Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Обзор публикаций датских СМИ за июнь 2016 г.

14.07.2016

Экономика Дании

Согласно рейтингу “World Competitiveness Yearbook2016”, подготовленному швейцарским институтом IMD, Дания по уровню конкурентоспособности поднялась по сравнению с 2015 годом на две ступени и в настоящее время занимает 6-е место (в 2014 году – 12-е место) среди ведущих экономик мира.

На первых местах в списке IMD, как и в предыдущие годы, находятся Гонконг, Швейцария, США, Сингапур и Швеция.

По мнению Минфина Дании, рост конкурентоспособности страны произошел благодаря проводимым в стране реформам и приспособлению экономики к текущей мировой конъюнктуре.

«Бёрсен», 01.06.16

 

 

Экономика Дании до сих пор ещё не оправилась от последствий финансово-экономического кризиса 2008 года. По данным ”Eurostat” и ”Bureau of Economic Analysis” за период 2008-2015 гг. ВВП Дании сократился на 0,4%, в то время как в среднем по Евросоюзу этот показатель возрос на 2%, Германии – 6%, США – 10%, Швеции – 11%.

Справочно: ВВП Дании в 2015 году составил 1.986 млрд. крон или 266,6 млрд. €.

 «Бёрсен», 02.06.16

 

 

Рост потребления в Дании в мае с.г. составил по данным Торговой палаты Дании (Dansk Erhverv) 3,8%, т.е. уровень потребления равнялся показателям января и февраля с.г.

По мнению экономистов Торговой палаты, для того, чтобы действительно стать движущей силой роста ВВП, потребление в стране должно возрастать значительно более высокими темпами.

«Бёрсен», 14.06.16

 

По результатам референдума о выходе Великобритании из ЕС, наиболее ликвидные акции ”OMX C20” на Копенгагенской фондовой бирже упали 24 июня с.г. на 9,6%. Более сильное падение акций, на 11,06%, было отмечено в Копенгагене 6 октября2008 г.

Следует отметить, что в течение торгов 24 июня курсы акций несколько стабилизировались и падение индекса ”OMX C20” по итогам дня составило 4,1%.

«Бёрсен», 25.06.16

Внешнеэкономические связи

Секретариат ОЭСР пересмотрел правила оценки помощи слаборазвитым странам мира. Согласно британской газете ”The Guardian”, оказание военной помощи и укрепление сил безопасности, способствующие общему развитию отсталых стран, страны-члены организации впредь смогут приравнивать к оказанию экономической помощи.

В правящей партии «Венстре» данное решение ОЭСР приветствуют, однако заявляют, что Дания пока не готова относить расходы на участие страны в международных военных операциях на статью по оказанию сугубо экономической помощи.

Госбюджетом страны на 2016 год помощь наиболее отсталым странам предусмотрена в размере 2 млрд. €.

«Бёрсен», 15.06.16

 

 

Учитывая наличие в Дании передовых технологий в области ветроэнергетики, индийский производитель ветротурбин, компания ”Suzlon” в январе с.г. создала в датском г. Вайле собственный Центр проектирования лопастей нового поколения для ветротурбин. Центр возглавил инженер Томас Буль (Thomas Buhl) до этого руководивший отделением проектирования ветротурбин Датского технического университета (DTU).

По той же причине китайская компания ”Goldwind” (крупнейший в мире производитель ветротурбин по результатам 2015 года), по информации из многих источников, также собирается открыть свой центр ”R&D” на датском полуострове Ютландия.

Китайские компании ”Envision” и ”Ming Yang”, также занятые производством оборудования для ветроэнергетики, несколько лет назад уже открыли аналогичные центры в Дании.

«Бёрсен», 20.06.16

 

BREXIT

Возможный выход Великобритании из Евросоюза, так называемый ”Brexit”, вызывает серьезное беспокойство в датских политических и деловых кругах не только потому, что экспорт в эту страну превышает 10 млрд. € в год[1] и с ним прямо или косвенно в Дании связано более 50 тыс. рабочих мест.

