, как считают эксперты, – следствие того, что он несвободен в своем выборе. Пока непонятны причины этого. Хотя эксперты предполагают, что основания довольно серьезны, если Тимофти, всегда отличавшийся послушностью, сегодня так "непоколебим".

13 января 2016 г. / point.md/


Плахотнюк будет повторно выдвинут в кандидаты на пост премьера

Правящая коалиция повторно настаивает на кандидатуре Плахотнюка на пост премьер-министра.

Мажоритарная коалиция в четверг во второй раз выдвинет Владимира Плахотнюка в качестве кандидата на пост главы кабмина, говорится в заявлении, распространенном в СМИ в среду вечером.

"От лица 56 депутатов, которые составляют абсолютное парламентское большинство, мы, ниже подписавшиеся Мариан Лупу, Виолетта Иванова, Михай Гимпу, Ион Балан открыто заявляем, что считаем необоснованными причины отклонения кандидатуры на пост премьер-министра, о которых заявлено в пресс-релизе президентуры… В этом контексте мы подтверждаем наше стремление поддержать кандидатуру Владимира Плахотнюка на пост премьер-министра", — говорится в заявлении коалиции.

Ранее в среду Плахотнюк был выдвинут в первый раз кандидатом на пост главы кабмина, но президент отклонил его кандидатуру.

Молдова вступила в новый год без правительства на фоне глубокого политического кризиса. Правительство страны, которое возглавлял вице-председатель Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Валерий Стрелец, было отправлено в отставку 29 октября. После этого между лидерами правящего альянса (ЛДПМ, Демпартия и Либеральная партия) произошел конфликт, в результате которого проевропейская коалиция развалилась.

Переговоры политиков по формированию нового парламентского большинства и выдвижению единого кандидата в премьеры длились около трех месяцев. Лидеры ЛДПМ отказывались идти на компромисс с коллегами из других фракций, настаивая на том, что кандидат в премьеры должен представлять или быть сторонником именно этого политического формирования.

В итоге президент страны Тимофти сам назначил кандидата — предпринимателя Иона Стурзу. Четвертого января депутаты бойкотировали голосование за кандидатуру Стурзы. Заседание парламента не состоялось в связи с отсутствием кворума. Председатель парламента Андриан Канду заявил, что Тимофти, проконсультировавшись с парламентскими фракциями, должен назначить нового кандидата на пост главы кабмина.

Ранее Конституционный суд Молдовы постановил, что если депутаты не смогут утвердить новое правительство до 29 января 2016 года, то парламент республики может быть распущен.

14 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

2. Основные экономические новости

В Новый год Молдова вступает со старым бюджетом

В связи с непринятием закона о госбюджете на 2016 г. и.о. министра финансов Молдовы Анатолий Арапу издал приказ "О применении временного государственного бюджета 2016 г.", передает NOI.md.

По сообщению Минфина, временный госбюджет на 2016 г. разработан в соответствии со статьей 57 п. (2) Закона о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности, на основе закона о госбюджете на 2015 г., с учетом поправок, внесенных в него в течение года и с учетом следующих особенностей: исключение или сокращение объема программ расходов, завершенных или подлежащих завершению в текущем бюджетном году; установление бюджетного сальдо на уровне, не превышающем показатели, утвержденные в бюджете 2015 г.

В период применения временного бюджета не разрешается осуществление расходов на действия или меры, новые относительно предыдущего года. Срок действия временного госбюджета прекратится одновременно с введением в действие закона о госбюджете на 2016 г., а все операции, осуществленные на счете временного бюджета, будут отнесены на счет госбюджета, утвержденного на 2016 г.

2 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

Вызовы 2016: Что ждет Молдову?

2015 год - был сложным как для населения, так и для бизнеса. Каким будет следующий? NOI.md сделал подборку вызовов грядущего 2016 года.

Без правительства, президента и парламента

Многие эксперты и специалисты предрекает, что новый год для Молдовы будет сложнее текущего - в силу ряда объективных факторов. В первую очередь, из-за неопределенной политической ситуации в стране и отсутствия уверенности в ее стабилизации. Новый год сулит как минимум несколько избирательных процессов: выборы президента республики и премьер-министра, а при негативном развитии событий – также досрочные парламентские выборы.

