Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Информация о принятых в Республике Беларусь в июне - июле 2016 г. нормативных актах инвестиционной направленности

31.07.2016

1. Постановлением Совета Министров от 19 июля 2016 года № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10» в Белоруссии утверждены:

- Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

- Положение о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

- Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;

- Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

- Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.

Право разъяснять вопросы применения Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 и постановления предоставлено следующим республиканским органам государственного управления:

- Министерству экономики – в части вопросов заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, проведения конкурса по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора, возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором;

- Государственному таможенному комитету – в части вопросов, относящихся к сфере таможенного регулирования;

- Министерству по налогам и сборам – в части вопросов, относящихся к сфере налогообложения;

- Государственному комитету по имуществу – в части вопросов, относящихся к сфере земельных отношений, а также порядка продажи не завершенного строительством незаконсервированного объекта с публичных торгов;

- Министерству архитектуры и строительства – в части вопросов, относящихся к сфере архитектурной и строительной деятельности;

- Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды – в части вопросов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Определено, что республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, заключившие инвестиционные договоры, ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство экономики информацию о ходе реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционных договоров и выполнении сторонами условий инвестиционных договоров.

В свою очередь Министерству экономики ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, необходимо направлять в Совет Министров Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет информацию о ходе реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционных договоров и выполнении сторонами условий инвестиционных договоров.

Согласно нормам Положения о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора, конкурс проводится комиссией, созданной в республиканском органе госуправления, иной госорганизации, подчиненной правительству, Управлении делами Президента, областном (Минском городском) исполнительном комитете, при наличии двух и более инвесторов, претендующих на заключение инвестдоговора, предполагающего реализацию проекта на одном и том же земельном участке, включенном в перечень участков для реализации инвестпроектов. Комиссия осуществляет проверку соответствия инвесторов требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, в форме предварительных заседаний конкурсной комиссии; принимает решение о допуске (недопуске) инвесторов к участию в конкурсе и информирует их о принятом решении; осуществляет взаимодействие с государственными органами, исполкомами в целях организации и проведения конкурса; организует и проводит конкурсы в форме заседаний конкурсной комиссии; оценивает конкурсные предложения участников. Участники конкурса или иные уполномоченные ими в установленном порядке лица присутствуют на заседании конкурсной комиссии, на котором планируется рассмотрение их конкурсных предложений. Комиссия принимает следующие решения: допустить или не допустить инвестора (инвесторов) к участию в конкурсе; отстранить участника и не рассматривать его конкурсное предложение; объявить победителя конкурса; признать конкурс нерезультативным или несостоявшимся. Решения конкурсной комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель комиссии. До проведения конкурса проводится предварительное заседание комиссии, на котором проверяется соответствие инвесторов установленным требованиям. Датой проведения конкурса является дата заседания комиссии, на котором планируется рассмотрение конкурсных предложений. Объявление конкурса осуществляется путем направления секретарем конкурсной комиссии не менее чем за 10 рабочих дней до даты проведения конкурса, но в один и тот же день, всем участникам конкурса или иным уполномоченным ими лицам извещения о проведении конкурса. Основными критериями оценки конкурсных предложений являются соответствие инвестиционного проекта приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций; заявленный общий объем инвестиций; сроки реализации инвестиционного проекта; количество создаваемых рабочих мест; финансовые и организационные возможности участника конкурса; соответствие инвестиционного проекта регламентам использования и застройки земельного участка в соответствии с градостроительным паспортом земельного участка, на предоставление которого претендует участник конкурса. В случае несогласия с решением конкурсной комиссии участник конкурса вправе обратиться в суд в установленном порядке для обжалования такого решения в течение 20 рабочих дней с даты его принятия.

В соответствии с Положением о  порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и государством, инвестор, с которым прекращен инвестиционный договор по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией, реализующей инвестиционный проект, своих обязательств по инвестдоговору, может претендовать на то, чтобы быть освобожденным от штрафных санкций. Ранее законодательно такая возможность закреплена не была. Кроме того, инвестор может быть освобожден от возмещения льгот и преференций, которые ему были предоставлены Беларусью и были им использованы.

Также постановление предусматривает, что  Государственный реестр инвестиционных договоров с Республикой Беларусь будет вестись только в электронном виде (ранее велся как в бумажном, так и в электронном виде). Минэкономики осуществляет государственную регистрацию инвестиционного договора, дополнительного соглашения к нему в Государственном реестре, внесение в Государственный реестр сведений о прекращении инвестиционного договора в течение двух рабочих дней с даты поступления документов. Кроме того, постановлением доработан порядок заключения, изменения и прекращения инвестдоговоров с государством, а также порядок согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Беларуси (ввезенных на ее территорию) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.

 

2. Законом от 18.07.2016 № 403-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле» предусмотрено, что правила выделения и изъятия земельных участков, ранее установленные президентскими указами, переносятся в Кодекс о земле. В Кодексе появится ст. 35¹ «Перечни свободных (незанятых) земельных участков и перечни участков для реализации инвестиционных проектов».

Данной статьей устанавливается, что местные исполкомы формируют перечни свободных (незанятых) земельных участков, информация о наличии которых должна быть полной, достоверной, открытой и доступной, при этом она подлежит включению в перечни с указанием целей возможного использования таких участков. Перечни должны поддерживаться местными исполкомами в актуальном состоянии, ежемесячно обновляться и размещаться на информационных стендах и официальных сайтах этих органов в сети Интернет (при наличии таких сайтов), могут они распространяться и иными доступными способами, в т.ч. через СМИ.

