Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

У груза миновало

24.03.2020

Распространение коронавируса создало для российского транспорта как крупные проблемы, так и неожиданные перспективы. Железнодорожные и морские контейнерные компании отмечают восстановление китайского рынка, хотя и предупреждают, что перевозки могут не достичь уровня прошлого года, а ослабление рубля — существенно повлиять на объем поставок в Россию. Автоперевозчики, опасаясь негативного влияния на рынок ужесточения карантинных мер в Европе, наблюдают тем не менее взлет перевозок продовольственных и бытовых товаров. Правда, не ожидают, что он продлится долго.

Железнодорожные логисты, обслуживающие международный контейнеропоток в Россию и транзит Китай—Европа, наблюдают восстановление отгрузок из КНР, основного экспортера контейнеризированных грузов. «В связи с определенной стабилизацией эпидемиологической обстановки в Китае предприятия этой страны постепенно возвращаются к нормальному режиму работы,— рассказывает гендиректор "Трансконтейнера" Виктор Марков.— В последние две недели мы наблюдаем признаки восстановления международных перевозок. Экспорт в марте в контейнерах растет более чем на 9% к марту прошлого года». Также, отмечает он, передача контейнеров из Китая по ключевым погранпереходам и дальневосточным портам приближается к нормативным показателям.

Мы с осторожным оптимизмом смотрим на перспективы роста рынка контейнерных перевозок в 2020 году»,— говорит господин Марков.

В ОТЛК ЕРА (российско-белорусско-казахстанское СП, обслуживающее контейнерный транзит через эти страны) поясняют, что даже в самые кризисные дни января—февраля, когда предприятия в КНР останавливались, компании продолжали отгрузки существующих товарных запасов по действующим контрактам. «Рост объема перевозок груженых контейнеров в январе—феврале по направлению Китай—Европа в сервисах ОТЛК ЕРА превысил 20%,— говорят в компании, уточняя, что тогда же значительно активизировались европейские грузоотправители.— Объемы перевозок груженых контейнеров из Европы в Китай за первые два месяца превысили прошлогодние более чем на 60%. Да, практически обнулились перевозки порожних контейнеров в наших сервисах, но даже это не помешало нарастить общий объем первых двух месяцев на 12%».

В ОТЛК ЕРА ждут роста перевозок из КНР. Нет и отказов от отгрузок из Европы, добавляют в компании, а из Италии, где ситуация развивается наиболее драматично, «приходят сообщения о работе транспорта в штатном режиме».

По словам исполнительного директора Freight Village RU Юрия Юрьева, ежемесячно из Китая в Ворсино приходит в среднем 45 контейнерных поездов. «C 1 января по 29 февраля текущего года терминал принял 92 контейнерных поезда, что на 10 поездов больше аналогичного периода предыдущего года,— отмечает топ-менеджер.— В марте мы наблюдаем небольшое снижение, будем отслеживать ситуацию во втором квартале».

В Fesco также видят восстановление грузопотока из Китая: «С конца февраля наблюдается еженедельный рост импорта, хотя отставание объемов за последние четыре недели от уровня прошлого года составляет 20–25%». Текущий поток, объясняют в Fesco,— это отгрузки заказов, сделанных в феврале-марте до ослабления курса рубля. «В случае дальнейшей нестабильности курса уже в апреле мы можем увидеть замедление импортного объема,— предупреждают в компании.— Это касается не только Китая, а импорта в целом».

«Мы наблюдаем ситуацию, когда китайская сторона уже готова отправлять товары, а российская — принимать,— говорит Александр Баскаков, директор Rail Cargo Logistics-RUS.— Можно прогнозировать рост импорта из Китая в Россию, а также переход части грузов с автотранспорта на железную дорогу для более прогнозируемых сроков доставки».

Но будущее развитие ситуации будет зависеть от действий властей и вводимых ограничений: в Европе заводы встали, поэтому транзитный поток сильно сократится в обе стороны. Источник в отрасли отмечает, что заметно упала обратная загрузка контейнеров на маршруте Европа—Китай. Это повысило себестоимость перевозки и негативно повлияло на привлекательность железнодорожного транзита относительно морских перевозок.

Автоперевозчики наблюдают всплеск спроса на перевозки товаров, вызванный потребительским ажиотажем и ростом онлайн-заказов и удаленных сервисов.
 
Но источник “Ъ” на рынке считает оживление временным и недостаточным для компенсации снижения трафика из-за рубежа. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что наибольшие опасения у автоперевозчиков вызывает риск закрытия погранпереходов.

Гендиректор агрегатора крупнотоннажных грузоперевозок Fura Филипп Газманов подчеркивает, что коронавирус на рынок влияет «экстремально разнонаправленно». Панический спрос населения на продукты питания и средства гигиены увеличивает количество перевозок, которые необходимы, чтобы его удовлетворить. Вместе с тем есть риск принудительного закрытия торговых центров, который убьет перевозки. Отмена спортивных и увеселительных мероприятий плохо влияет на продажи алкоголя, отмечают в Fura, а «алкоголь, особенно пивные напитки, составляет значительную часть (20%) перевозимых грузов».

В Fura полагают, что катастрофический удар по рынку логистики может нанести закрытие заводов, поскольку рабочих невозможно перевести на удаленный режим. При худших сценариях рынок автомобильных перевозок сократится на 20–40%, полагают в Fura. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков 23 марта уже попросила правительство ввести мораторий на взимание транспортного налога и платежей системы «Платон».

Источник: Коммерсантъ


Читать все новости