Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор СМИ Казахстана за период с 01.04.2016 по 15.04.2016 г

15.04.2016

ФИНАНСЫ И ИНВЕСТИЦИИ

Под влиянием кризиса "дочки" российских банков за год сократили общую долю на казахстанском рынке

Под влиянием кризиса "дочки" российских банков за год сократили общую долю на казахстанском рынке с 9,7% до 9,1%. Попавшие под санкции Сбербанк и ВТБ разошлись в политике продвижения в РК, передает Ranking.kz.

Динамика кредитного портфеля дочерних российских банков в РК. Февраль 2015

После расширения санкций в отношении России в конце 2015 актуализировался вопрос о том, какова будет дальнейшая политика российских банков на казахстанском рынке. К настоящему моменту "дочки" двух государственных российских БВУ, попавших под санкции, показывают разнонаправленную динамику.

Кредитный портфель ДБ Сбербанк с февраля прошлого года увеличился на 8,8%, до 1,08 трлн тг. Если до 2015 года темпы роста кредитования в банке были значительно выше, чем в среднем по БВУ, то сейчас банк движется вровень с рынком. При этом он является активным участником казахстанских госпрограмм поддержки экономики и удостоен награды фонда Даму в номинации «Абсолютный лидер 2015 года по количеству и объёму кредитов с гарантией».

В то же время ВТБ Казахстан за год сократил объем кредитования почти на 20%, до 91,9 млрд тг и сейчас имеет наименьший портфель среди четырех "дочек" российских банков в РК.

Частный Альфа-банк с начала 2015 года заморозил портфель на уровне около 159 млрд тг с небольшими колебаниями в разные месяцы. В Хоум Кредит эффект плато наблюдается с начала 2014, с небольшим сокращением портфеля за последний год - на 5,2%, до 100,8 млрд тг.

Без учета переоценки валютных кредитов по новому курсу, динамика кредитования в российских банках выглядит еще более скромно.

Все четыре "дочки" за год незначительно сократили свои доли в совокупном кредитном портфеле БВУ РК. Сбербанк, который входит в число банков первого эшелона: с 7% до 6,9%. Альфа-Банк: с 1,1% до 1%. Хоум кредит: 0,75% до 0,65%. ВТБ Казахстан: с 0,8% до 0,6%. В целом российское присутствие на казахстанском кредитном рынке с февраля 2015 снизилось с 9,7% до 9,1% (шесть лет назад оно составляло всего 1,3%).

Кризисную ситуацию на рынке использовали для своего продвижения Цеснабанк (рост доли за год с 7,7% до 10,1%), Народный банк, который продолжает расти, несмотря на величину и зрелость портфеля (с 12,9% до 14,3%) и Банк RBK (с 2,9% до 4,3%).

Ranking.kz, 14 апреля 2016

 

ТРАНСПОРТ И КОММУНИКАЦИИ

Ъ: Трудный казахский воздух

Москва и Астана не смогли уладить авиационный конфликт.

Как стало известно "Ъ", авиационные власти России и Казахстана так и не смогли достичь компромисса в вопросах полетов по транссибирским маршрутам и назначению второго перевозчика из РФ на маршруты в Казахстан. Стороны смогли договориться лишь об увеличении полетов "Аэрофлота" в Караганду. Улаживать споры теперь придется на уровне вице-премьеров обеих стран.

Вчера в Москве прошел очередной раунд консультаций авиавластей РФ и Казахстана по двухстороннему воздушному сообщению. Встреча прошла на фоне обострения отношений, едва не остановившего полеты между странами. Москва отказалась бесплатно пустить казахскую Air Astana на транссибирский маршрут для рейсов в Монголию, опасаясь создания прецедента — все иностранные компании за пролеты над Сибирью платят роялти российской стороне. Власти Казахстана в ответ грозили остановить рейсы "Аэрофлота" в страну. Кроме того, Москва требовала назначить второго перевозчика для полетов между странами, на что Астана не соглашалась (подробнее см. "Ъ" от 25 марта).

Как стало известно "Ъ", вчера стороны остались на прежних позициях. "Казахстанская сторона не готова оплачивать пролет по транссибирской трассе и не согласна на второго перевозчика, поскольку в стране нет второй конкурентоспособной авиакомпании, сопоставимой с российскими",— рассказал "Ъ" осведомленный источник. В свою очередь, Москва продолжает настаивать на предоставлении семи частот для второго перевозчика, не аффилированного с первым ("Аэрофлотом"). Теперь эти вопросы, по словам собеседника "Ъ", будут обсуждаться в ходе ближайшей встречи на уровне вице-премьеров.