События уходящего года показали, что прийти к компромиссу политическим игрокам будет не просто. Хотя вряд ли им удастся «переплюнуть» рекорд этого года: пять составов правительства, из которых три - исполняющих обязанности. Помимо ранних рекордов по срокам избрания президента (на это власти понадобилось два с половиной года) и количества правительств, Молдова в следующем году может побить другой рекорд - «рекорд безвластия».

Своим решением от 24 ноября Конституционный суд создал опасный прецедент. Если до конца февраля в Молдове не будет сформировано правительство, то страна рискует остаться как без кабинета министров, так и без действующего парламента и президента, мандат которого истекает в конце марта.

Без правительства, парламента и президента может быть полностью заблокирована работа всей государственной машины. К примеру, согласно Конституции РМ, «если должность президента РМ становится вакантной либо если президент отстранен от должности или временно не может исполнять свои обязанности, временное исполнение его обязанностей возлагается на председателя парламента или премьер-министра в указанной последовательности».

А в случае, если нет ни спикера, ни премьер-министра? Имеет ли право временно исполнять обязанности президента временно исполняющий обязанности премьер-министра?

Или, к примеру, что делать «в случае невозможности исполнения премьер-министром своих обязанностей либо в случае его смерти»? Ведь Согласно статье 101 части 2 Конституции РМ, в таком случае именно «президент РМ назначает одного из членов правительства временно исполняющим обязанности премьер-министра до формирования нового правительства». А если президента нет? Или его полномочия исполняет тот же временно исполняющий обязанности премьер-министра?

Приведем еще одно положение Конституции: «парламент созывается президентом РМ не позднее, чем в 30-дневный срок после выборов». А если президента не будет? Работа трех основных институтов власти: парламента, президента и правительства тесно взаимосвязана. И, в случае отсутствия одного элемента, могут возникнуть сложности для функционирования государственного аппарата и всей страны, а в случае отсутствия трех элементов - и подавно.

Конечно, в данных вопросах свою точку может, и поставит Конституционный суд, который уже не раз это делал. Многие из его решений подвергаются сомнению не только экспертным сообществом, но и внешними партнерами.

Посткризисный подъем или рецессия?

Очевидно, что грядущий год обещает быть насыщенным на политические события, но это не отменяет важности экономических и финансовых новостей.

В 2015 году политическая обстановка в стране оттеснила на второй, а может и на десятый план другие важные экономические вопросы. В последнее время даже дискуссии о реформах практически исчезли с повестки инвесторов. Все разговоры в Молдове сводятся к политическим баталиям, политической нестабильности, отставкам правительства, неоднозначным решениям Конституционного суда и войне олигархов.

В любом случае, ни один прогноз не сулит Молдове быстрого посткризисного подъема, когда бы он ни начался. И вряд ли подъем начнется в следующем году. Международные финансовые институты прогнозируют нулевой рост. И к причинам кризиса, помимо отсутствия структурных и институциональных преобразований, следует отнести недоверие бизнеса к власти, низкую деловую активность, разрастание неэффективного госсектора, ослабление рыночных и правовых институтов.

Экономика зажата «в колодки» из-за высокой налоговой нагрузки, растущих административных издержек, дорожающих финансовых ресурсов, субъективных решений узкого круг лиц. Пока в экономике нет стимулов для роста.

«Конечно, первый вызов даже не экономический, а политический - отсутствие эффективной системы управления власти, которая бы принимала решения для благосостояния граждан и для быстрого развития экономики. На этот вызов граждане ответят уже в следующем году», - сказала NOI.md доктор экономики Елена Горелова.

По ее словам, «в экономике вызовов не уменьшилось, а наоборот, увеличилось». «Уповать, что этот год будет успешным в экономическом плане не стоит. Во-первых, не следует ожидать даже при росте национального производства, что этот рост будет большим. По прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), рост мировой экономики и экономики наших соседей, если и будет, то незначительным», - сказала эксперт.

