Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Овощи переходят границы

30.04.2020

Падение потребительского спроса в России из-за кризиса и пандемии COVID-19 стимулирует производителей овощей выходить на иностранные рынки. ГК «Рост» может уже летом начать поставки томатов в ОАЭ и ведет переговоры с дистрибуторами в ЕС. Экспортные планы есть и у конкурентов. За счет более высоких цен на овощи за рубежом и девальвации рубля рентабельность экспорта может быть высокой, но иностранные рынки отличает серьезная конкуренция.

ГК «Рост» планирует начать экспорт овощей летом этого года, сообщил “Ъ” основатель и гендиректор группы Сергей Рукин. По его словам, первые поставки могут быть сделаны в ОАЭ. Исполнительный директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков говорит, что до сих пор российские производители не экспортировали тепличные овощи, замещая импорт. «Рост» собирается поставлять эксклюзивные сорта томатов черри, которые представлены в РФ под брендами «Медовые», Dolce Vita и «Сладкая ягода», говорит господин Рукин. По его словам, сейчас идут переговоры с дистрибуторами и сетью Carrefour в ОАЭ. Связаться с представителем компании не удалось.

ГК «Рост» управляет тепличными комплексами общей площадью свыше 90 га, а к 2022 году планирует увеличить площадь теплиц до 300 га. По собственным прогнозам, в этом году группа должна получить 6 млрд руб. выручки. 

Первые объемы экспорта будут небольшими, но этот канал может стать более прибыльным за счет высоких цен, ожидают в «Росте». Так, в ОАЭ оптовые цены на свежие овощи на 30–40% превышают российские, что позволяет быть конкурентными даже с учетом доставки, говорит Сергей Рукин. По оценкам Михаила Глушкова, на первом этапе компания может экспортировать томатов черри на $5–10 млн в год. Кроме того, «Рост» ведет переговоры о поставках с дистрибуторами в ЕС. По словам Сергея Рукина, особенно активный спрос есть со стороны Германии и Польши, где из-за ограничений в связи с пандемией COVID-19 не хватает рабочей силы для сбора овощей в теплицах.

Экспорт тепличных овощей особенно актуален в связи девальвацией рубля и кризисом на российском рынке, который затронет и потребление свежих овощей, говорит господин Рукин. Но, подчеркивает он, группа давно готовилась к поставкам. По словам Михаила Глушкова, из-за ограничений в связи с COVID-19 спрос на овощи по разным позициям сократился до 30%. Из-за волатильности спроса и возросшей себестоимости ассоциация «Теплицы России» предлагала торговым сетям ограничить их наценку на овощи (см. “Ъ” от 10 апреля). В «Магните» и «Ленте» падения спроса не видят. В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») говорят о повышенных продажах в категории fresh.

Конкуренты «Роста» также планируют выходить на иностранные рынки. Гендиректор ТД «Мое лето» Вагиф Бикулов говорит, что компания ведет переговоры о продукции в европейские страны и ОАЭ, пробные партии уже отправлены. Президент АПХ «Экокультура» Александр Рудаков также называет первоочередным направлением экспорта страны Персидского залива. У рынков ОАЭ и Саудовской Аравии огромный потенциал, особенно летом, в этих регионах собственное производство дорого из-за высоких температур, а в России себестоимость томатов, наоборот, минимальная, рассказывает он.

Главные риски в этом направлении несет логистика. Как отмечает господин Рудаков, самый быстрый способ доставки, который позволяет сохранить максимальный срок годности,— авиасообщение, но такой вариант приведет к резкому росту себестоимости. «Экокультура» будет тестировать доставку овощей в страны Персидского залива в ближайшее время, добавляет он.

Гендиректор «Технологий роста» Тамара Решетникова согласна, что рынок ОАЭ может быть интересным в том числе за счет невысокой доли собственного производства. Но, напоминает она, гораздо ближе к стране находятся поставщики из Марокко, Испании, Греции, Италии, «там также падает покупательская способность, и производители овощей также будут искать новые рынки сбыта». В странах ЕС также гораздо выше конкуренция, и потребители испытывают влияние кризиса, сокращая покупки в первую очередь премиальных продуктов, говорит она.

Источник: Коммерсантъ

Читать все новости