В Минтрансе РФ на запрос "Ъ" не ответили. В Комитете гражданской авиации Казахстана "Ъ" подтвердили факт переговоров, но не уточнили итоги встречи, сославшись на то, что ключевые участники переговоров находятся в Москве. В Air Astana на звонки "Ъ" не ответили.

Впрочем, в повестке переговоров значились и менее острые вопросы, которые удалось решить. Стороны увеличат частоту полетов по отдельным направлениям, в том числе в Караганду — с четырех до десяти рейсов в неделю (сюда традиционно летает "Аэрофлот"). В то же время Москва пока не согласовала Казахстану регулярные гражданские рейсы из городов России в Байконур, рассказал собеседник "Ъ". Сейчас в арендованный РФ у Казахстана Байконур летают АЛРОСА, "Руслайн" и "Уральские авиалинии", но по разовым разрешениям. Это стало возможным после того, как в 2015 году Росавиация сертифицировала одну из двух взлетно-посадочных полос в районе города (в аэропорту Крайний) для гражданских самолетов. Но в отсутствие международного статуса аэропорта российские авиавласти решили сохранить статус-кво, говорит собеседник "Ъ".

Отметим, что либерализация полетов в странах СНГ традиционно сталкивается с рядом трудностей и сопровождается спорами. Так, в 2012 году РФ и Белоруссия конфликтовали по поводу числа рейсов между Москвой и Минском, а в 2014 году грузинские авиавласти обвиняли "Аэрофлот" в демпинге и в результате ограничили число рейсов для российской стороны. Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что, "вероятно, единственным выходом из патовой ситуации с Казахстаном должна стать либерализация полетов между двумя странами в соответствии с принципами Таможенного союза и Единого экономического пространства". По его мнению, методом обсуждения локальных претензий каждой стороны добиться консенсуса не удастся.

"Коммерсантъ" (Kommersant.ru), 15 апреля 2015

 

В июне 2016 года откроются прямые авиарейсы из Астаны и Алматы в Сочи

В июне 2016 года откроется прямое авиасообщение между городами Астаны, Алматы и Сочи. Об этом сообщил генеральный директор национального туроператора «Алеан» Илья Уманский в ходе брифинга в Астане.

«С Анатолием Пахомовым (мэр Сочи - прим. ред.) мы обсуждали и решили часть мест, которые заквотированы под российский рынок, выделить под рынок Казахстана, - сказал он. - Совместно с авиакомпанией SCAT мы запускаем чартерную перевозку в Сочи. У нас планируется два рейса из Алматы и один рейс из Астаны с начала июня. Хочу отметить, что в этой программе мы не поставили финальную точку. Мы рассматриваем Сочи как круглогодичное направление и рассчитываем, что сможем эту полетную программу удержать на круглый год».

Туры запускает оператор «Алеан» совместно с казахстанскими коллегами из фирмы «Компас». Чартерные рейсы из Алматы будут осуществляться авиакомпанией SCAT с 10 июня один раз в неделю, а к концу месяца - дважды. Из Астаны самолеты будут летать в Сочи еженедельно. Планируется, что на линию выйдут «Боинги» вместимостью 200 человек.

Для туристов из Казахстана разработано две программы продолжительностью 7 и 14 дней, включающих перелет и проживание.

По приблизительной оценке И.Уманского, цена за недельный тур будет стартовать от 500 долларов.

КазИнформ, 6 апреля 2016

 

Казахстан, Азербайджан и Грузия договорились создать Международный транскаспийский транспортный консорциум

Железнодорожные ведомства Казахстана, Азербайджана и Грузии договорились о создании Международного транскаспийского транспортного консорциума.

Об этом в среду сказал глава пресс-службы ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Надир Азмамедов.

Соответствующее соглашение было подписано в Баку в ходе встречи компаний-операторов по грузоперевозкам по Транскаспийскому транспортному маршруту.

Членами консорциума стали азербайджанские ООО ADY Express и ACSC Logistics, казахстанское АО KTZ Express и грузинское ООО Trans Caucasus Terminals.

«На встрече также было принято решение о создании наблюдательного совета консорциума. В состав совета вошли по одному представителю от каждой компании-члена консорциума, а его председателем был избран замглавы «Азербайджанских железных дорог» Игбал Гусейнов», - сказал Н.Азмамедов.

По его словам, по итогам заседания между сторонами был подписан протокол, а также принято решение, что расписание грузовых поездов по транскаспийскому маршруту будет определено в мае.

Напомним, 14 января Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.