По словам Гореловой, второй вызов – «незаконченная история кражи миллиарда, которая привела к девальвации национальной валюты и инфляции». «Инфляцию в 12-13% мы не наблюдали уже много лет. Ответить на этот вызов можно только остановкой девальвации и инфляции.

Третий вызов, не столько экономический, сколько социальный. Во второй половине этого года начали падать реальные доходы населения, то есть социальные пособия, зарплаты и т.д. Нужно остановить этот процесс и не допустить этого в будущем», - сказала она.

Среди других вызовов следующего года, по словам эксперта – восстановление торгово-экономических отношений с Россией, экспорт в которую сократился вдвое. «Это вообще вызов, который касается развития экономики. Если у нас заморозятся торгово-экономические отношения с Россией, нам не стоит уповать на то, что наши экспортеры смогут существенно увеличить экспорт», - сказала Горелова. По мнению эксперта, ответить на все эти вызовы может только «сильная и эффективная власть, которая незамедлительно осуществит меры для воспрепятствования кризисным процессам, которые усугубились во второй половине этого года».

Налогово-бюджетная политика

Мало кто помнит о том, что Молдова снова в новый год вступает без налогово-бюджетной политики и бюджета. Это уже стало традицией для власти республики. За шесть лет правящим партиям «удалось» лишь единожды войти в новый год с вступившей в силу налогово-бюджетной политикой и бюджетом. Хотя налогово-бюджетная политика является основным ориентиром для предпринимателей. Ведь нельзя планировать свой бизнес без ведома налоговой нагрузки на грядущий год, налоговых послаблений либо изменений, размеров НДС, штрафов, акцизов и т.д. и т.п.

Стоит ли напоминать, что в развитых странах налогово-бюджетная политика утверждается как минимум на три-пять лет вперед, и бизнес на ее основе строит свой бизнес-план и делает прогнозы развития своей компании, да и рынка в целом. Тогда предпринимательские риски у него снижаются, а, следовательно, и снижаются издержки.

Что касается бюджета, то в следующем году ожидается несколько вызовов. Первый - отсутствие денег в бюджете. «Высока вероятность, что уже с января не будет денег для выплаты пенсий и зарплат», - предупреждает потенциальный кандидат на пост премьер-министра Ион Стурза.

Еще один вызов – рост внутреннего госдолга. В бюджет на 2016 год должны быть заложены 15 млрд леев (что является половиной бюджета 2015 года), которые были выделены Нацбанком под гарантии правительства трем обанкротившимся банкам: Banca de Economii, Banca Sociala, Unibank.

Возвращать все эти деньги будем мы, налогоплательщики. Пока не известно, сколько лет мы будем погашать эти долги, и какой процент придется заплатить дополнительно. Ведь минфин планирует выпустить на 15 млрд леев ценные и бумаги и передать Нацбанку. А тот будет их продавать рынку. Сейчас процентные ставки по государственным ценным бумагам достигают 24-27%.

В связи с этим можно сделать вывод, что рост зарплат в бюджетном секторе будет заморожен и в 2016 году, а пенсии будут проиндексированы ниже инфляции. В итоге, большая часть населения не сможет даже удовлетворить свой основной потребительский минимум – «наесться и одеться». Не говоря уже о других потребностях, таких как: образование, здравоохранение, досуг, связь, жилищные услуги.

И в заключение, отметим очень важное ожидание – снижения темпов роста инфляции, стабилизации валютного курса и оздоровления банковского сектора. Это будет способствовать снижению процентных ставок по кредитам, а, следовательно, активизации предпринимательской деятельности, что может послужить «драйвером» экономического развития.

2 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

Молдавский экспорт в ЕС превышает экспорт в СНГ в 2,5 раза

Спад внешней торговли Молдовы углубляется на фоне продолжающегося сокращения объемов экспорта и импорта, при этом, поставки молдавской продукции снизились и в страны Европейского союза, хотя, несмотря на это, молдавский экспорт в ЕС превышает сейчас объемы экспорта в страны СНГ примерно в 2,5 раза, передает NOI.md.