В Дании опасаются, что с «уходом» Британии из ЕС, страна потеряет важного торгово-политического союзника в Брюсселе, в частности, по таким вопросам, как: развитие внутреннего рынка, упрощение правил и обеспечение свободной торговли.

”DI Business”, no. 6, 2016 

Решение о выходе Великобритании из Евросоюза вызовет, по мнению экспертов ”Danske Bank”,  турбулентность на мировых финансовых рынках и рецессию в еврозоне, а также неустойчивость всей мировой экономики и системы Евросоюза (прогноз МВФ).

Особо негативное влияние на датскую экономику ”Brexit” окажет в четырёх областях: частное потребление, экспорт, рынок рабочей силы и инвестиций, кредитные ставки.

”Brexit” на несколько лет вперёд создаст обстановку неуверенности и нестабильности для европейской экономики и финансовых рынков. В такой ситуации, по мнению американской ”Citygroup” и датских экспертов, частное потребление в стране замедлится, а именно от него в настоящее время зависит рост ВВП.

”Brexit” неминуемо вызовет снижения курса фунта стерлингов, что повлечет за собой снижение роста ВВП в Великобритании и других крупных экономиках ЕС. По подсчетам ОЭСР, ВВП Великобритании в результате ”Brexit” в 2018 году будет на 1,3% ниже, чем ранее прогнозировалось, а ВВП Евросоюза – на 1,1% ниже.

Общая нестабильность и неуверенность скажется и на инвестиционной деятельности компаний. В Дании сокращение промышленных инвестиций из-за ”Brexit” ожидается в 2016 году на 1,0% по сравнению с ранними прогнозами, а в 2017 году – на 0,25%.

”Brexit” также неминуемо приведет к снижению кредитных ставок и доходности гособлигаций.

Таким образом, ”Brexit” отрицательно повлияет на датскую экономику в целом. Вопрос только на сколько и на сколько долго. Минфин Дании считает, что из-за решения Британии о выходе из ЕС, ВВП Дании в 2016 году будет на 0,25 - 1,0% ниже, чем ранее прогнозировалось. То же касается и результата 2017 года, когда рост ВВП будет меньше ожидаемого на 0,5 – 1,0%.   

«Бёрсен», 24.06.16

 

Данию в ЕС без Великобритании ожидают трудности

С выходом Британии из Евросоюза портрет Европы навсегда изменился и Дании предстоят как экономические, так и политические вызовы.

Обладая одной из ведущих экономик мира, Великобритания является глобальным игроком по всем параметрам, а Лондон является финансовой столицей мира. Дания является близким партнером Великобритании. Обе страны одновременно вступили в Евросоюз (в 1973 году). На протяжении всего этого времени датские правительства успешно маневрировали между Германией и Великобританией, сохраняя особо тесные связи с соседними странами Скандинавии. Одновременно Дания «открылась» по отношению к странам Балтии и Восточной Европы и боролась против политической культуры стран Средиземноморья.

Уход Британии оставляет Данию в одиночестве на окраине европейского сообщества. Без Британии Евросоюз будет менее либеральным и менее рыночноориентированным. Дании без Британии будет сложно сохранять свои оговорки по вопросам приёма беженцев и евровалютного сотрудничества.

Есть те, кто радуется уходу Великобритании. Они наблюдают борьбу между цивилизациями, религиями и пр. Но они не могут понять, что Евросоюз – это не Римская империя, Наполеоновская Европа или нацистская Германия. Евросоюз – это политическая сцена всех его членов и сконцентрированное выражение их воли. Если страны-члены ЕС начнут соблюдать только свои национальные интересы, то система не сможет выполнять своей основной задачи – обеспечения свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Некоторые датские политики высказываются за ограничение полномочий Евросоюза. Очевидно, что соблюдение основополагающих свобод является ключом к укреплению ЕС. Социальная защита населения, борьба с социальным демпингом, налоговая политики и многое другое наилучшим образом могут осуществляться отдельно взятыми странами. Хорошо если именно таким будет толкование «выхода» Великобритании. К сожалению, велика вероятность того, что произойдет активизация популистских партий, ксенофобии и призывов к закрытию границ, что, в конце концов, приведет к дискредитации ЕС.