Транскаспийский международный транспортный маршрут пролегает через Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию и далее через Турцию и Украину - в Европу. Первый тестовый контейнерный поезд, следующий по маршруту Шихэцзы (Китай)-Достык-Актау-Алят, прибыл в Бакинский международный морской торговый порт третьего августа прошлого года.

КазИнформ, 14 апреля 2016

 

Страны ЕАЭС договорились о снижения стоимости связи в роуминге на территории союза в 2017 г.

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) договорились о создании условий для очередного снижения стоимости услуг связи в роуминге на территории ЕАЭС, сообщила КазТАГ пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

«Экономический эффект для потребителей государств ЕАЭС от снижения стоимости услуг связи в роуминге на территории ЕАЭС может составить до 2 млрд российских рублей в год, в том числе для потребителей Республики Армения – до 500 млн российских рублей. (…) В рамках совещания принято решение о продолжении работы в указанной сфере, в том числе о создании условий для очередного снижения в 2017 году стоимости услуг голосовой связи в роуминге, устранению дискриминационных условий при присоединении и пропуске международного трафика, а также развитие конкуренции на трансграничном рынке услуг сотовой связи», – говорится в сообщении, распространенном в четверг по итогам совещания руководителей антимонопольных органов государств-членов ЕАЭС в Ереване.

Участники совещания отметили, что в результате совместной работы ЕЭК антимонопольными органами государств ЕАЭС и операторов сотовой связи снижена стоимость голосовых услуг в роуминге: в Армении – ЗАО «АрменТел» (торговая марка «Beeline») до 7 раз, с 1133 драм/мин. до 163 драм/мин., ЗАО «Оранж Армения» (ныне «Ucom») до 4 раз, с 559 драм/мин. до 149 драм/мин., ЗАО «К-Телеком» (торговая марка «ВиваСелл-МТС») до 2 раз, с 305 драм/мин. до 149 драм/мин.; в Беларуси – ЗАО «БеСТ» до 4 раз, с 26455 бел.руб./мин. до 6173 бел.руб./мин.; в Казахстане – ТОО «Кар-Тел» (торговая марка «Билайн») до 10 раз, с Т425/мин. до Т40/мин, АО «Кселл» (бренд «Activ») до 17 раз, с Т600/мин. до Т35/мин.; в Кыргызстане – ООО «Sky Mobile» (торговая марка «Билайн») до 13 раз, с 132 сомов/мин. до 10 сомов/мин.; в России – ПАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») до 6 раз, с 49 росс.руб./мин. до 8 росс.руб./мин., ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (торговая марка «МТС») до 0,3 раз, с 65 росс.руб./мин. до 45 росс.руб./мин.

Кроме того, на совещании обсудили вопросы антиконкурентных практик при заключении дистрибьюторских и дилерских соглашений на трансграничных рынках ЕАЭС. В результате принято решение о проработке мер, направленных на их предупреждение, выявление и пресечение антиконкурентных практик, включая необходимость совместной работы ЕЭК, антимонопольных органов государств ЕАЭС и бизнеса, по стимулированию добровольного устранения антиконкурентных практик и внедрению кодексов добросовестного поведения участников автомобильных, фармацевтических рынков, а также торговых сетей в ЕАЭС.

Особое внимание было уделено вопросам борьбы с картелями, в том числе усиления совместных действий ЕЭК и антимонопольных органов государств ЕАЭС по предупреждению, выявлению и пресечению указанных нарушений общих правил конкуренции. Достигнута договоренность, что Комиссия направит предложения федеральной антимонопольной службе России о международно-правовом инструментарии борьбы с международными картелями антимонопольным органам государств-членов ЕАЭС и организует обсуждение поступивших предложений под эгидой комиссии.

Член коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Данил Ибраев рассказал о реализации масштабных проектов по созданию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС, направленных на решение ключевых задач по обеспечению доступности энергоресурсов для потребителей, стабилизации цен и надежности энергоснабжения национальных экономик государств-членов ЕАЭС.

Также Д. Ибраев предложил обсудить пилотные проекты по организации биржевых торгов энергоресурсами. Концепцией формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов предусмотрено обеспечение равного доступа к биржевым торгам, что позволит укрепить конкуренцию на отраслевых рынках и обеспечить прозрачность ценообразования на энергоресурсы. «На общих рынках нефтегазовых ресурсов Союза широкое развитие получит биржевая торговля, которая должна обеспечить условия для недискриминационного доступа субъектов государств-членов на национальные рынки с учетом их экономических интересов», – подчеркнул министр.

Представители ЕЭК также приняли участие в работе заседаниях межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), проходившем 14 апреля 2016 года, в ходе которого председателем МСАП был избран председатель государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения Артак Шабоян, сменивший на этом посту руководителя ФАС России Игоря Артемьева.