В частности, по данным Национального бюро статистики, в январе-ноябре 2015 г. молдавский экспорт составил $1 млрд. 803,4 млн., что на 16,4% меньше, чем в соответствующем периоде 2014 г. При этом, поставки молдавской продукции в страны Евросоюза сложились в сумме $1 млрд. 119,4 млн., сократившись на 2,3%, в сравнении с тем же периодом 2014 г. Доля ЕС в общем объеме молдавского экспорта выросла до 62,1% с 53,1% в январе-ноябре 2014 г.

В то же время, доля стран СНГ в общем объеме молдавского экспорта снизилась до 25,2% с 32,1% в январе-ноябре 2014 г. В январе-ноябре 2015 г. Молдова экспортировала в страны Содружества продукции на $454,1 млн., или на 34,4% меньше, по сравнению с тем же периодом 2014 г.

В январе-ноябре 2015 г. импорт в Молдову составил $3 млрд. 634,2 млн., что на 24,5% ниже показателей аналогичного периода 2014 г. Импортные поставки товаров из стран ЕС составили $1 млрд. 797,3 млн., или на 23,8% меньше, чем в январе-ноябре 2014 г. Их доля в общем объеме импорта составила 49,5% против 49% за тот же период 2014 г. Из стран СНГ в Молдову импортировано товаров на сумму $916,8 млн., что на 29,6% меньше, чем в январе- ноябре 2014 г. Их доля в общем объеме импорта сократилась до 25,2% с 27,1% в январе-ноябре 2014 г.

6 января 2016 г. /ИП «noi.md»/


Тирасполь повысил пенсии

С 1 января пенсионеры из приднестровского региона получают более высокие пенсии. Так, минимальная пенсия, предоставляемая тираспольской администрацией, составляет 616 приднестровских рублей (эквивалент 1100 леев). По сравнению с прошлым годом, минимальная пенсия увеличилась на 10 приднестровских рублей, передаёт IPN.

По информации региональных СМИ, индексация пенсий на левом берегу Днестра проводится в два этапа. Следующее повышение запланировано на 1 июля, когда размер минимальной пенсии достигнет 632 приднестровских рублей (1128 леев).

Как сообщает тираспольская администрация, пенсии по возрасту в регионе индексируются дважды в год, в соответствии с уровнем инфляции. В текущем году пенсии после индексации увеличатся в среднем более чем на 4%, в то время как прогнозируемая инфляция составит 2%.

6 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

Шевчук предлагает освободить предприятия от налога на убытки

В Приднестровье хотят освободить предприятия от налога на убытки. Такую инициативу лидер региона Евгений Шевчук направил в Верховный совет. Законопроект предполагает освобождение от налога на убытки тех предприятий, у которых 70% доходов составляет выручка от собственной продукции, сообщают «Новости Приднестровья».

Изменения также касаются предприятий, у которых доходы от продаж в целом не покрывают себестоимость реализованных товаров или услуг. Из-за отрицательной динамики в экономиках торговых партнеров непризнанной республики в I полугодии 2015 года с убытками работало больше 130 предприятий Приднестровья. Руководство Верховного совета должно вынести законопроект на обсуждение в течение следующих десяти рабочих дней.

6 января 2016 г. /ИП «noi.md»/


Экспорт из Молдовы в январе-ноябре 2015 года оказался самым низким за последние пять лет

Экономические агенты Молдовы экспортировали в январе-ноябре 2015 г. товаров на $1,803 млрд., что на 16,4% меньше аналогичного периода 2014 г. Даже за 11 месяцев 2011 г. экспорт молдавских товаров превышал $2,003 млрд. В Национальном бюро статистики, поставки молдавской продукции сократились даже в страны Евросоюза, - на 2,3% - до $1,119 млн., хотя его доля в общем объеме экспорта, благодаря вступлению в силу соглашения о свободной торговле РМ-ЕС, выросла за год с 53,1% до 62,1%. При этом, поставки в СНГ продолжают падение, составив лишь $454,1 млн.. Сокращение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило более трети.

