Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

От порта к порту: Крымский бизнес налаживает деловые отношения с Сирией

22.01.2019

Дирекцию переориентируют на запад

Крымские делегации посещали Сирию несколько раз в течение прошлого года. В октябре между Крымом и Сирийской Арабской Республикой был подписан меморандум об экономическом сотрудничестве. Наши политики провели переговоры с сирийскими коллегами и подписали соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве.

В декабре был создан торговый дом "Крым-Сирия", который получит статус участника свободной экономической зоны. Кроме того, началась подготовка к преобразованию оператора Керченской паромной переправы ООО "Морская дирекция" в крымско-сирийскую судоходную компанию. Для этого Совмин Крыма отменил решение о закрытии "Морской дирекции". Ликвидировать ее хотели после открытия автомобильного движения по Крымскому мосту.

- Нам поставлена задача действовать быстро, поэтому тянуть не будем, - рассказал "РГ" заместитель председателя правительства Крыма, постоянный представитель региона при президенте РФ Георгий Мурадов во время проведения дней делового Крыма в Москве. - "Морская дирекция" функционирует, и это облегчает нам сотрудничество на международном судоходном рынке. Мы хотим создать совместную компанию, поэтому должны будем официально ввести сирийскую сторону в ее состав в качестве наших партнеров.

Параллельно с созданием судоходной компании стороны определяются с номенклатурой грузов.

Клиринг поможет

- Направлений для сотрудничества много, - говорит Георгий Мурадов. - Помимо торговли, нас интересует участие крымских компаний в инфраструктурных проектах Сирии. Мы рассматриваем Крым как южные ворота России. И сирийские товары будут приходить не на маленький рынок полуострова, а на общероссийский.

Одна из целей экономического сотрудничества - активизировать работу крымских портов. Крым и Сирия под санкциями, но сообщение между портами наших стран открыто, и ему никто не мешает. Это один из эффективных путей развития отношений.

О своем желании сотрудничать заявили производители электротехнической продукции, сварочного оборудования, металлургические и судостроительные заводы, предприятия химпрома, сельхозпроизводители. Сирия для них - новый интересный рынок (хотя специфический и в целом непростой), поэтому представители нескольких крымских предприятий уже посетили эту страну с целью налаживания контактов.

- В конце прошлого года в составе крымской делегации я тоже побывал в Сирии, - рассказал заместитель председателя совета директоров фирмы "СЭЛМА" Георгий Агаджанян. - Наш завод производит сварочное оборудование, поэтому направление сотрудничества узкое, например, нефтегазовая сфера и железные дороги. В министерстве транспорта Сирии говорили о возможном строительстве железных дорог, хотя пока непонятно, кто будет оператором этих объектов со стороны России. Мы, естественно, заинтересованы в реализации таких проектов, потому что на них может быть использовано наше сварочное оборудование. Но пока есть вопросы с оплатой за его поставку: сирийская сторона готова к сотрудничеству, но у нее есть финансовые проблемы. Когда удастся реализовать проекты, пока сказать сложно.

Георгий Мурадов рассказал "РГ", что, скорее всего, странами, компаниями и предприятиями будет применен механизм клирингового безналичного расчета за поставленные товары. Россия выделит Сирии кредитную финансовую помощь, а последняя, в свою очередь, направит эти средства на закупку российского оборудования и продукции. В определенном смысле это выгодно России, потому что деньги останутся внутри страны. По аналогичной схеме сейчас строится завод на Кубе.

- Мы в основном будем вести клиринговые расчеты, сопоставляя стоимость наших поставок и возможных сирийских, - говорит он. - Кроме того, у Сирии есть государственные программы, например, восстановления железных дорог, которые обеспечены финансированием. И есть серьезный сирийский бизнес, располагающий достаточными средствами.

От зерна до стрелок

Одним из первых рассчитывает подписать контракт с Сирией Керченский металлургический завод. Речь идет о поставках стрелочных переводов для восстановления железных дорог и эмалированной посуды.

"Сейчас проект контракта в стадии коммерческой проработки, обсуждаем номенклатуру товаров, - сообщили "РГ" на предприятии. - Когда он будет подписан, пока сказать сложно, хотелось бы в 2019-м. Надеемся, это будет многолетний контракт: для предприятия это выгодно, потому что мы получим новый рынок сбыта товаров. Хотя сейчас особых проблем с реализацией промышленной продукции у нас нет: мы вышли из кризиса, практически сформировали заказ на 2019 год, подписали с РЖД трехлетний контракт до 2022 года о поставках нашей продукции на три железные дороги".

Кроме того, Крым готов поставлять в Сирию зерно, причем не только свое, но и выращенное в других регионах юга. В свою очередь, Сирия заинтересована в поставках на полуостров цитрусовых, фруктов и овощей, а также одежды и продукции химпрома, в частности фосфатов, необходимых для производства удобрений.

Стороны рассчитывают в ближайший год-два выйти на товарооборот в один миллиард долларов в денежном эквиваленте - это половина довоенных объемов торговли между Россией и Сирией.

- Крым претендует на то, чтобы в полной мере играть роль южных экономических ворот России, - резюмирует Георгий Мурадов. - Мы предпринимаем усилия для налаживания отношений с целым рядом государств, особенно с Сирией, а также другими странами арабского мира, северной Африки, южной Европы и Ближнего Востока.

Тем временем

С 14 по 19 января состоялся официальный визит в Сирию российской делегации, куда входили и представители Севастополя. Как сообщил депутат Госдумы РФ Дмитрий Белик, подписано соглашение о сотрудничестве между городом-героем Севастополем и морскими воротами Сирии - Тартусом.

- Оба - портовые города, в обоих находятся базы Российского флота, рано или поздно подписание такого соглашения должно было состояться, - сообщил он, добавив, что это один из реальных механизмов развития Севастополя как крупного транспортного хаба. - С учетом строительства трассы "Таврида", которая начинается в Керчи, а заканчивается в порту в Камышовой бухте Севастополя, с учетом постройки Крымского моста грузы из Сирии в Россию и из России в Сирию могут идти в огромных объемах. Создание морского пути Севастополь - Тартус вышло на проектный уровень, и в ближайшее время ожидается системный запуск сообщения между портами.

Как сообщил губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников, на встрече с министром транспорта Сирии Али Хамудом обсуждались возможные проекты взаимодействия. Речь идет, в первую очередь, о перевалке тех грузов, которые необходимы Сирии: зерно, строительные материалы, автомобильная техника.

- Для нас это экономически выгодно, ведь тем самым будут загружены мощности Севморпорта, - сообщил он. - Этим предприятием уже подготовлен меморандум о сотрудничестве, который находится на рассмотрении в правительстве Сирии. Он предполагает организацию совместного морского агентства и экспедиторской компании в портах Севастополь, Латакия и Тартус. Новый виток развития эта совместная работа получит в 2019 году после ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Крымского моста.

Компетентно

Сергей Аксенов, глава Крыма:

- Процесс создания крымско-сирийской судоходной компании находится на завершающем этапе. Мы нашли оператора, у которого в наличии есть суда и который готов их передать в эту судоходную компанию. Не хочу пока его называть, но договоренности мы достигли. Сейчас определяем объем грузов, который можно привезти из Новороссийска и крымских портов. Принципиальное согласие достигнуто по целому ряду направлений, идет детализация. По нашим прогнозам, товарооборот между Крымом и Сирийской Арабской Республикой может составить до одного миллиона тонн в год.

Источник: RG


Читать все новости