Дания должна оставаться в ЕС, при этом сохраняя тесные контакты с Великобританией. Это пойдет на пользу Дании и Европе в целом.     

 

«Бёрсен», 25.06.16

 

Дания – Евросоюз 

Планы развития офшорной ветроэнергетики в Северном море 

Министры энергетики стран североморского бассейна (Великобритания, Бельгия, Германия, Голландия, Дания, Норвегия, Франция), а также Ирландии, Люксембурга, Швеции и Комиссии ЕС 6 июня2016 г. в Люксембурге подписали соглашение о создании, так называемого «общего рынка» офшорной ветроэнергетики в Северном море и мерах по увеличению в 10 раз объемов производимой в Северном море электроэнергии.

Не секрет, что стоимость электроэнергии, производимой морскими парками ветроэнергетических установок (ВЭУ), значительно выше, чем от остальных источников энергии. Поэтому целями нового соглашения являются:

  1. устранение пограничных барьеров для инвесторов в Северном море таким образом, чтобы, например, датские инвесторы могли беспрепятственно строить ветропарки в территориальных водах Германии и наоборот;
  2. унификация правил установки и эксплуатации ВЭУ;
  3. резкое снижение к 2025 году стоимости электроэнергии от морских ветропарков, сделав её конкурентоспособной по отношению к другим источникам энергии.

По мнению Комиссии ЕС, без серьезного повышения эффективности морской ветроэнергетики, создание «зеленой» энергетики в Евросоюзе невозможно.

Предвосхищая намерения чиновников, 10 производителей ветроэнергетических установок и операторов офшорных ветропарков (в том числе ”MHI Vestas”, ”Siemens Wind Power”, ”Vattenfall”, ”E.ON”, ”Iberdrola”) направили участникам совещания в Люксембурге совместное заявление[2]

В нем указывается на возможность резкого снижения стоимости офшорной электроэнергии к 2025 году до 80 € за 1 MW/час (в 2014 году её цена составляла 140 €, в 2012 году – 160 € за 1 MW/час). Для этого потребуется ежегодное масштабное наращивание мощностей офшорных ветропарков (в пределах от 4 до 7 GW). Для сравнения: общая мощность морских ветропарков во всем Евросоюзе на конец 2015 года составила 10 GW, в том числе 3 GW, подключенных в течение 2015 года.

Энергетики утверждают, что стоимость электроэнергии от ветропарков морского базирования может быть вполне конкурентоспособной.

 

Прогноз цен за 1 MW/час электроэнергии из разных источников в 2025 году

 

электростанции на угле

81,72 €

офшорные ветропарки

80,00 €

атомные электростанции

79,00 €

электростанции на природном газе

70,83 €

          Источники: ”DONG Energy”, ”Siemens” и ”Bloomberg New Energy Outlook2016”

Важнейшим условием для реализации этих планов, по мнению представителей отрасли, является предсказуемость политических решений и стабильный рынок.

Увеличение мощности ветропарков достигается в первую очередь за счет увеличения размеров и, соответственно, мощности ветроэнергетических установок. Если в 2002 году максимальный диаметр ротора ВЭУ составлял80 м, то в 2005 году –90 м, в 2007 году –107 м, 2011 году –120 м, 2014 году –154 м, в 2016 году –164 м. Ожидается, что в 2020 году максимальный диаметр ротора ВЭУ будет достигать180 м, т.е. длина одной лопасти будет достигать порядка88 м.

Планы развития офшорной ветроэнергетики в Северном море восприняты в Дании с большим энтузиазмом. Министр энергетики и климата Ларс Кристиан Лиллехольт относит Данию к передовым странам в этой области и предсказывает её ветроэнергетической отрасли крупные заказы.