КазТАГ, 15 апреля 2016

 

НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР

Казахстан и Россия уточнили разграничение дна северной части Каспийского моря

Протокол о внесении изменений в протокол к российско-казахстанскому соглашению о разграничении дна северной части Каспийского моря направлен на ратификацию президенту России.

Об этом сообщается на сайте правительства РФ.

Изначально соглашение было подписано в1998 ги конкретизировано протоколом от 2002 г.

Новый протокол, подписанный Россией и Казахстаном в октябре 2015 г, вносит изменения в совместное недропользование.

Протокол определяет порядок совместного освоения проблемного месторождения Центральное и раздел полученной продукции.

В1997 г ЦентрКаспНефтегаз, СП ЛУКОЙЛа и Газпрома, приступила к геологоразведочные работы (ГРР) на территории месторождения.

Из-за того, что часть месторождения находится на территории Казахстана, потребовалось решение на уровне глав государств о его совместной разработке.

В 2013 г Газпром, ЛУКОЙЛ и Казмунайгаз создали СП, ЦентрКаспНефтегаз, чтобы на условиях СРП начать разработку месторождения.

50% долю участия получил ЦентрКаспНефтегаз и 50% - КазМунайГаз.

Это помешало СП получить совмещенную лицензию для доразведки и добычи, поскольку месторождение находится в юрисдикции России и разрабатывать его могут только компании с госучастием 50%.

Новый документ снимает эту проблему.

На месторождении будут работать от российской стороны нефтегазовая компания Центральная, от казахской - КазМунайГаз.

Данные о запасах углеводородов на месторождении Центральное необходимо будет уточнить и новый документ позволяет провести дополнительную геологоразведочные работы (ГРР) месторождения.

После внесения этих изменений правительство РФ сможет оформить для компании Центральная право на недропользование на 25 лет с геологическим изучением недр сроком от 5 до 7 лет.

Без этого будет невозможно определить пропорции раздела прибыльной продукции.

Мангазея (Mngz.ru), 8 апреля 2016

 

Участники Карачаганакского проекта настроены мирно разрешить спор – Минэнерго Казахстана

Участники Карачаганакского проекта решительно настроены на мирное урегулирование спора, связанного с распределением затрат и доходов в проекте, заявили РИА Новости в Минэнерго Казахстана.

Карачаганакское газоконденсатное месторождение, одно из крупнейших в мире, разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Доли участия в проекте распределены следующим образом: BG - 29,25%, Eni — 29,25%, Chevron — 18%, ЛУКОЙЛ - 13,5%, национальная нефтегазовая компания Казахстана "Казмунайгаз" - 10%.

ЛУКОЙЛ в понедельник в своем отчете по МСФО сообщил, что Казахстан требует около 1,6 миллиарда долларов от компаний – участников СРП по Карачаганаку, в том числе 214 миллионов долларов – от LUKOIL Overseas Karachaganak B.V. Идут переговоры по мирному урегулированию спора. В отчете отмечается, что спор касается "возмещения затрат и расчета "индекса справедливости" в соответствии с окончательным соглашением о разделе продукции по месторождению Карачаганак".

"В настоящее время между республикой и подрядчиком Карачаганакского проекта существуют разногласия, связанные с калькуляцией доли по разделу продукции", - говорится в ответе пресс-службы Минэнерго Казахстана на запрос РИА Новости.

Ведомство отмечает, что на сегодняшний день подрядчик и власти Казахстана провели ряд встреч с разъяснением позиций сторон. "Сегодня есть понимание, что стороны решительно намерены найти согласованное решение и мирно урегулировать вопрос. Для нас важно сохранить дух успешного сотрудничества, сложившегося между сторонами с начала реализации проекта, с 1998 года", - заявляют в министерстве.

"Огромная работа нашими командами уже проделана. Сегодня требуются конкретные решения и шаги, которые должны быть приняты без ущерба для позиций сторон с учетом принципов справедливого распределения доходов, лежащих в основе ОСРП", - говорится в документе.

Карачаганакское месторождение, открытое в 1979 году, расположено на северо-западе Казахстана и занимает территорию более 280 квадратных километров. Его расчетные начальные балансовые запасы составляют 9 миллиардов баррелей конденсата и 48 триллионов кубических футов газа, а общие оценочные запасы превышают 2,4 миллиарда баррелей конденсата и 16 триллионов кубических футов газа.

ПРАЙМ (1prime.ru), 8 апреля 2015

 

Калмыкия и Казахстан воюют за нефть

В Степной республике хотят получить крупный источник налоговых платежей.