Определено также, что Минский городской, городские (городов областного, районного подчинения) и районные исполкомы формируют перечни участков для реализации инвестпроектов. Решения исполкомов о включении участков в данные перечни принимаются на основании градостроительных паспортов земельных участков, подготавливаемых с учетом утвержденных в установленном порядке генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, архитектурных проектов застройки территорий городов, схем комплексной территориальной организации областей (районов), схем землеустройства районов. Эти перечни также в обязательном порядке размещаются на информационных стендах и официальных сайтах местных исполкомов в Интернете (при наличии таких сайтов), а также могут распространяться иными доступными способами, в т.ч. через СМИ.  При этом для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами, предоставляются только те земельные участки, которые включены в перечни участков для реализации инвестпроектов, если, конечно, иное не установит Президент.

Информация, содержащаяся в перечнях участков для реализации инвестпроектов, должна постоянно поддерживаться местными исполкомами в актуальном состоянии, быть полной, достоверной, открытой, доступной и включать цели возможного использования этих участков, их ориентировочные площади, а также содержать сведения о госоргане (госорганизации), в который (которую) необходимо обращаться для заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь. Кроме того, перечень может содержать сведения об объекте инвестиций, в т.ч. объектах недвижимости, подлежащих сносу, обеспеченности участков инфраструктурой, о минимальном объеме инвестиций, возможных льготах и (или) преференциях инвестору (инвесторам) и (или) организации, реализующей инвестпроект, сроках реализации инвестпроекта. При принятии решения, предусматривающего включение участка в перечень (исключение из перечня), указанная информация обновляется на информационных стендах и официальных сайтах местных исполкомов в сети Интернет (при наличии таких сайтов) не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Копия решения (выписка из решения) о включении участка в перечень участков для реализации инвестпроектов не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляется местным исполкомом в Минэкономики, а также в соответствующий областной исполком для размещения на официальных сайтах этих органов в Интернете.

В свою очередь, исключение участка из перечня участков для реализации инвестиционных проектов допускается в случае:

– заключения в установленном порядке инвестиционного договора с Республикой Беларусь и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;

– изъятия и предоставления земельного участка для госнужд;

– если такой участок более 2 лет со дня принятия решения о его включении в перечень участков для реализации инвестпроектов остается невостребованным инвесторами;

– в иных случаях, определенных Президентом.

Порядок формирования перечней свободных (незанятых) земельных участков и перечней участков для реализации инвестпроектов будет определяться областными и Минским городским исполкомами.

Закон № 403-З вступает в силу с 1 августа 2016 г.

 

3. Постановлением Совета Министров от 20 июля 2016 года № 570   «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 103» утвержден в новой редакции план кредитования государственных программ и мероприятий в 2016 году. В новой редакции изложен также план финансирования государственных программ и мероприятий открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь». Согласно постановлению, кредитные ресурсы по отдельным направлениям перераспределены с учетом сезонного характера и специфики хозяйственной деятельности организаций-кредитополучателей. Общий лимит директивного кредитования, установленный на текущий год, не изменится. Также уточнен порядок кредитования Банком развития новых инвестиционных проектов, к которым относятся проекты, ранее не включенные в планы кредитования госпрограмм, и решение о кредитовании которых не принято кредитующими банками. Банк развития будет кредитовать новые проекты в случае, если они прошли конкурсный отбор и признаны экономически эффективными и финансово реализуемыми. В план включены субъекты агроэкотуризма, приобретающие возможность получения директивных кредитов на условиях указа от 2 июня 2006 года №372, а также производители сельскохозяйственной продукции, которые могут получить кредиты в рамках постановления Совета Министров №1563. Постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 года.

 

4. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь  № 560 от 18 июля 2016 года «Об утверждении Республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 годы» запланировано увеличение площади логистических центров в 1,64 раза, однако государственное финансирование на эти цели не предусмотрено. Планируется что ряд инвестиционных проектов по развитию логистической инфраструктуры и инфраструктуры, необходимой для осуществления транзита по территории республики, а также мероприятий, связанных с усовершенствованием законодательства, развитием международного сотрудничества, информационно-коммуникационным развитием, будут финансироваться в рамках программ по развитию транспорта, дорожного хозяйства, энергосистемы, услуг в сфере связи и информатизации либо в форме государственно-частного партнерства.

 

5. Постановлением Совета Министров от 06.07.2016 № 532  «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года «О государственно-частном партнерстве» утверждены:

- Положение о порядке подготовки, рассмотрения и оценки предложений о реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП);

- Положение о порядке организации и проведения конкурса по выбору частного партнера  для заключения соглашения о государственно-частном партнерстве;

- Положение о порядке ведения Государственного реестра соглашений о государственно-частном партнерстве.

Положением о порядке подготовки, рассмотрения и оценки предложений о реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) предусматривается, что подготовка государственным и частным инициаторами предложения о реализации проекта ГЧП будет состоять из двух этапов: разработка концепции проекта ГЧП в соответствии с требованиями Министерством экономики и подготовка документов предложения (технико-экономическое обоснование, паспорт проекта, а также проект соглашения о ГЧП).

Выбор проекта для проработки возможности его реализации в качестве проекта ГЧП может осуществляться с учетом следующих условий:

- соответствие проекта целям и задачам ГЧП;

- возможность предоставления частному партнеру для размещения объекта инфраструктуры земельного участка (при необходимости);

- возможность передачи частному партнеру во владение, пользование, в т.ч. безвозмездное пользование, объекта инфраструктуры, иного недвижимого и (или) движимого имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о ГЧП;

- возможность привлечения частного партнера к реализации проекта;

- отсутствие заключенных соглашений о ГЧП, инвестиционных договоров с Республикой Беларусь и (или) концессионных договоров в отношении объекта инфраструктуры.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Читать все новости