Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

Международные усилия по развитию экспортной деятельности в Российской Федерации

1. Тарифные преференции российским экспортерам в рамках Общей системы преференций ООН

2. Программы по развитию экономического сотрудничества Европейского союза и России

1. Тарифные преференции российским экспортерам в рамках Общей системы преференций ООН

Тарифные преференции являются инструментом снижения общеэкономических издержек российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья.

В целях получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут воспользоваться невзаимными преференциальными режимами, предоставляемыми странами Европейского союза (ЕС), США, Канадой и Турцией в рамках Общей системы преференций ООН.

Российская Федерация, в соответствии с классификацией ООН, входит в перечень стран с переходной (транзитивной) моделью экономики, поэтому российские экспортеры могут претендовать на более благоприятный режим ввоза своей продукции, нежели РНБ.

Преференциальные режимы импорта Европейского союза (ЕС), США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных (по сравнению с базовыми) или нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении определенной группы российских товаров.

Преференциальный режим импорта товаров предоставляется развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке Российской Федерации и не противоречит нормам и правилам ВТО.

Условия предоставления тарифных преференций и правила определения страны происхождения товаров, в отношении которых применяется преференциальный режим, у большинства государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

 

Преференциальный режим в отношении товаров стран-получателей (бенефициаров) предоставляется в случае выполнения следующих базовых условий:

1. Происхождение товара из страны бенефициара (или группы стран-бенефициаров) подтверждается сертификатом о происхождении товара по форме «А».

В России уполномоченным органом по выдаче экспортерам сертификатов происхождения товаров по форме «А» и по форме «СТ-1» является Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

2. Выполняется непосредственная закупка товара в стране – пользователе преференциального режима

Для российских экспортеров-пользователей преференциального режима иностранного государства правило непосредственной закупки будет считаться выполненным, если товар, приобретается импортером страны, предоставляющей тарифные преференции, у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

3. Выполняются условия прямой поставки

Отгрузка товаров производится непосредственно из Российской Федерации в страну, предоставляющую преференциальный режим в отношении российских товаров.

Указанное правило также считается выполненным в случае, когда:

  • товары транспортируются транзитом через территорию третьих стран в силу географических, транспортных и экономических причин;

  • товары находились в режиме временного складирования под таможенным контролем на территории третьих стран;

  • товары приобретены в третьей стране во время или после проведения выставки или ярмарки при условии, что они находились в неизменном состоянии в этой стране.

Для подтверждения этих режимов достаточно наличия отметок таможенных органов стран, через которые транспортировались товары, на товаросопроводительных документах.

Вместе с тем страны дальнего зарубежья могут устанавливать иные критерии и правила определения происхождения преференциальных товаров, определенные в каждой стране национальным законодательством.

Согласно международным рекомендациям страной происхождения товара считается государство, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями.

Полностью произведенными товарами в стране-пользователе тарифных преференций считаются:

а) полезные ископаемые, добытые на территории данной страны или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;

б) растительная продукция, выращенная или собранная на территории данной страны;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная от выращенных в данной стране животных;

д) продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов, произведенная в данной стране;

е) продукция морского промысла, добытая в Мировом океане судами данной страны, а также судами, арендованными (зафрахтованными) данной страной;

ж) продукты, изготовленные на борту плавучих рыбозаводов данной страны, а также на борту плавучих рыбозаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно из продуктов, упомянутых в подпункте "е";

з) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

и) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

к) товары, при выработке которых использовалась исключительно продукция, включенная в список полностью произведенных товаров в данной стране (пункты от «а» до «и»), также будут считаться полностью произведенными в данной стране.

Если в производстве преференциального товара участвуют две и более страны, то страной происхождение товара считается государство, в котором были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие любому критерию достаточной переработки товара.

Основными критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:

  • Изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков в результате переработки товара.

  • Правило адвалорной доли – если товар подвергся обработке или переработке в одной или нескольких странах-бенефициарах, то стоимость использованных в этом процессе компонентов (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий) из стран-пользователей преференциального режима должна составлять определенную регламентируемую долю в стоимости товара.

Правило адвалорной доли является основным критерием при определении страны происхождения товара.

При выполнении указанных условий товары, экспортируемые из России в страны дальнего зарубежья, подпадают под действия национальных систем преференций.

Информацию о ставках базовых и преференциальных ввозных таможенных пошлин ЕС, США, Канады, Турции можно найти на специализированных сайтах.

С действующими ставками пошлин  Тарифа Евросоюза можно ознакомиться в «on-line” базе данных Комиссии ЕС «European Commission TARIC Consultation» 

 Ставки таможенных пошлин Тарифа США можно узнать на сайте Комиссии по международной торговле США

Тариф США (по состоянию на 1 января 2011 г)

Примечание:  В настоящее время в отношении примерно 3 400 товарных позиций Таможенного тарифа США действует беспошлинный преференциальный режим импорта, в том числе и для России. Право на использование преференциального режима обозначается символами в первой специальной колонке тарифа и имеет ряд вариаций. Так, тарифные позиции, обозначенные буквой «А» входят в перечень преференциальных товаров для всех стран-бенефициаров. «А*» означает, что преференциальный беспошлинный режим ввоза данных товаров предоставляется избирательно, т.е. действует не для всех стран-бенефициаров (возможны исключения отдельных стран в.ч. и России). Символ «А+» означает, что преференциальный режим предоставляется только для товаров из наименее развитых стран.