Калмыкия и Атырауская область Казахстана соперничают за право разместить на своей территории крупнейший в Прикаспийском регионе нефтехимический комбинат. Для Степной республики этот проект является одним из приоритетных, так как позволит создать тысячи рабочих мест, получить источник крупных налоговых платежей, а также изменить экономическую систему региона.

Проект строительства нефтехимического комбината стоимостью 4,5 млрд долл. продвигает компания ЛУКОЙЛ. Комбинат должен стать центром переработки газа, добываемого на Хвалынском месторождении в северной части Каспия. По словам министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Калмыкии Николая Очирова, нефти здесь на сумму около 200 млрд долл., газа – порядка 150 млрд долл. в ценах 2013 года.

Освоением Хвалынского месторождения на основе соглашения о разделе продукции занимаются правительство России и Каспийская нефтегазовая компания (КНК). Для переработки и очистки хвалынского газа и необходим нефтехимический комбинат. По словам Очирова, существуют два варианта его строительства. Первый, казахский, предполагает, что газ с месторождения будет вывозиться для очистки в Атырау, а затем реализовываться в Казахстане и Китае. Второй, калмыцкий, вариант предусматривает вывоз углеводородного сырья в поселок Артезиан Черноземельского района Степной республики.

«Оба варианта предполагали, что конечным потребителем хвалынского газа станет Китай, и в этом случае, конечно, было бы естественно построить перерабатывающий комбинат в Казахстане, как говорится, ближе к заказчику, – прокомментировал ситуацию «НГ» политический эксперт Павел Голод. – Однако с декабря 2015 года ситуация изменилась – было принято решение, что торговлей газом с Китаем будет заниматься «Газпром». КНК же было разрешено сбывать газ на российской территории. В таком случае нефтехимический комбинат становится логичнее строить в Артезиане».

По словам Николая Очирова, «территория Калмыкии выгодна инвесторам проекта, поскольку вблизи поселка Артезиан проходит железная дорога, а также пролегают все необходимые для врезки коммуникации «Газпрома».

Впрочем, по информации «НГ», спор между калмыцкой и казахстанской сторонами по поводу привлекательного инвестиционного проекта еще не завершен. «Скорее всего эта история будет тянуться весь нынешний год, – предположил источник «НГ» в правительстве Калмыкии. – Окончательный выбор площадки остается за нефтяниками».

В Элисте оптимизма в отношении артезианского проекта не теряют, так как республиканские власти и нефтяники уже несколько лет реализуют совместные проекты по транспортировке энергоносителей, а также разработке Цекертинского месторождения в Черноземельском районе. По словам Очирова, «примерно через 5–7 лет там ожидается серьезная добыча газоконденсата – примерно до 1,5 млрд куб. м в год».

В октябре 2014 года в Степной республике появилась также трубопроводная компания «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть-Калмыкия». По словам республиканских чиновников, «она должна будет заниматься вопросами транспортировки углеводородного сырья с каспийских морских месторождений». «Когда проект выйдет на полную мощность, то около 400 млн руб. будут ежегодно поступать в бюджет республики за транспортировку нефти через территорию Калмыкии, – заявил Николай Очиров. – Плюс два вида налогов – на прибыль и имущественный, которые будут поступать в бюджет региона за добычу газоконденсата на Цекертинском месторождении».

Пока же калмыцкий бюджет получает реальные деньги только за транзит нефти по магистрали Каспийского трубопроводного консорциума: 270-километровый калмыцкий участок нефтепровода из казахстанского Тенгиза в Новороссийск приносит республике солидные суммы, в том числе в виде различных социальных платежей.

«Сегодня начинается соревнование лоббистских возможностей Элисты и Атырау, которые, несмотря на падение цен на нефть, прекрасно понимают, что сидение на нефтегазовой игле и ее обслуживание – занятие по-прежнему крайне приятное и выгодное. Для Калмыкии нефтегазовые проекты и вовсе могут стать основой принципиально новой региональной экономики, что имеет важнейшее значение в период острого экономического кризиса», – считает политический эксперт Светлана Колосова.

"Независимая газета" (NG.ru), 15 апреля 2015


Нефтяной потенциал Прикаспийской впадины оценивается в 63 млрд тонн условного топлива

Углеводородный потенциал Прикаспийской впадины оценивается в 63 млрд тонн условного топлива, сообщил председатель комитета геологии министерства по инвестициям и развитию РК Базарбай Нурабаев, передает КазТАГ в четверг.