Главной статьей экспорта остается продовольствие и живой скот, доля которых уменьшилась за год с 26,1% до 25,1%. Промышленные изделия сохранили второе место, но их доля сократилась с 22,2% до 21,7%. В то же время, экспорт машин и оборудования для транспорта вырос с 14,3% до 16,1%.

Импорт за год сократился почти на четверть - до $3,634 млрд. Однако, он все равно вдвое превышает экспорт. Причем поставки снизились как из СНГ - на 29,6% - до $916,8 млн., так и из ЕС - на 23,8% - до $1,797 млрд.

Дефицит торгового баланса снизился на 31%, составив $1,83 млрд. Степень его покрытия экспортом выросла с 44,9% до 49,6%.

11 января 2016 г. /ИА «Инфотаг»/


Эксперт подводит экономические итоги 2015 года

Особенность нынешнего кризиса состоит в том, что он не "пришел" извне, как это было в 2009 году, а "рожден" внутри. В 2014 году под тело национальной экономики были подложены две мины замедленного действия, которые сработали в 2015 году и осколки которых разлетелись по всем секторам экономики, — рассказала доктор экономики Елена Горелова.

Непродуманный режим свободной торговли с ЕС и проблема с РФ

Первая мина — переход к режиму свободной торговли со странами Евросоюза без надлежащей подготовленности производителей, имеющих сравнительно низкую конкурентоспособность и не получающих от государства необходимой поддержки, что особенно чувствительно для аграриев. Кроме того, при создании новой зоны свободной торговли были проигнорированы призывы крупнейшего торгового партнера Молдовы — Российской Федерации — провести консультации по вопросам, затрагивающим ее экономические интересы. В итоге российская сторона ввела запреты и таможенные пошлины на поставки ряда молдавских товаров. Общий результат внедрения режима свободной торговли со странами ЕС — сокращение молдавского экспорта. За январь-октябрь 2015 года он снизился на 16%, в том числе в ЕС — на 0,3%, в СНГ — на 35%. То есть потери экспорта на российский рынок не были компенсированы ростом экспорта на рынок стран ЕС.

История с миллиардом

Вторая мина — вывод из страны 1 млрд. долларов. Утраченная сумма валютных средств эквивалентна 54% доходов государственного бюджета или 13% ВВП 2014 года. Дефицит валюты вызвал масштабную и не прекращающуюся девальвацию лея и, как следствие, раскручивание инфляционной спирали. С декабря 2014 года по ноябрь 2015 года потребительские цены выросли на 12,7%. Такого скачка цен не наблюдалось уже 6 лет. В тяжелом материальном положении оказались многие слои населения, реальные доходы которых сократились. Так, в октябре покупательная способность средней заработной платы уменьшилась на 2,3%, а средней пенсии — на 4,9%. Ноябрьское повышение тарифов на электроэнергию и природный газ усугубляет инфляционную и социальную ситуацию.

Падение внутреннего спроса

Внутренний спрос существенно сжался — по данным за третий квартал 2015 года конечное потребление домашних хозяйств сократилось на 5,2%.

Сужение внешнего и внутреннего спроса отрицательно сказалось на производстве, объемы которого снизились в большинстве секторов экономики. В первой половине года экономическая ситуация еще держалась на плаву и в основном наблюдалось затухание темпов развития. Если в первом квартале 2015 года ВВП вырос на 4,8%, то во втором — только на 2,5%. Во второй половине года стало происходить обрушение экономики. В третьем квартале произошло сокращение ВВП на 3,7%. В последние месяцы объемы производства снижаются в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, уменьшается розничный товарооборот и т.д.

Предприниматели, государство и кредитная политика

В 2015 году многие производители не только не дождались улучшения условий своей деятельности и предпринимательского климата в целом, но столкнулись с проблемами реализации своих товаров и услуг из-за сжатия внешнего и внутреннего спроса, а также с ухудшившимися возможностями получения банковских кредитов. Повышение Национальным банком базисной ставки до 19,5% и нормы обязательных резервов по леевым депозитам до 35% привело к росту процентных ставок по кредитам и к естественному сокращению объемов кредитования экономики. Для большинства экономических агентов банковские кредиты стали недоступными.

