Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Регулирование ВЭД. Валютное регулирование

О принимаемых мерах по либерализации российского законодательства в сфере валютного контроля.

 

1. Принятый Федеральный закон от 16.11.2011 № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 311-ФЗ) разработан в соответствии с пунктом 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации 06.12.2010 Пр-3529 (по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 29.11.2010), поручением Правительства Российской Федерации от 16.12.2010 № ВП-П13-8625 и вступил в силу 28 ноября 2011 года. Концепция Закона № 311-ФЗ была предложена Росфиннадзором.

Закон № 311-ФЗ предусматривает дифференцированный подход при определении наказания в зависимости от сроков задержки представления документов, одновременно определяя низший и высший пределы административного штрафа с целью обеспечения индивидуализации наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, степени вины правонарушителя. При этом Закон № 311-ФЗ вводит установление такого вида административного наказания, как предупреждение.

В предусмотренных Законом № 311-ФЗ  случаях административные штрафы существенным образом снижены.

2. Федеральный закон от 16.11.2011 № 312-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 312-ФЗ) разработан во исполнение пункта 2.4 Плана мероприятий по оптимизации процедур в сфере таможенного администрирования и валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом высокотехнологичной продукции, одобренного протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.04.2010 № 100, пункта 5 Плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 № 1974-р и вступил в силу 28.11.2011 года. Концепция Закона № 312-ФЗ предложена Росфиннадзором.

Закон № 312-ФЗ вносит изменения в способ определения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение и уточняет санкцию, предусмотренную частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, путем установления дифференцированного размера административных штрафов за невыполнение резидентами в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, в зависимости от факта незачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках и/или от факта зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках, но с нарушением срока такого зачисления.

Размер санкций за задержку поступления денежных средств на счета в уполномоченных банках увязан со ставкой рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, действовавшей в период просрочки, и определяется в зависимости от размера суммы денежных средств, зачисленных с нарушением установленного срока на счета в уполномоченных банках, с учетом длительности просрочки зачисления.

Таким образом, к резидентам будут применяться соразмерные санкции в зависимости от суммы и сроков нарушения требований  по репатриации денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), путем снижения административной ответственности при незначительном нарушении сроков репатриации таких денежных средств.

В связи с новой редакцией диспозиции части 4 статьи 15.25 КоАП РФ внесены соответствующие изменения в статью 3.5 КоАП РФ, определяющую принципы установления размера административного штрафа, в частности ее дополнения нормой об установлении возможности исчисления размера административного штрафа как суммы денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока.

3. Федеральным законом от 06.12.2011 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» существенно упрощены процедуры валютного контроля (далее – Закон № 406-ФЗ).

Закон № 406-ФЗ разработан в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 и пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации 04.08.2010 № Пр-2279 (по итогам заседания 27.07.2010 Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России) и поручением Правительства Российской Федерации от 15.08.2010 № ВП-П13-5668.

Закон № 406-ФЗ вступает в силу 05.06.2012 за исключением положения абзаца 3 подпункта «г» пункта 6 статьи 1 Закона № 406-ФЗ вступающего в силу с 01.01.2013.

В целях оптимизации валютного контроля при осуществлении внешнеторговых сделок с товарами путем сокращения документооборота, а также уточнения компетенции таможенных органов как агентов валютного контроля, для перехода на оформление паспорта сделки в электронном виде, сокращения объема информации, необходимой для оформления паспорта сделки, Законом № 406-ФЗ:

1). Закреплены права и обязанности резидентов по представлению уполномоченным банкам информации об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговой сделке путем передачи резидентам товаров, выполнения работ, оказания услуг в счет осуществленных авансовых платежей (изменения в статье 19 Закона № 173-ФЗ) для указания в ведомостях банковского контроля. Порядок такого представления должен быть разработан Центральным Банком Российской Федерации;

2). Уточнена компетенция Центрального банка Российской Федерации по установлению единых правил оформления в уполномоченных банках паспорта сделки с учетом определения в законе исчерпывающего перечня сведений, подлежащих указанию в паспорте сделки, и требуемых для его оформления подтверждающих документов (изменение в статье 20 Закона    № 173-ФЗ). Введенные Законом № 406-ФЗ изменения освобождают резидентов от обязанности переоформлять паспорт сделки в случае изменения сроков исполнения текущих обязательств по контракту, а также иных сведений о контракте, не включенных в перечень, установленный Законом № 173-ФЗ.

3). Установлена обязанность для уполномоченных банков передавать  в срок не превышающий трех рабочих дней оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (изменение в статье 20 Закона № 173-ФЗ).

4). Уточнены функции Правительства Российской Федерации в части координации деятельности в области валютного контроля органов и агентов валютного контроля (изменение в части 6 статьи 22 Закона       № 173-ФЗ).

5). Дополнен перечень документов, запрашиваемых агентами валютного контроля, документами, необходимыми  для подтверждения статуса физического лица – нерезидента (дополнение пунктом 14 части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ). Перечень расширяется с учетом документов, вновь введенных в определении понятия нерезидента.

6). Введен принцип однократности представления документов резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля и регламентация видов представляемых документов (изменения в части 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

7). Уточнена компетенция таможенных органов при таможенном оформлении товаров, передаче в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам, а также установление обязанности таможенных органов передавать данную информацию в электронном виде в уполномоченные банки не позднее трех рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров (новая часть 6.1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

8). Установлена обязанность для уполномоченных банков и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентов валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом – резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ передавать органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения (новая часть 9.1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

9). Регламентированы вопросы информационного обмена в форме электронных документов между органами и агентами валютного контроля в целях осуществления валютного контроля, защиты передаваемой информации (новая часть 17 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

Создаваемый Законом № 406-ФЗ благоприятный режим для осуществления внешнеэкономической деятельности, в том числе инновационных компаний, послужит ее развитию. Налаживание обмена информацией в форме электронных документов, позволит сократить сроки выпуска товаров и снизить риски неопределенности по срокам поставок товаров для участников внешнеэкономической деятельности.

Материал подготовлен Управлением валютного контроля Росфиннадзора, 2012 г.