«По результатам последних исследований казахстанских геологов, потенциал углеводородных ресурсов Прикаспийской впадины огромный, и он оценивается в 63 млрд тонн условного топлива», - сказал Б. Нурабаев в четверг на заседании круглого стола по международному проекту «Евразия».

По его словам, геологические исследования на территории Прикаспийской впадины проводились на небольшой глубине - не более 4-5 км.

«Поэтому для геологов страны дальнейшее изучение глубокозалегающих горизонтов и получение научно обоснованных исследований и перспективность нефгегазопараллели - это очень важно. В части комитета геологии предоставления геологической информации и с российской стороны, и с другими полностью договоренности есть и соответствующие документы подписаны», - сказал Б. Нурабаев.

По его словам, российская информация потребуется в связи с тем, что 30% территории впадины приходится на территорию РФ.

В частности, дочерняя структура АО «КазМунайГаз» - ТОО «КазМунайГаз Евразия», уже начало предварительную работу по проекту.

Как уже сообщалось, Казахстан и Россия разработают «дорожную карту» проекта «Евразия» до июля 2016 года.

Международный проект «Евразия» предполагает проведение геологоразведочных и буровых работ в Прикаспийской впадине, которая является одним из наиболее высоких по потенциалу осадочных бассейнов Казахстана. Планируется, что разведка будет вестись не только в самом Каспии, но и на территории Атырауской, Западно-Казахстанской и Актюбинской областей Казахстана, а также прилегающих российских областей - Астраханской, Волгоградской, Саратовской и Оренбургской.

Сроки реализации проекта - 2015-2020 годы, предварительная стоимость проекта - $500 млн. Предполагается, что на территории Прикаспийской впадины может быть открыто до 20 крупных перспективных нефтегазовых структур, запасы каждой из которых составят свыше 200-300 млн тонн.

В рамках проекта планируется разработать инновационные технологии бурения сверхглубоких скважин глубиной 14-15 км.

КазТАГ, 15 апреля 2016

 

ЭНЕРГЕТИКА

ТВЭЛ и Казатомпром планируют совместно выходить на мировой рынок

ПАО «Машиностроительный завод» (входит в топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») с рабочим визитом посетили представители АО НАК «Казатомпром». Они ознакомились с передовыми технологиями изготовления топлива для атомных электростанций, сообщили в пресс-службе АО «ТВЭЛ».

Как сообщил главный директор по производству и ядерно-топливному циклу НАК «Казатомпром» Бауржан Ибраев, в 2016 году в Казахстане планируется начать создавать предприятие по фабрикации ядерного топлива, в связи с чем опыт топливной компании Росатома «ТВЭЛ» для казахских специалистов весьма ценен.

«Машиностроительный завод, по моему мнению, является мировым лидером в сфере изготовления ядерного топлива, его специалисты обладают самыми высокими компетенциями. В настоящее время мы знакомимся с аналогичными производствами и в других странах, но считаем, что сегодня завод в Электростали, имеющий почти 100-летнюю историю, - один из лучших в мире. У нас тесные партнерские взаимоотношения с АО «ТВЭЛ» и госкорпорацией «Росатом», и сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы эту кооперацию усилить», - отметил Бауржан Ибраев.

По оценке вице-президента по коммерции и международному сотрудничеству АО «ТВЭЛ» Олега Григорьева, взаимодействие между российскими и казахскими атомщиками в ближайшей перспективе будут активно развиваться.

«У «ТВЭЛ» и «Казатомпром» очень тесное стратегическое партнерство. Есть целый ряд уже реализованных совместных проектов. Например, проект ЦОУ - совместное предприятие по обогащению урана. Ряд совместных инициатив находится на стадии проработки. Например, мы рассматриваем проекты в области ЯТЦ с выходом совместно на зарубежные рынки, используя конкурентные преимущества друг друга для увеличения нашей совокупной доли на мировых рынках ядерно-топливного цикла», - отметил О.Григорьев.

КазИнформ, 12 апреля 2016

 

ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

640 тыс. тонн фосфорной продукции наметило выпустить в этом году предприятие «ЕвроХим»

В Сарысуском районе Жамбылской области ТОО «ЕвроХимУдобрения» реализует проект производства фосфорной продукции. Об этом в ходе брифинга в региональном филиале Службы центральных коммуникаций сообщил аким района Бейбитбек Жайлыбаев.