Сокращение бюджета

На протяжении 2015 года происходило ухудшение бюджетной ситуации. За январь — октябрь 2015 года доходная часть бюджета не досчиталась 1,2 млрд леев, или 5% от запланированной суммы, а расходы были меньше предусмотренных на 6,1 млрд леев, или на 20%. В октябре 2015 года доходы и расходы государственного бюджета оказались меньшими, чем год назад — в октябре 2014 года (!).

Неопределённость с правительством

Смена трех правительств, отсутствие у каждого из них антикризисного плана действий, стратегическая ошибка перехода к режиму свободной торговли со странами ЕС без должной проработки многих вопросов, вывод 1 млрд. долларов — все это внутренние факторы разразившегося экономического кризиса. Конечно, определенную негативную роль сыграла засуха и сокращение денежных переводов из-за рубежа. Но негативное действие данных факторов можно было нивелировать и избежать кризиса, если бы не принимались более влияющие на экономику неверные и преступные и решения.

14 января 2015 г. /ИП «sputnik.md»/

 

3.Финансы, кредиты

Сколько денег переслали гастарбайтеры в Молдову?

Объем денежных переводов в Молдову, поступающих из-за границы в пользу физических лиц нашей страны через банки, в январе-ноябре 2015 г. составил порядка $1 млрд. 032,3 млн., сократившись на $473,91 млн., или на 31,5%, в сравнении с тем же периодом 2014 г., передает NOI.md.

При этом, в ноябре этого года объем таких переводов сложился в сумме $90,67 млн. против показателя в $106,67 млн. в ноябре предыдущего года, снизившись, таким образом, на $16 млн., или на 15%.

В структуре валютных переводов дoминирует доллар, доля которого по итогам ноября 2015 г. составила 46,4%. Доля евро была равна 34,7%, российского рубля – 18,9%.

Как отметили в НБМ, колебания обменных курсов оригинальных валют по отношению к доллару США обусловили 14,2 процентного пункта от общего снижения переводов в январе-ноябре 2015 г., в то время как фактическое снижение переводов (исключая влияние обменного курса с помощью пересчета переводов по обменному курсу соответствующих периодов предыдущего года) составило 17,3%. Главной же причиной спада денежных переводов в Молдову в 2015 г. было резкое сокращение сумм переводов из России.

4 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

Сколько денег Молдова направила на обслуживание внешнего госдолга?

Молдове на фоне политического и экономического кризиса в стране, нехватки средств в казне все сложнее платить по своим счетам, передает NOI.md. Так, по данным Минфина, в частности, в январе-ноябре 2015 г. на обслуживание внешнего госдолга Молдовы было направлено 904,8 млн. леев, или только 87,9% от запланированного на этот период. При этом, для возврата основной суммы кредитов в первые 11 месяцев 2015 г. использовано 682,9 млн. леев, а на выплату процентов по ним – 221,9 млн. леев. Следует отметить, что в 2014 г. на обслуживание внешнего госдолга Молдовы направлено 920 млн. леев, или 97,3% от запланированного.

4 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

Сколько грантов получила Молдова в 2015 г.?

Для финансирования проектов из внешних источников и для бюджетных учреждений со стороны внешних доноров и отечественных инвесторов в бюджет Молдовы в январе-ноябре 2015 г. были получены гранты в сумме 1 млрд. 942,4 млн. леев, передает NOI.md. По данным Минфина, при этом внутренние гранты составили 96,1 млн. леев, а внешние - 1 млрд. 846,3 млн. леев. В частности, от правительства США в казну было получено 1 млрд. 331,3 млн. леев, от Еврокомиссии – 196,3 млн. леев, от Всемирного банка – 87,5 млн., от других доноров – 231,2 млн. леев. Как отмечают в Минфине, из-за отсутствия программы с Международным валютным фондов, в этот период была прекращена внешняя помощь для поддержки бюджета.

4 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

Каков дефицит торгового баланса Молдовы?