Со ставками таможенных пошлин Канады можно ознакомиться на сайте Канадского агентства пограничных служб («Canada Border Services Agency»)                                                      

Раздел сайта, посвященный Тарифу Канады

Полный (по состоянию на 29 апреля 2011 года) Таможенный тариф Канады

 

Примечание: В Таможенном тарифе Канады преференциальные ставки пошлин в рамках Общей системы преференций ООН обозначены в столбце, имеющем буквенное обозначение «GPT» (General Preferential Tariff).

 

2. Программы по развитию экономического сотрудничества Европейского союза и России

Программа сотрудничества ЕС и России призвана содействовать Российской Федерации в проведении основных экономических и социальных преобразований. В основу такого сотрудничества было положено сочетание опыта ЕС в сфере рыночной экономики и демократии с российской спецификой и знаниями.

Программа сотрудничества ЕС и России берет свое начало с Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 года.

Среди реализованных направлений программы сотрудничества ЕС и России – поддержка реформ государственных институтов, правовой и административной сферы, помощь частному сектору в области экономического развития (в том числе во внешнеэкономической деятельности), минимизация социальных последствий переходного периода, обеспечение ядерной безопасности.

Программа технического содействия ЕС «Тасис» действовала в России с 1991 по 2006 год (проекты, осуществляемые в рамках соглашений о финансировании программ Тасис 2006 года, будут реализовываться в России до 2013 года).

В период с 1994 по 2006 год программа сотрудничества ЕС и России финансировалась через Тасис  (программу технического содействия странам СНГ). Российская Федерация получила самый большой объем финансирования проектов по программе «Тасис» на постсоветском пространстве – около половины всего бюджета программы. С момента запуска программы в 1991 году в 58 регионах России осуществлено свыше 1 500 проектов на общую сумму более 2,7 миллиардов евро.

ЕС и Россия постепенно переходят к диалогу равных: совместно финансируют проекты и обращают особое внимание на сферы общих стратегических интересов.

Позже стратегическое партнерство ЕС и России стало развиваться в рамках четырех общих пространств. Это включает в себя 1) общее экономическое пространство 2) общее пространство в сфере свободы, безопасности и правосудия, 3) общее пространство в сфере внешней безопасности и 4) общее пространство в сфере образования, науки и культуры.

На саммите ЕС-Россия в мае 2005 года стороны приняли «дорожные карты» для четырех общих пространств. В «дорожных картах» зафиксированы общие цели отношений ЕС-Россия и план действий, необходимый для их достижения. Все новые проекты на территории РФ будут решать задачи, закрепленные в дорожных картах.

Приоритетными регионами для сотрудничества ЕС и России являются Северо-запад России и Калининградская область. Направления и задачи совместной проектной работы в этих регионах не ограничиваются четырьмя общими пространствами, и разрабатываются в рамках программы «Северное измерение», охватывающей также здравоохранение, социальную сферу, вопросы экологии и приграничного сотрудничества.

Вместо Тасис с 1 января 2007 года действует новое положение о Инструменте европейского соседства и партнерства (ИЕСП). Финансовое сотрудничество, согласно этому документу, будет, как и прежде, заключаться в финансировании проектов. Стороны будут обеспечивать совместное финансирование и отбирать проекты в соответствии с общими стратегическими интересами. Выбор области сотрудничества теперь будет опираться исключительно на «дорожные карты», выработанные в рамках четырех общих пространств а также в рамках программы «Северное измерение».

Утверждение конкретных проектов (как Тасис, так и ИЕСП) – это многоэтапный процесс:

1 этап

Процесс формирования совместных проектов начинается на политическом уровне. Европейская Комиссия и представители российских государственных структур совместно проводят анализ ситуации, рассматривают перспективы, определяют приоритеты. Затем в документе «Стратегия деятельности ЕС в России» фиксируются оговоренные приоритетные направления программы.

2 этап

Руководствуясь «Стратегией деятельности ЕС в России», Европейская Комиссия и Правительство Российской Федерации определяют объем денежных средств, которые планируется направить на решение приоритетных задач. После этого разрабатывается четырехлетняя Национальная индикативная программа (НИП).   Текущая Национальная индикативная программа рассчитана на 2007-2010 годы.

3 этап

Основываясь на положениях Национальной индикативной программы, в Европейская Комиссия утверждает годовые Программы действий  (Action Programmes).  данных программах детально описаны отдельные проекты, задача которых – способствовать достижению целей, указанных в Стратегии деятельности ЕС и НИП.

По завершению процесса разработки Европейская Комиссия выбирает контракторов на тендерной основе.

Программа сотрудничества ЕС и России стремится создать все условия для того, чтобы эксперты ЕС передавали знания и опыт своим российским партнерам, которые смогут продолжить применение этих знаний в России после окончания проекта.

Программа активно способствует развитию партнерства и сообщества, проведению совместных исследований и образовательных проектов на территории стран ЕС и стран-партнеров. Европейская Комиссия открыта для предложений и рекомендаций: российские государственные органы, неправительственные организации и другие институты могут направлять их местным органам власти или представительству Европейской Комиссии в России. Консультационно-техническое содействие по проведению национальных программ в России осуществляет Минэкономразвития России и Минрегион России.

Дополнительную информацию по сотрудничеству в рамках ЕИСП можно найти на сайте: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/