Вместе с тем, ряд экспертов считает, что не следует идеализировать перспективы ветроэнергетики. В глобальном плане она в настоящее время, по расчетам Международного энергетического агентства (IEA), покрывает только 1% потребляемой энергии, а в 2040 году этот показатель возрастёт максимум до 5%. Таким образом, нефть и газ ещё многие годы будут оставаться важнейшими источниками энергии.

«Бёрсен», 06.06.16

 

Энергетика

Интерес к строительству офшорных ветропарков в последнее время резко возрос.

В Голландии объявлен тендер на строительство двух из пяти планируемых офшорных ветропарков ”Borssele I” и ”Borssele II”. Подав официальную заявку на участие в этом тендере, руководство датского концерна ”DONG Energy” к своему удивлению узнало, что ещё 37 компаний или групп компаний также подали соответствующие заявки. Некоторые из участников тендера уже открыто объявили об этом:

  • англо-голландский концерн ”Shell” совместно с голландскими компаниями ”Eneco” и ”Van Oord”. Они, кстати, в качестве поставщика ветроэнергетических установок предлагают оборудование датской компании ”MHI Vestas”;
  • немецкая компания”RWE” совместно с австралийским капитал фондом ”Macqarrie”;
  • немецкий концерн ”Siemens” совместно с бельгийской компанией ”Deme” и офшорной компанией ”Delta”;
  • шведский энергетический концерн ”Vattenfall”. 

Аналитики отмечают, что, к сожалению, прошли времена, когда концерн ”DONG Energy” практически без серьезной конкуренции выигрывал тендеры на строительство и эксплуатацию морских ветропарков за рубежом.

 

«Бёрсен», 13.06.16

 

Для реализации планов развития и расчетов по долгам энергетический концерн ”DONG Energy”, как известно, в декабре2013 г. произвел дополнительную эмиссию акций на 11 млрд. крон (≈ 2 млрд. долл.).

Значительная часть акций, по предварительной договоренности, была выкуплена рядом пенсионных фондов Дании и капитал фондом ”Goldman Sachs Capital Partners”, входящим в американскую финансовую корпорацию ”Goldman Sachs”.

Пенсионный фонд ”ATP” после данной сделки завладел почти 5% акций ”DONG Energy”, пенсионный фонд ”PFA” – 2% акций, а ”Goldman Sachs” – почти 19%. За свою долю акций ”DONG Energy” американцы заплатили 8 млрд. крон, т.е. 1,45 млрд. долл.

В результате этих транзакций доля государства в акционерном капитале ”DONG Energy” снизилась с 81% до 58,8%.

Для продолжения экспансии, в первую очередь в области офшорной ветроэнергетики в Северной Европе, руководство ”DONG Energy” с одобрения Правительства Дании приняло решение о продаже начиная с 9 июня 2016 г. крупного пакета акций на Копенгагенской фондовой бирже ”Nasdaq OMX Copenhagen”. Из общего числа 417,7 млн. акций предполагается продать от 63,2 млн. акций (15,1% акционерного капитала) до макс. 72,4 млн. акций. Заявленная стоимость акций – от 220 до 255 крон за штуку (29,5-34,2 €).

Акции ”DONG Energy” смогут приобретать на фондовой бирже как институциональные, так и частные инвесторы.

 

Распределение акций ”DONG Energy” у крупнейших держателей (в %)

акционеры

до продажи акций в июне2016 г.

после продажи акций в июне2016 г.

Датское государство

58,8

50,1

”Goldman Sachs”

17,9

13,3

”SEAS-NVE Holding”

10,8

9,5

пенсионный фонд ”ATP”

4,9

3,7

новые владельцы акций

-

19,9

прочие

7,6

3,5

Источник: ”DONG Energy”

 

Как следует из таблицы, датское государство сохранило за собой контрольный пакет акций компании ”DONG Energy”.

Ожидалось, что после продажи акций капитализация ”DONG Energy” возрастет с 44,8 до 106,5 млрд. крон (14,3 млрд. €), однако сразу же после открытия торгов стоимость акций поднялась до 235 крон (31,5 €) за штуку. В целом, за первый день торгов акции ”DONG Energy” приобрели 36 тыс. частных инвесторов, а капитализация компании достигла 107,8 млрд. крон (14,46 млрд. €).