Дефицит торгового баланса Молдовы в ноябре 2015 г. составил $167,3 млн., что на $18,6 млн., или на 12,5% больше показателей предыдущего месяца, но на $88,8 млн., или на 34,7% ниже показателей ноября предыдущего года. В целом в январе-ноябре 2015 г. дефицит торгового баланса Молдовы сложился в сумме $1 млрд. 830,8 млн., уменьшившись, в сравнении с тем же периодом 2014 г., на 31%, или на $822,8 млн., передает NOI.md.

По данным Национального бюро статистики, при этом, в первые 11 месяцев 2015 г., в сравнении с аналогичным периодом 2014 г., дефицит торгового баланса Молдовы со странами Евросоюза снизился на 44,2% - до $677,9 млн., со странами СНГ – уменьшился на 24,2% - до $462,7 млн., с другими государствами – сократился на 16,8% - до $690,2 млн. Степень покрытия импорта экспортом составила 49,6% против 44,9% за тот же период 2014 г.

8 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

Сколько кредитов и грантов Молдова получила в декабре?

Валютные резервы Нацбанка Молдовы в декабре 2015 г. увеличились, в сравнении с предыдущим месяцем, на $16,39 млн., или на 0,9%, составив $1 млрд. 756,81 млн. на 31 декабря, передает NOI.md.

По данным Центробанка, в декабре росту официальных резервных активов НБМ способствовали следующие факторы: увеличение обменных курсов валют, входящих в состав валютных резервов по отношению к доллару США - $9,25 млн.; получение Минфином кредитов, займов и грантов для реализации инвестиционных проектов на сумму $8,8 млн.; покупка валюты у находящихся в процессе ликвидации Banca de Economii и Banca Socială на сумму $8,06 млн.; получение Минфином кредитов (в том числе, пополнение госбюджета) на сумму $5,32 млн. от Международной ассоциации развития; прибыль от управления валютными резервами - $2,06 млн.; другие поступления - $0,33 млн.

В то же время, на уменьшение официальных резервных активов повлияли следующие факторы: платежи, относящиеся к обслуживанию внешней задолженности Молдовы - $7,92 млн.; внешние платежи Минфина - $5,9 млн.; чистые платежи, относящиеся к обязательным резервам лицензированных банков в иностранной валюте - $1,46 млн.; переоценка ценных бумаг инвестиционного портфеля - $1,22 млн.; чистые платежи, в пользу Директората кредитной линии при Минфине на сумму - $0,17 млн.; другие платежи - $0,76 млн.

12 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

4. Внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность

35 украинским компаниям разрешили экспортировать в Молдову молоко, мясо, рыбу и яйца

5 украинских предприятий, выпускающих продукцию животного происхождения, получили возможность экспортировать свою продукцию в Молдову.

Об этом сообщил министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко.

"Новый год начинается с хороших новостей - украинские производители будут поставлять продукцию на рынок Молдовы!", - написал он на своей странице в Facebook

Павленко подчеркнул, что разрешения по выводам проверки, которую проводило Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов Республики Молдова совместно с украинскими специалистами, получили 19 предприятий-производителей молочной продукции, 11 производителей мясных продуктов, 3 - рыбных и 2 - яиц и яичных продуктов.

"Доступ на молдавский рынок открывает широкие возможности для развития производства продукции животного происхождения и стимулирует производителей повышать качество продукции и модернизировать производство. Получение нашими предприятиями соответствующих разрешений на экспорт своей продукции в этот раз в Молдову подтвердили соответствие украинской продукции международным нормам и стандартам, благодаря чему нам удалось значительно расширить рынки сбыта и тем самым нарастить экспортный потенциал отечественного агросектора", - отметил министр.

В частности, в список компаний, которые допустили на рынок Молдовы, попали: Яготинский маслозавод (Киевская область), Яготинское для детей (Киевская область), Белоцерковский молочный комбинат (Киевская область), Баштанский сырзавод (Николаевская область), Клуб сыра (Черкасская область), Тульчин мясо (Винницкая область), Кроликофф Плюс (Черкасская область), Житомирский маслозавод (Житомирская область), Алан (Днепропетровская область), Пирятинский деликатес (Полтавская область), Пирятинский сырзавод (Полтавская область), Кременчугский гормолокозавод (Полтавская область), Новгород-Северский сырзавод (Черниговская область), Ичнянский молочно-консервный комбинат (Черниговская область) и другие.

