Данный сайт не поддерживает версии Internet Explorer ниже 10.
Для корректной работы сайта обновите браузер или установите один из современных браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera).
Добро пожаловать, Гость!

забыли пароль?

министерство экономического развития российской федерации

О преимуществах экспорта продукции, маркированной товарным знаком или имеющей свидетельство об исключительном праве на наименованием места происхождения товаров

В современных условиях развития мировой экономики, глобализации рынков сбыта и жесточайшей конкуренции повысился интерес хозяйствующих субъектов к использованию товарных знаков и наименований мест происхождения товаров (далее – НМПТ) для индивидуализации продукции, реализуемой не только на отечественных, но и на зарубежных рынках.

Это связано с тем, что успешное продвижение экспортируемой продукции на рынке во многом зависит не только от её объемов, ассортимента и качества, но и от надлежащей охраны и защиты используемых для маркировки товаров объектов интеллектуальной собственности в странах поставки.

Названные выше средства индивидуализации, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности, могут эффективно способствовать реализации этой задачи.

При этом следует исходить из того, что использование товарного знака или НМПТ на экспортируемой в зарубежные страны продукции требует обеспечения правовой охраны их товарных знаков и НМПТ в странах поставки.

Это может осуществляться на основе национального законодательства соответствующей страны или международных соглашений, которые заключены Российской Федерацией со странами, представляющими интерес при вывозе конкретной продукции.

Нельзя не отметить того, что в области товарных знаков – одного из самых действенных средств рекламы, законодательство большинства ведущих стран мира максимально гармонизировано и позволяет регистрировать словесные, изобразительные, объемные обозначения или их комбинации. В ряде стран, в том числе и в Российской Федерации, законодательство, как и Гражданский Кодекс, предусматривает также возможность регистрации иных обозначений (например, звуковых, обонятельных, голографических, движущихся и т.д.).

Что касается НМПТ, которые наряду с товарными знаками могут являться «безмолвными продавцами» в процессе продвижения товаров на зарубежных рынках, то в настоящее время во многих ведущих странах мира, в частности, являющихся членами ВТО, действует законодательство, позволяющее обеспечивать правовую охрану НМПТ.

При этом следует отметить, что НМПТ имеет не только экономическое, но и социальное значение, поскольку сопровождает традиционные, зачастую уникальные товары. Такие товары могут отражать историю России, являясь объектами ее материальной и духовной культуры.  Важно также иметь в виду, что, исходя из существа объекта, он всегда гарантирует наличие в сопровождаемом товаре особых свойств, определяемых географической средой (природными и/или людскими факторами) места происхождения товара.

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 1620 НМПТ. В их числе «Башкирский мед», «Нарзан», «Вологодское масло», «Абрау-Дюрсо», «Адыгейский сыр», а также «Вологодское кружево», «Хохлома», «Тульский самовар», «Гжель», «Оренбургский платок»,  «Велико-Устюжское чернение по серебру» и др.

Гражданским Кодексом Российской Федерации предусмотрено право российских юридических лиц и граждан регистрировать свои товарные знаки и НМПТ в иностранных государствах. При этом необходимо отметить, что заявка на регистрацию НМПТ в иностранном государстве может быть подана после государственной регистрации НМПТ и предоставления исключительного права на такое наименование в Российской Федерации.

Для регистрации товарных знаков может быть использована международная система регистрации знаков, регулируемая Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к нему, участницей которых является Россия.

Кроме того, на данный момент для Российской Федерации также действуют следующие международные соглашения, которые могут быть использованы отечественными производителями, реализующими продукцию для обеспечения правовой охраны товарных знаков и НМПТ в странах экспорта:

  1. Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (подписано 4 июня 1999 г. – вступило в силу на территории 101 стран СНГ, а также Грузии, в том числе, в Российской Федерации);
  2. Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний между Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Национальным институтом происхождения и качестве Франции (ИНАО) (подписано 27 ноября 2009 г.);
  3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конференции об охране географических указаний и наименований мест происхождения товаров (подписано 29 апреля 2010 г., вступило в силу с 1 сентября 2011 г.).