Напомним, крупнейшая международная минерально-химическая компания «ЕвроХим» с 2010 года реализует в Жамбылской области перспективный инвестпроект по строительству горнорудного комплекса, осваивая в Сарысуском районе ряд месторождений Каратау-Жанатасского фосфоритового бассейна. В 2015 году компания завершила строительство рудника и создание производства по первичной переработке руды, начав выпуск фосфоритной муки. В ходе общенационального телемоста «Новая индустриализация-2015» с участием Президента РК Н. Назарбаева компания «ЕвроХим» объявила о завершении первого этапа строительства производственного комплекса мощностью 640 тыс. тонн фосфоритной муки в год, вложив в реализацию проекта более 155 млн. у.е.

«В 2015 году «ЕвроХимУдобрения» произвело 319,8 тыс. тонн фосфорной продукции, в этом году планируется производство 640 тыс. тонн. За два месяца этого года произведено 53,8 тыс. тонн (добыча - 38 тыс. тонн, производство фосмуки - 15,8 тыс. тонн). Из выработанной продукции 20,9 тыс. тонн направлено в «ЕвроХим-БМУ» Российской Федерации, 3,5 тыс. тонн - в Гомельский химзавод Белоруссии. В 2016 году в Россию будет направлено 350 тыс. тонн фосмуки. Вместе с тем, ТОО «ЕвроХим-Каратау» производит второй этап строительства «Химический комплекс по переработке фосфатов в городе Жанатас». Комплекс будет введен в производство в 2019 - 2020 годах, стоимость проекта 950 млн. у.е.», - отметил спикер.

Реализуемый в Казахстане проект не имеет аналогов в мире. Его технологическая уникальность в том, что строящийся производственный комплекс позволит не только выпускать высококачественные фосфорные и комплексные удобрения, но также полностью избавляться от отходов в виде фосфогипса. В год предприятие будет производить 660 тыс. тонн дикальцийфосфата, 330 тыс. тонн азотно-фосфорно-калийных удобрений, до 630 тыс. тонн сульфата калия, 120 тыс. тонн сульфата магния, а также дополнительные продукты, которые могут быть использованы в других отраслях промышленности.

Известно, что Казахстан занимает четвертое место в мире по общим разведанным запасам фосфоритной руды. В советское время города Каратау и Жанатас являлись важными центрами фосфорной промышленности, производя в совокупности порядка 11 млн. тонн фосфатов в год.

«ЕвроХим» - одна из ведущих агрохимических компаний в мире по производству азотных и фосфорных удобрений, а также ряда продуктов органического синтеза и железной руды. Это вертикально интегрированная компания, спектр деятельности которой простирается от добычи полезных ископаемых и природного газа до производства, логистики и дистрибуции своей продукции. Головной офис компании находится в г. Цуг (Швейцария), производственные объекты располагаются в России, Бельгии, Литве, Китае, Казахстане. Персонал насчитывает более 22 тыс. сотрудников по всему миру.

КазИнформ, 1 апреля 2016

 

Полиметалл покупает месторождение золота в Казахстане у Казцинка за $100 млн

Один из крупнейших в России производителей драгметаллов Полиметалл покупает золотое месторождение Комаровское в Казахстане у дочки глобального добытчика и трейдера Glencore (LON:GLEN) Казцинка за $100 миллионов.

Сверх этой суммы Казцинк может получить от будущего производства на казахстанском месторождении отложенную ежеквартальную выплату, если цены будут выше $1.250 за унцию, но полный ее объем не превысит $80 миллионов, говорится в сообщении компании.

Для выплаты $100 миллионов за компанию Orion Minerals LLP - оператора месторождения - Полиметалл планирует использовать доступный запас ликвидности и имеющиеся кредитные средства.

Сделку стороны планируют закрыть в 2016 году.

Консультантом Полиметалла (MCX:POLY) в сделке был Scotiabank Europe.

Ресурсы золота Комаровского по кодексу JORC на конец 2015 года оцениваются в 28 миллионов тонн при содержании 1,5 грамма золота на тонну, или 1,4 миллиона унций золота. Полиметалл оговаривается, что оценка проведена на глубине280 метров, тогда как минерализация отслеживается до глубины 450 метров.

Комаровское расположено на северо-западе Казахстана, где у Полиметалла есть месторождение золота и меди Варваринское и перерабатывающая фабрика.

"Приобретение Комаровского соответствует стратегии Полиметалла по созданию перерабатывающего узла и открывает доступ для Варваринского к добываемой карьерным способом руде с высоким содержанием золота и с простыми и хорошо понятными металлургическими свойствами", - говорится в сообщении Полиметалла.

Reuters, 5 апреля 2016

 

ТОРГОВЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ

Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-феврале упал на 34,4%

Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-феврале 2016 года составил $8809,1 млн, что на 34,4% меньше, чем за аналогичный период 2015 года, указывается в сообщении комитета по статистике министерства национальной экономики РК.