Павленко также напомнил, что в прошлом году только 3 украинские предприятия имели доступ на молдавский рынок.

04 января 2016 г. /ИП «noi.md»/


СНГ остается главным рынком сбыта для молдавских вин и коньяков

Страны СНГ остаются главным рынком сбыта для молдавских вин и коньяков, несмотря на сокращение объемов их поставок, а также уменьшение доли стран Содружества в общем объеме молдавского экспорта алкогольной продукции. Об этом свидетельствуют официальные статистические данные, передает NOI.md.

Согласно данным Платежного баланса страны, в целом Молдова сократила экспорт алкогольной продукции в страны СНГ в январе-сентябре 2015 г., в сравнении с тем же периодом предыдущего года, на 27,2% – с $70,15 млн. до $51,06 млн. Спад обусловлен уменьшением поставок молдавских вин и коньяков в Россию, Беларусь, Украину, Казахстан.

Крупнейшим потребителем произведенной в Молдове винно-коньячной продукции остается Беларусь, куда наша страна экспортировала ее в январе-сентябре 2015 г. на сумму $26,25 млн., что на 22,2% меньше, чем годом ранее. Поставки молдавской алкогольной продукции в Украину сократились в 1,8 раза, составив за первые 9 месяцев 2015 г. около $9,15 млн. Поставки молдавских вин и коньяков в Казахстан снизились на 27,6% –до $7,46 млн. Экспорт алкогольной продукции в Россию уменьшился на 9% - до $7,44 млн.

Несмотря на общее снижение поставок, СНГ остается главным рынком сбыта для молдавского алкоголя. На долю стран Содружества пришлось 48,9% от общего объема экспорта данной продукции по итогам III квартала 2015 г. против показателя 55,5% за тот же период 2014 г.

12 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

5. Торгово-экономические отношения Молдавии с Россией

Контракт с «Газпромом» на поставки газа в Молдову продлен на следующий год

 «Молдовагаз» и «Газпром» продлили контракты на поставку природного газа в Молдову и его транзит через территорию нашей страны до 31 декабря 2016 г., передает NOI.md. Об этом сообщило Минэкономики Молдовы, отметив, что компании подписали 30 декабря соответствующие дополнения к контракту об условиях поставки природного газа в Молдову на период 2007-2011 гг. и к контракту об условиях транзита «голубого топлива» по территории нашей республики с 2011 г.

Как отмечается, формула расчета цены на природный газ для Молдовы в 2016 г. останется неизменной. Стоимость «голубого топлива» будет расчитываться с учетом среднеарифметического значения цены реализации газа в страны Европы и котировок цен на нефтепродукты. Другие контрактные условия поставки природного газа в Молдову и его транзита газа по территории республики в 2016 г. останутся без изменений.

2 января 2016 г. /ИП «noi.md»/

 

Сколько российского газа получила Молдова в 2015 г.?

В 2015 г. Молдова, с учетом Приднестровского региона, получила 2 млрд. 920,5 млн. кубометров российского природного газа, или примерно на 4% больше, чем годом ранее, передает NOI.md. Такие данные приводит компания «Укртрансгаз», обеспечивающая транзит российского «голубого топлива» через территорию Украины. По данным «Газпрома», в 2014 г. в Молдову было поставлено около 2,82 млрд. кубометров российского природного газа.

Согласно подписанным ранее контрактам между «Молдовагаз» и «Газпромом», планировалось, что в 2015 г. российский газовый концерн поставит в Молдову около 2,96 млрд. кубометров природного газа, из которых 1,06 млрд. куб. м. должно было поступить на правый берег Днестра, а остальные объемы «голубого топлива» предназначались для потребителей левого берега Днестра.

2 января 2016 г. /ИП «noi.md»/


Читать все новости