«Бёрсен», 13.06.16

 

Военные программы 

Правительство Дании в ближайшее время должно принять окончательное решение о замене старых истребителей F-16, стоящих сейчас на вооружении Дании, на боевые машины нового поколения. В течение длительного периода времени военные эксперты изучали поступающие предложения с целью сделать выбор в пользу одного из предлагаемых типов самолетов:

  • F-35 Joint Strike Fighter американской компании ”Lockheed Martin”;
  • F/A-18FSuper Hornet компании ”Boeing”;
  • Gripen шведской компании ”Saab” и
  • Eurofighter Typhoon – детище европейского консорциума во главе с ”Airbus Industries”.

Минобороны Дании подготовило оценки каждого из предлагаемых истребителей по четырем параметрам:

  • стратегическая оценка – преимущества и недостатки с политической и военно-стратегической точек зрения;
  • военная оценка – технические возможности истребителя;
  • экономическая – цена самолета и дальнейшие эксплуатационные расходы;
  • промышленная оценка – возможности получения заказов компаниями датского ВПК по, так называемым, встречным закупкам.

Вместо 44 единиц устаревших  истребителей F-16, стоящих сейчас на вооружении Дании, ранее предполагалось закупить 48 единиц боевых машин нового поколения.  Количество заказываемых самолетов напрямую зависело от выбора модели, т.к. имеется большая разница в ценах в зависимости от модели истребителя. Так, закупочная цена истребителя F-35 Joint Strike Fighter (без стоимости технического обслуживания на весь период эксплуатации) в настоящее время составляет порядка 100 млн. €.

В конце концов, Правительство Дании остановило свой выбор на истребителе F-35 Joint Strike Fighter, единственном из предлагаемых истребителей пятого поколения. Кроме того, F-35 сконструирован по технологии ”Stealth”, что делает его практически невидимым для радаров.

Ввиду высокой стоимости, решено закупить 27 машин F-35 на общую сумму 20 млрд. крон, т.е. более 2,7 млрд. €.

Срок эксплуатации истребителей F-35 JSF в датских ВВС рассчитан минимум на 30 лет, а стоимость машин с учетом всех эксплуатационных расходов составит 56 млрд. крон (7,5 млрд. €).

Первые машины будут предоставлены датским пилотам для учебных и тестовых полетов в 2021 году. По соглашению с компанией ”Lockheed Martin” (и возможно Пентагоном), 5 из 27 заказанных машин будут постоянно находиться на авиабазе ”Luke Air Force Base” в штате Аризона, США в качестве учебных.

Поставка всех самолетов датским ВВС будет завершена в 2026 году, а полная боевая готовность машин ожидается в 2027 году.

Истребители F-16 будут находиться в эксплуатации до 2024 года, и уже объявлено, что в период 2022-2024 гг. датские ВВС не смогут принимать участие в, так называемых, «международных миссиях».

         В настоящее время Правительство Дании ведет переговоры со всеми политическими партиями, представленными в Парламенте, с целью достичь политического соглашения по вопросу о закупке новых истребителей.

         Партии оппозиции критикуют министра обороны за то, что во время презентации в парламенте, он завысил тактико-технические характеристики истребителя F-35, не уделив достойного внимания достоинствам технике, предлагаемой конкурентами.

  «Бёрсен», 06.06.16

 

Датские компании

Президент концерна ”A.P. Møller-Mærsk A/S” Нильс Смедегорд Андерсен, по решению правления, с  1 июля с.г. уходит в отставку.

Справочно: ”A.P. Møller-Mærsk A/S” является крупнейшим датским многоотраслевым концерном, имеющим дочерние компании и представительства в 130 странах мира с общим числом занятых около 120 тыс. человек.