Согласно статданным, экспорт составил $5588,9 млн, что на 34,6% меньше, чем в январе-феврале прошлого года, импорт - $3220,2 млн (-34,1%).

Объем розничной торговли в Казахстане в январе-марте 2016 года составил Т1535,2 млрд, что на 3,1% меньше, чем за аналогичный период 2015 года, указывается в сообщении комитета по статистике министерства национальной экономики РК.

Согласно статданным, объем оптовой торговли составил Т3308,6 млрд, что на 7,4% меньше, чем в I квартале прошлого года.

КазТАГ, 13 апреля 2016

 

Порт Актау повысил стоимость таможенного оформления грузовой фуры

Стоимость по оформлению документов для одной фуры в морском порту Актау выросла в 2 раза, с 18 тысяч тенге до 35 тысяч тенге (341,51 тенге = 1 доллар). Но на деле получается, что водители будут платить меньше, чем раньше, сообщает Казинформ.

"Раньше пройти через Актауский порт, при цене оформления в 18 тысяч тенге, водителям было гораздо дороже. Они обращались к брокерам, а последние, за ускоренное оформление документов, взимали немалую плату. За оформление документов водители выкладывали более 40 тысяч тенге. А теперь, установив новую цену в 35 тысяч тенге, мы избавили водителей от переплат и очередей. В эту сумму входит весь комплекс услуг по оформлению документов, выпуск таможенной декларации. Представитель морпорта сам собирает документы на борту судна, обрабатывает их, передает в таможенные органы, где их оформляют по принципу "одного окна", забирает их и передает водителям", - сказал президент "Национальная компания "Актауский международный морской торговый порт" Михаил Ялбачев.

Другой причиной, по которой администрации пришлось повысить тариф, является создание инфраструктуры на территории морпорта.

Для удобства водителей в порту откроют круглосуточное отделение "Казпочта" и круглосуточный обменный пункт, где приезжие водители смогут обменять деньги, поскольку оплата за оформление документов должна осуществляться в национальной валюте.

Также, по его словам, за территорией порта уже началось строительство "зоны отдыха", где возводится закусочная и душевые кабины для водителей.

Trend.az, 1 апреля 2015

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФАРМАЦЕВТИКА

Экспорт казахстанских лекарств в Россию вырастет с введением единых правил регистрации в ЕАЭС

Казахстанские лекарственные средства смогут свободно экспортироваться в Россию, после того как будут разработаны соответствующие документы, сообщила эксперт департамента экономической интеграции национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» Аселя Данилова.

«В декабре прошлого года было принято постановление правительства Российской Федерации об ограничении доступа к государственным закупкам лекарственных средств, но для третьих стран, то есть здесь они, наоборот, открывают доступ (с госзакупкам лекарств - КазТАГ) для государств (Евразийского экономического - КазТАГ) союза. Для стран союза они практически приравнены к российским производителям и могут, так скажем, на равных условиях поставлять именно российским заказчикам», - сказала А. Данилова на встрече с журналистами в пятницу.

«Сейчас ведется разработка порядка 40 актов, которые будут направлены на единый рынок лекарственных средств. Буквально на завершающей стадии сейчас, если вы знаете, рынок лекарственных средств, там есть вопрос регистрации. Очень важный вопрос регистрации, то есть он также будет способствовать (экспорту казахстанских лекарств в Россию - КазТАГ) - то, что мы принимаем единые правила регистрации на весь союз, также будет способствовать тому, что казахстанские лекарственные средства смогут попадать на российский рынок», - добавила она.

«Раньше это было абсолютно невозможно, потому что регистрация (стоимость регистрации лекарственных средств - КазТАГ) в Российской Федерации в десятки раз превышает регистрацию в Казахстане. Сейчас, когда приняты правила, когда принимаются федеральные акты, то есть в совокупности это, возможно, приведет к тому, что наши производители лекарственных средств смогут выйти на российский рынок», - сказала эксперт.

По ее словам, в настоящее время в топ-10 самых популярных казахстанских экспортных товаров в основном входит сырье: нефть, газ, медь, цинк, природный уран и стальной прокат.

«Такой стратегический наш продукт как пшеница идет 25-й позицией из статистики (экспорта из РК в РФ - КазТАГ)… За этот период, когда мы более-менее выровняли валютный баланс, прошло совсем мало времени, поэтому сейчас структура еще не поменялась в нашу пользу, но будем надеяться, что в ближайшей перспективе будут такие моменты», - сказала А. Данилова.

КазТАГ, 4 апреля 2015


Читать все новости