Основные направления деятельности концерна:

  • морской транспорт (”Mærsk Line”);
  • разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (“Maersk Oil & Gas”);
  • строительство и эксплуатация контейнерных терминалов (“APM Terminals”);
  • разведка углеводородов на офшоре по всему миру (”Mærsk Drilling”);
  • морской технический сервис (”Mærsk Supply Service”, ”Mærsk Tankers”, ”Svitzer” и ”Damco”).

По тоннажу эксплуатируемого флота и по объему морских перевозок   ”A.P. Møller-Mærsk A/S” является крупнейшей судоходной компанией в мире. На концерн приходится 14% мирового объема морских перевозок, у него в распоряжении 610 морских судов.

Новым президентом ”A.P. Møller-Mærsk A/S” назначен Сёрен Скоу (Søren Skov), с 2012 году руководивший компанией ”Mærsk Line”.

Справочно: Сёрен Скоу (Søren Skov) родился 20 августа 1964 г. в датском г. Ольборг. Окончил Высшую торговую школу (Copenhagen Business School) в Копенгагене, а также курс МВА в швейцарском институте ”IMD”.

C 1983 г. работает в концерне ”A.P. Møller-Mærsk A/S”, в том числе в его подразделениях в США и Китае. С 1 января 2012 г. руководил компанией ”Mærsk Line”. Женат, имеет троих детей. Хобби: искусство и велогонки в Альпах.

Новому президенту предстоит проведение давно назревшего процесса децентрализации концерна. Предполагается, что компании ”Mærsk Line”, “Maersk Oil & Gas”, “APM Terminals” и ”Mærsk Drilling”, представляющие четыре важнейших направления деятельности концерна, оставаясь в составе холдинга ”A.P. Møller Holding”, в дальнейшем будут проводить самостоятельную финансово-хозяйственную политику и даже представят свои собственные акции на фондовой бирже.

Не исключено, что после завершения процесса децентрализации, Сёрен Скоу будет возглавлять как ”A.P. Møller-Mærsk A/S”, так и компанию  ”Mærsk Line”.

После обнародования информации о смене президента ”A.P. Møller-Mærsk A/S”, акции концерна на Копенгагенской фондовой бирже подскочили на 10%.

 «Бёрсен», 24.06.16

 

Датские власти выяснили, что в период 2010-2013 гг. на предприятии компании ”FF Skagen A/S” в 172 тыс. тонн рыбьего жира было подмешано       4,9 тыс. т биодизельного топлива.

Справочно: Биодизельное топливо производят из отходов растениеводства путём их расщепления с использованием специальных энзимов.

Компания на этом заработала дополнительно 6,8 млн. крон (916 тыс. €), однако, когда афера раскрылась, ей пришлось заплатить штраф государству в размере 8 млн. крон (1,08 млн. €), а также осуществить компенсационные выплаты норвежским покупателям этой партии рыбьего жира.

Генеральному директору ”FF Skagen A/S” полицией было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах и он был уволен. Если его вина будет полностью доказана, то ему грозит тюремное заключение от 2 до 3 лет.

Справочно: Компания ”FF Skagen A/S” является крупнейшим в мире производителем рыбьего жира и рыбной муки. Её годовой оборот составляет порядка 312 млн. долл. 90% производимой продукции поставляется на экспорт в 60 стран мира. Крупнейшими покупателями рыбной муки являются производители кормов для искусственного рыборазведения (аквакультуры) – датская компания ”Biomar” и норвежские ”Ewers” и ”Skretting”.

Добавление биодизельного топлива в рыбий жир, по информации специалистов, не могло представлять какой-либо опасности для здоровья разводимых рыб, однако это запрещено датским законодательством. В рыбий жир запрещено добавление продуктов, ранее классифицированных как технические масла, топливо и т.д.

 «Бёрсен», 27.06.16



[1] поставки продукции из Дании в остальные страны Евросоюза составляют почти 74 млрд. €

[2] Представители датской компании ”DONG Energy” не могли участвовать в данном заявлении, т.к. она запланировала на ближайшее время первичное размещение акций на фондовой бирже (IPO)


Читать все новости